Анну Неркаги – писательницу с Ямала – номинировали на Нобелевскую премию

Мало кто знает, что в молодости Анна Неркаги два года жила в Тюмени – училась на геологоразведочном факультете Тюменского индустриального института. Мало кто вообще помнит, что она жила в городе… Анна Неркаги – человек-легенда. Живая легенда. По одной из ее книг был снят одноименный фильм «Белый ягель», ставший сенсацией на прошлогоднем Московском международном кинофестивале. А буквально на днях Уральский федеральный университет выдвинул Анну Неркаги в кандидаты на получение Нобелевской премии по литературе – за мифологизм прозы и страстное отстаивание культурной самобытности малого северного народа. В фильмах о ней  говорят как о философе, апостоле тундры, писателе-кочевнике, исключении из правил, женщине, воспитавшей в тундре не одно поколение приемных детей.

Анна Неркаги является также директором окружного православного лагеря Земл надежды

Родилась Анна Неркаги в 1952 году в горах Полярного Урала у подножья хребта Сайрей. В 1970 году окончила среднюю школу в посёлке Аксарка, после чего поступила на геологоразведочный факультет Тюменского индуса, где проучилась всего два года… Но с учебой не сложилось. Она вернулась на Ямал. Правда, с Тюменью ее продолжала связывать крепкая взаимосвязь. Ее творческим, литературным наставником был тюменский писатель Константин Лагунов. Он всегда подталкивал ее к творчеству, критикуя за долгую тишину.

Константин Лагунов писал Анне Неркаги: «Мировая история не знает писателя-кочевника. Эти два понятия несовместимы. Они взаимо исключают друг друга. У тебя впереди еще достаточно лет, чтоб реализовать данный тебе Богом дар, создав такие литературные произведения, которые войдут в сокровищницу российской и мировой культуры. Кончай кочевать. Садись за письменный стол. Пиши. Пиши. Пиши…»

В 1977 году вышла первая повесть Неркаги «Анико из рода Ного». Затем в журнале «Урал» была напечатана её повесть «Илир». Позднее обе повести переиздавались. Повесть «Белый ягель» вышла в 1995 (сокращённая версия) и в 1996 (полная версия) годах. В 1996 году вышла повесть Неркаги «Молчащий». В 2014 году повесть «Белый ягель» экранизировали. Фильм снимали в тундре в 40-граусный мороз, общий бюджет картины превысил 90 млн рублей.

Впрочем, ее литературное творчество – лишь небольшой штрих в ее удивительной судьбе. Она чувствовала себя одинокой в городе. Вернулась в тундру и почувствовала себя полноценным человеком. Создала Крестьянско-фермерское хозяйство «Земля надежды». Бог не дал ей своих детей… Но радость материнства не обошла ее стороной. Она занялась воспитанием приемных детей. Построила храм…

163_NDVD_212

«Теперь жизнь Анны посвящена детям. Раньше она собирала по тундре оленят, оставшихся без матери, и выхаживала их. Теперь Анна стала матерью для нескольких десятков сирот — брошенных родителями детей. Она называет их «человеческими детенышами», – рассказывает об Анне  Павловне Александр Богатырев, снявший один из первых фильмов о ней. – Посреди тундры вырос поселок. Но не газовиков и не нефтяников. Над озером устремилась в небо шатровая колокольня православного храма. Вокруг него несколько добротных деревянных домов. Поодаль стоят чумы. Дети живут и в домах, и в чумах. Анна хочет, чтобы ее дети остались в тундре навсегда. Их обучают и светским наукам, и Закону Божьему. Каждый ребенок имеет свое послушание. Трудятся все, даже «полторашки» – полуторагодовалые детки. Хоть маленькую вязанку хвороста, но изволь принести. Детям и труд в радость, и игры после исполнения трудов. Они разбегаются по поляне, собирают ягоды. Кто-то играет возле ручья. Малыши качаются на качелях, а кто-то уединяется с книгой. Полтора детка малышей вместе со старшими детьми не отходят от мамы Ани и слушает то, о чем она рассказывает городским людям. Там, в городах, детей балуют. Они не делают никакой работы. Лишь компьютерные стрелялки. Анна говорит о том, что старается для этих детей создать уголок рая, где их любят, куда они всегда смогут вернуться, если захотят уехать».

Кроме того, каждое лето на территории фермерства проходит Окружной детский православный палаточный лагерь “Земля надежды”, где иногда отдыхают и ребята из Тюмени.

Земля надежды. Ямал. слева – о. Иоанн, в центре – Анна Павловна и ее муж Николай Ремезов. фото из соцсети ВКонтакте

К нефтяникам и газовикам у нее особое отношение. «Еду я в автобусе с буровиками и слушаю, и   о чем они говорят. Только о деньгах. Сколько получили, сколько собираются получить, – рассказывала она. – Как мастер обманывает их, записывая заниженную выработку. Помолчали и снова о деньгах. А я думаю, вот сижу я — ненка. Хоть бы кто-нибудь подсел ко мне и спросил, как я живу. Рада ли я тому, что они делают с моей землей. Что от их ударного труда скоро в тундре не останется живого места, и нам придется переехать в города, где наши мужики сопьются и умрут. Или хотя бы просто поболтали со мной о чем угодно. Нет. Они не замечают меня. Я для них — пустое место. Они снова помолчали и снова заговорили о деньгах. Что же это за люди!? У них вместо сердца — купюры. Страшный человек пришел сюда. Он не щадит ни земли, ни людей. И будет ли ему прок от заработанных денег…»

В гости к знаменитой писательнице приезжают даже VIP-персоны

У нее очень сильный слог, глубокие мысли. Она умеет через образы и мельчайшие детали передать настроение, атмосферу и тот смысл происходящего, который сквозит между строк…  Писательского образования у нее нет, за всю жизнь написано всего 4 книги. Но этого, уверены в УрФУ, достаточно.

«Почему наше внимание сосредоточилось на ней: за то, что она сделала вот эти 4 книги, которые у нее есть, они по проблематике — совершенно злободневны. Ибо мы живем в процессе глобализации, и эта цивилизация нас всех унифицирует. Но мы ведь друг другу интересны не столько тем, чем похожи друг на друга, сколько тем, чем отличаемся. И вот это отстаивание своей культурной самобытности — оно гораздо симпатичнее выглядит, нежели такое милитаристское настаивание на своей неповторимости», – цитируют тележурналисты профессора УрФУ и литературного критика Леонида Быкова.

Отметим, последним российским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году был Иосиф Бродский. До него награду получали Александр Солженицын, Михаил Шолохов, Борис Пастернак и Иван Бунин.

P.S. Фильм об Анне Неркаги можно посмотреть здесь.

Нина ПЕТРОВА