Живая связь с северными традициями

Первых посетителей выставки встретила песней вокальная группа финно-угорских народов «Хэс». «Хантыйская женская песня, – поясняет одна из вокалисток. – Северная женщина все успевала: и детей рожать, и работать, и рукодельничать, и петь, и плясать». Гипнотическое звучание варгана сохранилось в современном металлическом инструменте – раньше их делали из дерева.

Вокальная группа финно-угорских народов «Хэс»

Выставка «Живая архаика Севера» является малой частью музейной коллекции «Традиционное и изобразительное искусство коренных народов Севера». Перед организаторами не стояла задача показать все: не позволяет ограниченность площадей. Поэтому строго отобранные экспонаты скромно разместились в одном небольшом зале. Зато каждый из них является настоящим произведением искусства.

«Северная» выставка уже работала в музее ИЗО, и вновь открылась, после пятилетнего перерыва. Народные мастерицы, глядя на нарядных кукол, вспоминали, что раньше проводили занятия по изготовлению традиционной хантыйской, мансийской, ненецкой игрушки. Для посетителей Музейной ночи уже готовятся такие мастер-классы.

На стенах полотна Константина Панков, считающегося создателем «северного изобразительного искусства», и несколько работ самого знакового сибирского художника Геннадия Райшева. В прошлом году Геннадию Степановичу исполнилось 80 лет, и в честь этого события художник подарил тюменскому музею 18 работ, некоторые из них можно увидеть на выставке.

Человек, мир, и род глазами Геннадия Райшева

«Очень ясно и правильно творчество Райшева понимают дети, – рассказывает куратор выставки Александра ЕФИМОВА. – Они сразу уверенно рассказывают, что видят. А взрослые тюменцы к абстракции еще не готовы — наша экспозиция художников-абстракционистов популярностью, к сожалению, не пользуется». Рассказывая об орнаментах, экскурсовод отметила, что символы северных народов очень похожи на символы индейцев племени ирокезов.

Александра Ефимова обсуждает с мастерицами и певицами абстракции знаменитых северных художников

Александра Ефимова сообщила, что коллекция произведений Константина Панкова была собрана музейным работником Натальей Федоровой, которая более 30 лет по самым заповедным уголкам Крайнего Севера разыскивала с самобытные таланты. «Например, Константин Панков жил охотником в Березовском районе, – рассказывает куратор, – и через Институт народов Севера в 20-х годах прошлого века попал в столицу, стал большим художником и больше в родной поселок не вернулся. Его творчество в стиле наивного примитивизма ставят наравне со всемирно признанными мастерами этого жанра».

К культуре северных народов нельзя подходить со строгим мерилом логики и современного практического опыта. «Человек традиции и человек цивилизации очень далеки друг от друга, но связь между нами все же сохранилась, – ведет нас вдоль резных тотемов Александра Владимировна. – Кстати, ворон – зловещий персонаж европейской мифологии, падальщик и вестник смерти – для ханты и манси является символом весны и пробуждения».

Культуру Севера невозможно представить без традиционного бубна

Медвежий праздник связан с культом почитания предков народов Севера, это пра-человек. Связанные с ним так или иначе образы есть в украшении практически всех бытовых предметов. Вот, например, деревянная цепь, на которой подвешивали младенческую люльку – один из главных персонажей хантыйского пантеона Торум спустил с небес своего сына медведя по такой цепи.

«Люльки, игрушки-погремушки, даже самые незначительные предметы детского обихода сделаны с большим трудом и душой, – говорит – мастерица Галина ПРОСКУРЯКОВА. – Можно было просто на палку или веревку люльку подвесить – а вы посмотрите, как ее разукрасили! Ребенок с детства привыкает видеть и понимать красоту».

Лена ДАНМЕР

11 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: