Юным читателям представили книгу «Согретые Сибирью»

В библиотеке семейного чтения имени Пушкина представили юным читателям из школы №89 проект Ивана Кнапика «Согретые Сибирью». Книга основана на документальных фактах: архивных данных, письмах воспитанников, воспоминаниях педагогов. Это серьезный журналистский труд, историческое исследование событий военного времени.

Иван Кнапик, автор проекта:

— Детским садам в военное время предписывалось в короткое время собрать своих воспитанников и отбыть по месту назначения, воспитатель заменяла маму малышам все 24 часа в сутки. На вокзалах создаются эвакопункты, которые работают круглосуточно. В распоряжение детей и взрослых отдавались помещения, которые сначала прибирали, дезинфицировали, пытаясь приспособить для приема детей. Сотрудники эвакопункта — педагоги, врачи-педиатры, воспитатели детских домов и садов, они, сменяя друг друга, круглые сутки выходили встречать эшелоны, совершали обход привокзальной площади, отыскивая потерявшихся детей, также они принимали ребят из эвакуирующихся детдомов. Прямо от вагонов детей вели в столовую. На их кормление в железнодорожной столовой отводилось полчаса, потом детей выстраивали парами, вели в баню и спецпропуск. Заботливые женские руки помогали малышам раздеться, связать в узелок одежду, вложить записку с фамилией. Ребят стригли, мыли и одевали. В эвакопункте каждого регистрировали в специальном журнале учета, что подчас было очень сложно, малыши порой ничего не могли о себе сообщить – ни возраста, ни фамилии, ни места, откуда приехал. Записав на бумажке пункт назначения, ребятам постарше давали ее в руки, малышам — совали в карман или пришпиливали к левому плечу. После этого дети могли уснуть. Утром, позавтракав, каждый из них должен был отправиться в свой пункт назначения.

Опираясь на текст «Согретые Сибирью», прочитаю воспоминания Изабеллы Петровны Вороновой о том, как они прибыли в Казанский район, как их встретили, и что потом было.

«Когда подошли к деревне, был уже день. Усталых, голодных и сильно замерзших, нас завели в помещение. Сначала решили накормить: на столы поставили большие алюминиевые тазики, на дне которых виднелся тоненький слой вареной пшеницы. Ложек не оказалось, есть было предложено руками. Дикими голодными глазами мы смотрели на теплые зернышки, слова «Приятного аппетита!» прозвучали как команда, — и худые, дрожащие детские ручонки тут же заскользили по дну тазиков. Кто-то успел схватить больше, кто-то меньше, одни старательно разжевывали, другие глотали. Если бы нас в это время видели родные матери и отцы, наверное, получили бы разрыв сердца…»

Считалось, что в детском доме дети всегда сыты и одеты, люди, которым было нечем кормить своих малышей, отдавали их в детдома. Давайте посмотрим, чем питались в детских домах.

Та же Изабелла Воронова рассказывает:

«Очень тяжелыми были первые годы эвакуации. Своих продуктов у детского дома не было, нас кормили похлебкой из мороженой капусты и картошки (их покупали у местных жителей). Иногда не было соли, но чтобы не умереть с голоду, ели и так. Вместо чая давали забеленую молоком, чуть подсоленную воду. В 1942 году мы начали разрабатывать землю и высаживать рассаду. Воду черпали из реки, носили на коромысле два ведра. Норма на одного человека – сорок коромысел…»

Поначалу у сотрудников детских домов были проблемы с тем, что их воспитанники обменивали выданные им вещи на продукты питания – брюкву, морковь. По тем временам это было недопустимо. Вещи возвращали, проводили объяснительную работу с детьми, наказывали взрослых, обменявших свои продукты. Позднее ребята будут договариваться с деревенскими, и меняться будут конфеты, пряники, их выдавали в детдоме по особому случаю – к праздникам.

«Мы их угощали печеной картошкой, а они нам конфеты давали… До сих пор помню вкус пряников, которыми они нас угощали. А мы им за это – картовны лепешки. Им в праздники подарки давали, они с нами делились…»

— Вы знаете, меня больше всего поразило, что дети, которые жили со своей семьей – а в то время семья – это мама или бабушка. В тексте они обозначены как «деревенские дети», завидовали воспитанникам детских домов. Я зачитаю несколько отрывков из книги:

«Мы ходили в отрепьях, когда детдомовцы носили одинаковую форму, у них были и теплые вещи, и нарядная одежда, у девочек в волосах красовались разноцветные банты. Мы завидовали их одежде, не потому что выглядели они красиво и нарядно, а потому, что они были одеты тепло и не замерзали. У всех были теплая шапка, фуфайка, валенки». Вспоминает Мусина Инауш Хабировна.

«У детдомовских детей были и учебники, и тетради, и красивые ручки. Все это было аккуратно сложено в портфелях. А у нас, у деревенских, пара тетрадей за пазухой, один учебник на троих – четверых, ни портфеля, ни красивых карандашей. Учились детдомовские лучше нас». Вспоминает Айнуллин Равиль Хусаинович.

Такие воспоминания говорят о том, что жизнь на селе в военное время была чрезвычайно тяжелой, на семью – на троих ребятишек – одна пара валенок, есть практически нечего – все отсылалось на фронт. В тексте присутствуют воспоминания Валентины Дмитриевны Вахрушевой, она попала в детдом из-за тяжелых обстоятельств: мама с утра до ночи на работе, а дети – в поисках съестного, их уже ветром от голода качало и тогда было принято решение, чтобы дети не погибли, отдать их в детский дом, который находился тут же в селе Пятково. И вот старшую из сестер отдают в детский дом, младшую оставляют с мамой. Вот, казалось бы, деревенского ребенка отдают в детский дом, туда, где есть валенки, а на празднике всем дают по конфете. Какова реакция ребенка, изголодавшегося, измучившегося от тяжелой жизни?

Спустя много лет она напишет такие строки:

«Представляете, что это такое – попасть из семьи в детский дом? Что такое всю неделю ждать у ворот маму, тайком выносить для нее из столовой кусочек черного хлеба, прятать его за пазухой и знать, что мама не заберет тебя домой ни сегодня, ни в следующий раз, ни через год? Поэтому я частенько забивалась в угол за печку и тихонько плакала там, зовя маму на помощь…» Вообще, во время своего пребывания в Сибири ленинградские дети старались не общаться с деревенскими, держались обособленно. Это отмечено в большинстве воспоминаний.

PARK72.ru

0

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: