“Это не по-русски!”

Тест «Тотального диктанта» даже у филологов-преподавателей вызвал недоумение.

Первоначальная версия текста показалась организаторам слишком простой. Писателю Евгению Водолазкину, автору зарисовки «Волшебный фонарь» пришлось дважды переписывать материал. Что ж, участники флэш-моба грамотеев это оценили.

От первого лица: корреспондент PARK72.Ru писала «Тотальный диктант»

Площадку я выбирала недолго: конечно же, родной первый корпус ТюмГУ. За десять лет он совсем не изменился. Диктант проходил в нескольких кабинетах университета, я решила заглянуть в лекционный зал, который теперь стал площадкой №1. Оживленная обстановка почти как перед обычной парой – отличие только в аудитории: входят и рассаживаются за парты школьники, студенты, взрослые и даже пожилые.

Совсем как на обычной лекции

«Грамотные люди – вымирающий вид, – гласит ролик акции, – их нужно беречь. Объявить памятниками, запретить трогать руками и разместить в музеях». Интересный и забавный ролик несколько разрядил напряженную обстановку. Мне лично было страшновато. Думаю, многие, несмотря на добровольность и, по желанию, анонимность, чувствовали себя как на экзамене. Конечно, кроме автора никто не узнает результаты – но от себя-то их все равно не скроешь. По желанию также можно было даже отказаться от оценки, ограничившись указанием количества ошибок.

Преподаватель подготовительных курсов «Русский по пятницам», кандидат филологических наук Наталья КУЗНЕЦОВА пользуется последними минутами, чтобы напомнить информацию, которая точно пригодится. Это написание одной из форм прилагательного и слово «брандмейстер». Спасибо за подсказку, но главные организаторы обещали, что устаревших слов вообще не будет.

Артист драмтеарта Владимир Орел искренне старался помочь «грамотеям» интонацией

Ох, не зря участники предыдущих диктантов говорили про игру, случайность, удачу и везение! На нашей площадке вторую часть под названием «Парк» читал артист Тюменского драматического театра, народный артист России Владимир ОРЕЛ. Озвучив текст в первый раз, отметил: «Я бы не сказал, что это классика, но нам не приходится выбирать». По ходу диктовки Владимир Васильевич искренне старался помогать интонацией, при этом стараясь не запинаться о причудливую пунктуацию в очень замысловатых предложениях.

 – Это не то что не по-русски – это даже не по-человечески! – возмущается одна из преподавателей филологического факультета. – Чего стоит хотя бы предложение: «Ящик, полный маленьких, простуженных, поющих, пусть извне и невидимых, – у меня такого не было». Что это вообще такое?!»

На сайте уже можно посмотреть оригинал текста и сравнить с собственной работой. Выпускница филфака ТюмГУ Елена ВОЛОДИНА, в прошлом году написавшая диктант на высший балл, сейчас совсем слегка расстроена: «Текст очень сложный, в этот раз «пятерки» не будет».

Даже преподавателей возмутила авторская оригинальность текста — посмотрим, какую оценку поставят

Одной из идей ролика «Тотального диктанта» было заявление, что безграмотность – это заразная болезнь. Очень точная мысль. Так называемая «врожденная грамотность» присуща только людям, которые читают много качественных текстов и невольно запоминают правильное написание слов и предложений. Можно сколько угодно гневно вопрошать «кто пустил школьников в интернет?!». Но факт, что большинство людей являются пользователями форумов, блог-площадок и социальных сетей – заповедниках безграмотности. И как видят – так и пишут потом, «заражая» других словами «сначало», «можеш», «идиально», «жеский». «Тотальный диктант», конечно, не панацея – он рассчитан на изначально неравнодушных к русскому языку. Но сделать грамотность если не поголовной, то хотя бы модной, ему вполне по силам.

Лена ДАНМЕР

39 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: