Режиссер «Территории» Александр Мельник предлагает устроить в Тюмени флэш-моб

Кинотеатр «Киномакс» в ТРЦ «Кристалл» организовал пресс-показ фильма «Территория» и встречу с режиссером Александр Мельником и актером Константином Балакиревым (Кефир). 

Основой романа «Территория» стали реальные события: поиск золота на Чукотке в середине прошлого века. Этакий советский Клондайк, в который романтики ехали не за личным богатством, а «за мечтами и за запахом тайги» – в данном случае, чукотской тундры.

Режиссер Александр Мельник ждет фильмов, над которыми нужно думать

Фильм снят очень и очень красиво, хотя пафосная подача вызывает ассоциации с фэнтезийными хитами зарубежного кинематоргафа. Под бравурную музыку разворачиваются эпичные панорамы, ничуть не хуже видов Пандоры или Средиземья. И действительно: компания бородатых мужиков на фоне ледовых торосов (привет, последняя серия «Хоббита») отважно сражается за золото – правда, не с драконом а с арктической природой и немножко друг с другом. Сходить на «Территорию» тоже можно всей семьей: крови, жестокости и неприличных сцен нет.

Шурфовщик «Кефир» – Константин Балакирев

Конечно, фильм – явный госзаказ на медиа-инструменты патриотического воспитания. Идеологическая суть: «умри на работе во благо Родины», «человек без коллектива – ничто». А разве в популярной советской литературе могло быть иначе? Но профессия для наглядного трудового подвига выбрана очень удачно: геолог работу не «работает» – он ей живет. В это легко поверить, и, может, в чем-то даже по-хорошему позавидовать.

– Мне очень хотелось рассказать эту историю, – делится замыслом режиссер Александр МЕЛЬНИК, – а она вовсе не о советском времени и даже не о геологах. Она об отношениях. Раньше люди что-то делали не только для себя, но и для тех, кто о вокруг. А мы только берем все больше, больше и больше.

– Первый фильм по роману Куваева был снят в 1978 году. Что вы захотели пересказать иначе, чем в той экранизации?

–  Я не готов выносить суждение по поводу того фильма: посмотрел и забыл. А роман носил с собой в рюкзаке. Мне нужно было передать настроение, чувство сопричастности чему-то великому. Поделиться ощущением потрясающе бесконечной свободы в этом мире. Мы делали кино о дружбе, любви и предательстве. Сам Олег Куваев сам сравнивал свой роман с «Моби Диком» – это философское размышление о приключенческом и бесконечном, о невероятной преданности идее.

Говоря о картине, Александр Мельник отметил, что современное кино построено на клиповом монтаже и клиповом мышлении, то он устал от этого и ждет сильных фильмов, о которых можно подумать. Однако в «Территории» избежать «клиповости» сцен полностью не удалось: повествование идет неравномерными рывками, оставляя в некоторых моментах недоумение.

«Из множества советских авторов знают только Горького, Гайдара и иже с ними, – огорчается актер Константин БАЛАКИРЕВ, игравший роль шурфовщика Гиголова по прозвищу Кефир, – а такие колоссальные писатели как Куваев, Леонов, Каверин не известны. Но это тоже большая литература и настоящая классика. Куваев меня потряс масштабом мысли, работой со словом. Это колоссально! Вы слышали диалоги? Для нашего восприятия это и приятно, и неожиданно, и даже как-то… неприемлемо».

«Неожиданно» и «неприемлемо» – вот уж точно замечено! Диалоги персонажей «Территории» не разойдутся в народ крылатыми цитатами. В советской литературе простые рабочие непринужденно рассуждали о любых философских категориях – и редкий современный гуманитарий с высшим образованием стал бы им достойным собеседником.

«В этом фильме нет остросюжетной линии, нет поводов замирать от страха или переживания за развитие событий, – продолжает Константин. – Но с людьми происходит какая-то приятна метаморфоза, лица становятся «просветленными». Мне даже кажется, что молодежь эмоциональней воспринимает картину, без критического подхода к длине ручки молотка».

В целом хорошее впечатление и действительно некоторое «просветление» от эпичных ландшафтов Арктики все же очень подпортили последние минуты просмотра. Закадровая слащавая песня а-ля Таня Буланова, километровые строки благодарностей, начиная с Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича, нашего Сергея Семеновича, кстати, тоже сердечно благодарят. Что ж, спасибо, что это финальные титры: учитывая, куда сейчас ветер дует, они запросто могли бы быть начальными, чтоб зритель точно не ушел не проинформированным.

КАК ЭТО СДЕЛАНО

Гидролог по первому образованию, Александр Мельник участвовал во многих экспедиций, работал на полярной станции в море Лаптевых. Он не мог не знать, с чем придется столкнуться в Арктике. Съемки проходили в довольно экстремальных условиях, и жизнь актеров была приближена к жизни персонажей: жили в палатках, работали при сильном ветре на морозе -45 градусов. Однажды зимой на плато Путорана девять дней ждали погоды, которая стала препятствием даже для спасательных вертолетов. Работать было не возможно, продукты и топливо заканчивались, и группа уже покушалась на керосин, оставленный для вертолетных съемок.

Живописный иней и лед на бородах «геологов» формировались естественным путем – проще говоря, сами собой намерзали за полчаса. Поэтому в течение всего съемочного дня актеры берегли наледь , чтобы она не растаяла и не намерзла по-другому, а то будет расхождение в кадрах.

«За каждым хорошим операторским кадром стоит человек двадцать, которые тащили в гору центнеры оборудования и ругали на чем свет стоит оператора, режиссера и, наверное, самого Куваева, – вспоминает Александр Владимирович. – Была очень сложная работа с графикой 4К (разрешение около 4 тысяч по горизонтали) – это первый фильм в нашей стране в таком формате».

ПОМНИТЕ СУРОВЫЙ НЕФТЕЮГАНСК!

Знаковая «встреча» будущего режиссера – а в то время гидролога Одесского гидрометеорологического института – Александра Мельника произошла в наших краях. Режиссер вспоминает:

– Я прочитал роман «Территория» в экспедиции в 77 или 78 году под Нефтеюганском, где был старшим группы студентов одесского «гидромета». Нас привезли в строящийся город, который представлял собой болота и бетонные плиты. Спрашиваю у местных улицу – а они знают только кварталы. Пришли в отделение милиции, а там за столом, один на один со стаканом, сидит пьяный в хлам капитан. Я объясняю: товарищ капитан, так и так – вот студенты, вот наши командировочные удостоверения, где бы нам переночевать? Он: «А вот у меня КПЗ, тут еще никто не ночевал. Девочки направо, мальчики налево». И закрыл за нами дверь. Просыпаемся утром, я сквозь решетку вижу, что за столом, снова со стаканом и в таком же состоянии сидит уже другой капитан.  Я объясняю:

  • Мы студенты из Одессы, откройте дверь.
  • Знаю я таких «студентов». Сидеть!
  • Позвоните своему товарищу, который вчера дежурил.
  • А ему уже не дозвонишься…

После долгих убеждений он все-таки нас выпустил с напутствием: «Ладно. Идите и помните Нефтеюганск!».

ДАВАЙТЕ ПОДДЕРЖИМ ФЛЭШ-МОБ!

Режиссер предложил поддержать флэш-моб, который стартует на премьерах в кинотеатрах Дальнего Востока: «Своди деда в кино». «В зрительных залах «Территории» люди разных возрастов, – замечает Александр Владимирович. – Вот, например, внучка привела на показ дедушку – божьего одуванчика, с многочисленными геологическими наградами. Она привыкла видеть деда пожилым, слабым, нуждающимся в заботе и уходе – и вдруг понимает, что он был таким же, как герои фильма. А, значит, он — герой. Пожалуйста, поддержите эту акцию».

«Только не «купи билет деду», а именно «своди», – настаивает Константин Балакирев, – чтобы вместе пережить момент единения поколений».

Лена ДАНМЕР

5 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: