Ливанов о реформе ЕГЭ: «плавно, без резких движений»

В преддверии 1 сентября государственные умы вновь озаботились школьной темой. Видимо, слабые результаты сдачи госэкзаменов в прошлом учебном году не дают покоя работникам Министерства образования. Не дают покоя в прямом смысле: сегодня утром министр образования Ливанов уже сделал заявление для прессы.

Ливанов

Как передаёт «Интерфакс», Д. Ливанов, находящийся в Петропавловске-Камчатском, сообщил журналистам, что из единого государственного экзамена по русскому языку в 2015 году будет исключён пункт «А». Именно этот пункт содержал задание, предусматривающее варианты ответов.

«По математике и литературе это уже сделано, — отметил министр. — В 2015 году мы это сделаем по русскому языку, то есть там не будет заданий с выбором ответа. И в следующем году по остальным предметам также очень серьёзно будет сокращено число таких вопросов».

По какой такой причине Минобразования решило нанести удар по тестовым частям экзаменов? Ведь ранее именно введение тестов (по американскому образцу, надо сказать) стало существенной частью школьной образовательной реформы — новацией, поскольку в советской системе образования ничего подобного на выпускных экзаменах не предусматривалось.

Господин Ливанов дал журналистам объяснение.

Он сказал, что важно сделать так, чтобы ответ нельзя было угадать. ЕГЭ должен проходить объективно. Министр добавил: «Поэтому часть с выбором ответа будет поэтапно исключаться из заданий единого экзамена. Просто важно, чтобы мы двигались плавно, без резких движений, для того, чтобы школы, учителя и ученики адаптировались к этим изменениям».

Насчёт последнего, кстати, министр мог бы не волноваться. Наши ученики к чему только не адаптировались. Реформа образования в стране началась ещё в горбачёвские времена, когда ввели вместо 10 классов одиннадцать. И продолжается по сей день. Четверть века сплошной адаптации!

Напомним также, что сегодня ЕГЭ — одновременно и выпускной школьный экзамен, и вступительный экзамен в высшее учебное заведение. Что до русского языка, то результаты экзамена по этому предмету обязательны при поступлении в вузы на любую специальность.

Что такое ЕГЭ по русскому языку сегодня, можно посмотреть на официальном информационном портале единого государственного экзамена.

ЕГЭ, и особенно его тестовая часть, часто подвергались в России критике. Вполне заслуженной. Лейтмотив такой критики — оболванивание учеников, превращение их в тех, кто не умеет читать, но умеет вставить буковки вместо пропусков или галочку в тесте. А библиотекари уже многие годы отмечают тот печальный факт, что ученики старших классов перестают посещать абонементные и читальные залы, поскольку их «натаскивают на ЕГЭ». Согласитесь, натаскивание и учение — вещи разные.

Напомним и о том, что прогрессивная часть российского общества давно бьёт тревогу, призывая «спасать» русский язык. Язык и вправду нужно спасать: в конце минувшего учебного года Минобразования из-за плохих результатов ЕГЭ по русскому языку снизило минимальный порог оценки по этому предмету с 36 до 24 баллов.

Вероятно, общественная критика начала наконец доходить до скрипучей государственной машины. Теперь, похоже, шестерёнки этой громоздкой машины закрутятся в обратную сторону. Если прежде государство было нацелено на реформирование советской системы образования, то ныне преобразования пойдут вспять: чиновники отреформируют отреформированное. Тенденции к сближению со старой системой доказывает и тяготение правительства и экспертов к единым школьным учебникам.

А школьники — что? Адаптируются, конечно…

Олег ЧУВАКИН,

фото: сайт Минобрнауки

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: