Некоторые члены российского Пен-клуба защищают автора нацистских стихов

Очередной скандал вспыхнул вокруг Улицкой, Ерофеева и компании. В очередной раз эти писатели поддерживают право на ненависть к нашей стране и экстремистские призывы типа «накормить русских свинцовой кашей».

К этому призывает в своих стихах некто Александр Бывшев, учитель из Орла. Он разместил в социальных сетях свое стихотворение «Украинским патриотам», в котором призвал не отдавать ни пяди Крыма путинским чекистам.

Против Бывшего завели уголовное дело по обвинению в экстремизме, но, как ни странно, стихи эти нашли живой отклик и поддержку среди ряда членов российского Пен-клуба.

Александр Бывшев

Литературное общество расколото. Оно поделилось на тех, кто за неизвестного орловского поэта Александра Бывшего, и тех, кто против. Всему виной его стихотворение «Украинским патриотам», которое он выложил в социальной сети.

«На подступы все москальской банды

Ответьте по-бандеровски, друзья:

«Пусть захлебнутся кровью оккупанты!»

Иначе «с теми гадами» нельзя».

Украинским патриотам поэт предлагает своеобразный рецепт. Вдохновляясь примером нацистского преступника Романа Шухевича, «накормить русских свинцовой кашей».

Вот как откликнулись на это стихотворение российские читатели.

«Мерзкие, подлые и бездарные стишата» (М. Каришнев-Лубоцкий).

«Как глупо. Эта болезнь сегодня называется майдан головного мозга» (Mery N).

«Это, конечно, клиническая русофобия. Это очевидно… Ненавидит страну, в которой живет, и на языке которой он сочиняет эти свои строчки» (Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты»).

За откровенные призывы к насилию районным судом Орловской области стихотворение было признано экстремистским. Вроде бы, справедливо, но это возмутило некоторых членов так называемого российского Пен-клуба.

Они выступили в защиту Александра Бывшего, обвинив суд в политической подоплеке этого дела.

«Оставляя в стороне нравственные и литературно-критические оценки стихов Бывшего, мы, члены русского Пен-центра, не можем выразить тревогу по поводу опасного прецедента возобновления в нашей стране практики уголовного преследования автора литературного текста».

Удивляет одно: почему Пен-клуб проявляет такую избирательность в выборе своих подзащитных. Центр не вступился за поэта Юрия Юрченко, которого захватили в плен украинские националисты и неделю держали в железном шкафу; не откликнулся на смерть трех одесских поэтов, заживо сожженных в Доме профсоюзов.

Зато поддержал антироссийски настроенного рифмоплета. Вот, кстати, что он пишет о жертвах трагедии в Одессе.

«Вредителей этих возьмешь лишь огнем –

Горят колорады за милую душу!»

Писатель Федор Раззаков не удивлен такой избирательности ряда членов Пен-центра.

«Он появился в 1989 году, когда уже фактически начался демонтаж социализма и вслед за ним и демонтаж всей страны. Развал Советского Союза. Именно в этот момент Пен-центр и появился. Он назывался русский Пен-центр. Он и сейчас так называется. Но я бы вот это слово «русский» взял бы в кавычки, потому что это антирусский проект. Тогда он назывался антисоветский, а на самом деле это антирусский проект, типично прозападный проект, который создан по указке с Запада, руководится им, средства выделяются, инструкции оттуда идут. Это однозначно. Просто все завуалировано, но это все, на мой взгляд, достаточно легко читается, особенно на фоне сегодняшних украинских событий» (Федор Раззаков, писатель, историк).

Как можно оказывать поддержку автору подобных стихов, вызывает вопрос даже у членов самого Пен-клуба. Так, Ефим Бершин направил руководству письмо, в котором осудил писателей, выступивших в защиту орловского поэта.

«Как можно поддерживать такого человека, как можно поддерживать его письмо к украинским властям, где буквально написано следующее: «Чем больше цинковых гробов прибудет, в том числе, и в Россию, тем лучше». Поэтому говорить о творчестве здесь не приходится. Это не творчество. Если нацизм как-то проявляется, даже в рифмованном виде, то это не творчество, это нацизм» (Ефим Бершин, член исполкома русского Пен-центра).

Ефим Бершин

Но, похоже, нацистские взгляды и экстремистские убеждения автора видят все, кроме его защитников. Среди них известная своими русофобскими заявлениями Людмила Улицкая, которая, в частности, уверяла, что ее страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия, и поэтому призывала европейских лидеров остановить Россию. Виктор Ерофеев, назвавший в свое время русских «свиными рылами», сделавших, по его словам, все, чтобы не стать Европой: прогнали в 17 веке якобы цивилизованных поляков, а в 19 веке разбили вторгшегося в Россию европейца Наполеона. Среди тех, кто поддержал Бывшего, конечно же, и музыкант Андрей Макаревич.

«Так у них затесаны мозги, что они не хотят усиления России. Все действия нашей власти они трактуют как отрицательные, а все действия, скажем, Запада, они трактуют как положительные, что бы кто ни делал. Наша власть, скажем, устанавливает конституционный порядок, допустим, на Кавказе – это плохо. Американцы бомбят Югославию – это хорошо. Почему? Объяснить невозможно. Ну, такие вот люди» (Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты»).

Тем временем свалившаяся на орловского поэта популярность, похоже, окончательно вскружила ему голову. Он сравнивает себя с Бродским. Его переводят европейские и американские газеты, называя борцом против режима. Украинские журналисты наперебой берут у него интервью.

Если до этого его графоманские вирши цитировала наизусть только Валерия Новодворская, то теперь он сам исполняет свои сочинения.

«Зерна зла всюду с щедростью сея,

Без паскудств ты не можешь ни дня.

Будь ты проклята, Раша-Расея!

И Господь да услышит меня!»

«Что такое поэт вообще? Человек, который живет собственным сердцем и собственной моралью. Когда ты мораль потерял, на что ты вообще можешь претендовать?» (Сергей Есин, писатель, профессор литературного института имени А.М. Горького).

Литературная газета, в свою очередь, выразила надежду, что Пен-клуб все-таки найдет в себе силы, чтобы не дать превратить писательскую структуру в филиал партии любителей Бандеры и Шухевича, но уже очевидно, что силы некоторых участников правозащитной организации направлены как раз на обратное.

Виктор КОЛМОГОРОВ