Мы раз за разом слышим, что идёт Год Литературы. Так что же это такое – Год литературы? А это – проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях. Год Литературы объявлен Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года.
Но вот скоро и полгода пролетят из этого литературного года. Насколько успешно обстоят дела с литературой и писателями в Тюменской области, можно судить по выступлению Леонида Иванова, руководителя ЛИТО. По выступлению, которое так и не состоялось. Потому что все записавшиеся выступить должны были предоставить в департамент текст для ознакомления и согласования с чиновниками.
Специально для читателей PARK72.RU – выступление Леонида Иванова, которое должно было состояться на Губернаторских чтениях 27 апреля 2015 года:
– Недавно, на торжественном собрании, посвящённом Дню работников культуры, после того, как показали фильм о многогранности тюменской культуры и вручили несколько десятков наград, я задал Наталье Александровне Шевчик вопрос: «А разве литература не является составной частью культуры?». Она попыталась мне возразить, мол, является, на это я заметил, что ни в фильме, ни среди награждённых не было ни одного писателя. Мы того не заслуживаем? А тем не менее, по итогам литературного конкурса УрФО на протяжении четырёх лет его существования примерно треть наград и дипломов получили именно тюменские поэты, прозаики, краеведы. В прошлом году наш самый молодой писатель Андрей Шевцов стал лауреатом Лермонтовской премии, юные поэтессы получают дипломы лауреатов на Международных и Общероссийских конкурсах.
Да, у нас есть проблемы. И не тиражи – самая из них главная, хотя прекрасные романы Аллы Кузнецовой тиражом в 100 экземпляров – это позор. Так же, как и трёхтомник Николая Олькова, трижды входившего в число лучших прозаиков УрФО, тоже в 100 экземпляров. Причём, оба этих автора выпускают книги на деньги спонсоров. Моя книга «Люди добрые» в этом году вошла в число трёх лучших прозаических книг УрФО, а деньги на неё я собирал по магазинам. А.П. Новопашин сейчас скажет, что на книгоиздание в области ежегодно расходуются десятки миллионов рублей. Но давайте будем честны хотя бы перед самими собой: не на книгоиздание, а на сувениры. Потому что «Энергия земли тюменской», «Геральдика» и «Земля счастливых людей», на которые были потрачены почти все деньги, никакого отношения к литературе не имеют.
Я на протяжении четырёх лет веду радиопрограмму «Книгозор», мои гости, в том числе депутаты областной думы, говорят о необходимости госзаказа на те книги, о дефиците которых мы говорим на самом высоком уровне: о воспитании патриотизма, нравственности, толерантности и т.д. Но если в обществе финансируются книги, в которых льётся грязь на наше прошлое, на современное и на будущее, значит, авторы и будут писать такие книги. И лишь воззваниями ситуацию не изменить.
Мы неустанно говорим о необходимости вернуть книгу в каждый дом. Как? Буктрейлерами (о термине я даже говорить не хочу)? Так ведь их видят только те, кто и так уже пришёл в библиотеку. Нужны встречи писателей с читателями. Директор департамента культуры заявляет мне на заседании Общественного совета, что встречи эти – самопиар писателей, что департамент не имеет права тратить деньги на рекламу книг тюменских авторов, на оплату поездок для организации встреч. Я на своей машине в прошлом году 11 раз вывозил писателей на встречи с читателями. В этом году департамент всё же подключился, организовал два выезда в Ярково и Юргу, а я опять же на своей машине уже вывозил писателей на семь площадок. В том числе в Сладково у нас прошла встреча сразу с пятью писателями. В Ишиме одновременно мы встречались на трёх площадках. Люди едут и из своей пенсии оплачивают гостиницу. Это нормально?
Мы с Алексеем Николаевичем познакомились в прошлом году на Шукшинских чтениях на Алтае. Этот фестиваль ежегодно собирает от 20 до 40 тысяч участников. Там два года назад был издан восьмитомник Шукшина, в прошлом году – девятитомник, книги раскупаются моментально. Десятки тысяч туристов оставляют огромные суммы денег, а таких фестивалей проводится на Алтае каждый год три: Василия Шукшина, Роберта Рождественского и Михаила Евдокимова. А мы двадцать с лишним лет пытаемся раскрутить бренд Григория Распутина, хотя есть, к примеру, Пётр Павлович Ершов.
10 лет стараниями Надежды Проскуряковой и первого секретаря Союза писателей России Геннадия Иванова в Ишиме проходит литературный ершовский конкурс. В этом году на праздник приедут лауреаты всех лет, то есть у нас соберутся лучшие детские писатели страны. Я в августе прошлого года предложил провести Всероссийский фестиваль детской литературы, посвящённый 200-летию Ершова, организовать встречи детей с лучшими детскими писателями, которые уже и так будут на нашей земле. Мне Юлия Шакурская сказала: «Проводи!». То есть я, работающий на общественных началах, должен в одиночку провести Всероссийское мероприятие. А зачем тогда у нас существует огромная армия культработников?
О конкурсах. У нас есть конкурс «Книга года», но это издательский конкурс, а не литературный. Опять же приведу в пример Алтай. Там уже больше двадцати лет вручается губернаторская премия. Есть литературная премия Югра, есть восемь литературных премий в Челябинске, есть аналогичные в большинстве субъектов федерации. А у нас её нет. Можно ссылаться на очередной экономический кризис. Но, к примеру, в Карелии, население которой чуть больше, чем в городе Тюмени, руководители республики учредили премию не из бюджетных, а из собственных денег. Вот оно, отношение к литературе! Это не только имидж карельских писателей, это, в первую очередь, имидж руководителей республики. Я думаю, сейчас Владимир Владимирович скажет: «Ребята, да какие проблемы? Мы вот с Сергеем Евгеньевичем тоже прямо здесь принимаем такое решение, уверен, что Степан Киричук и Михаил Пономарёв нас поддержат, и в Дни славянской письменности мы такие премии тюменским писателям вручим».
В Белгородской области власти нашли возможность ввести за счёт перераспределения обязанностей сотрудников департамента культуры и областной библиотеки три ставки для писательской организации, в Татарстане власти учредили 100 писателям зарплату по 10 тысяч рублей в месяц, потому что там думают о сохранении собственной элиты. А я уже полгода бьюсь, чтобы десяти нашим престарелым писателям, которым за 75, по примеру большинства субъектов федерации сделать доплату к их нищенской пенсии в три-четыре тысячи рублей, и не могу найти понимания, получая отовсюду одни пустые отписки.
Опять можно сослаться на кризис. Но я полгода бьюсь над увековечением памяти писателей. Дать 10 библиотекам имя тюменских писателей не требует никаких расходов, кроме изготовления вывески и внесения поправок в устав. А в ответ – тишина. Я просил руководителей наших вузов в Год литературы создать именные аудитории писателей, которые преподавали в их университетах. Кроме табличек на дверь – никаких затрат, и снова ничего. Так это экономический кризис виноват, или всё же кризис духовный, о котором мы так любим говорить, но ничего для изменения ситуации не делать?
Я бы не стал выносить эти проблемы на столь представительное собрание, но мы уже второй год не можем добиться встречи с губернатором. Видимо, чиновники из окружения Владимира Владимировича боятся нелицеприятного для них разговора и делают всё, чтобы встреча эта не состоялась.
Вот если чиновники будут знать, что на совещании по итогам Года литературы Владимир Владимирович, как красноармеец с плаката, ткнёт в зал пальцем и спросит: «А что ты сделал для Года литературы?», и у каждого похолодеет внутри, что этот вопрос адресован ему, тогда, может быть, мы действительно ещё успеем многое сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, а не просто красиво отчитаться, что делать все научились прекрасно.
Спасибо за внимание!
Чьими именами планировалось назвать аудитории в ТюмГУ? Знакомые всем выпускникам филфака имена – Константин Яковлевич Лагунов, Юрий Анатольевич Мешков, Николай Константинович Фролов. Но именных аудитории так и не появилось. Почему? Отговорка: нет приличных аудиторий, стыдно вешать табличку на то, что есть. А привести аудиторию в порядок никто и не попытался…
В Тюменском институте культуры тоже можно создать именную аудиторию в память о заслуженном деятеле науки РФ, докторе философских наук, писателе, профессоре ТГИИК Фёдоре Андреевиче Селиванове. Замечательная идея! Но у всех свои дела, проблемы, всем некогда…
Леонид Кириллович поделился и такой проблемой: разработано Положение об увековечении памяти выдающихся писателей области (присвоение имени писателя библиотекам). Но уже полгода в ответ – тишина.
У нас уже есть библиотеки имени писателей Константина Лагунова и Ивана Ермакова. А хотелось бы увековечить имена таких тюменских писателей, как Зот Корнилович Тоболкин, Евгений Григорьевич Шерман (лит. псевдоним Ананьев), Иван Григорьевич Истомин, Юрий Анатольевич Мешков, Станислав Владимирович Мальцев, Александр Евгеньевич Шестаков. Конечно, два последних имени в списке – это и ныне живущие писатели, С.В. Мальцев готовится совсем скоро, 27 июня, отметить своё 76-летие, а А.В. Шестакову в этом году исполнится 83 года. Но согласно положению, учитывая государственные награды, престижные литературные премии и возраст, можно их именами и при жизни называть библиотеку. Представляете, как это классно – встреча с юными читателями в библиотеке своего имени! И ведь это совсем не сложно сделать: изготовить табличку да внести некоторые изменения в уставные документы. Но и это за полгода Года литературы так и не сделалось…
Итак, проблемы обозначены. Предложения озвучены. Ждём перемен в отношении литературы в Год литературы.
Мария ВЕСНОВА
И чем же занимается Юлия Шакурская? Пять лавочек на улицах Тюмени установила? Так это ещё не литература… А ведь когда её назначали, я говорила, что будет бардак, так как эта дама — юрист, и никакого отношения к культуре не имеет, разве что поработала какое-то время у Омельчука. Может, как юрист или менеджер она и неплохой специалист, но руководить культурой — не по ней.
Почему-то мне кажется, что Шакурская не сильно утруждает себя изучением творчества тюменских писателей. А жаль! Есть что почитать! Если бы читала книги и знала авторов — было бы другое отношение, и совсем другой Год литературы получился бы…
Читал я одного жуткого автора. После этого увлёкся темой —
Я тоже балуюсь записями… Пишу в цифровых форматах…
А когда-то я был писателем-пиратом. Писал чужие авторские работы на видеоленту и продавал эту ленту на кассетах….
Кому только не продавал…
Бывал я после, уже в нулевых, в домах очень богатых и знаменитых тюменцев, а там — хоба!!! и кассеточки лежат из моих точек продаж и видеопроката.
Джана, я очень грешен? Или твои мгеровские жулики и воры с литературными именами Роман грешковечнее?
Знавала я и куртуазных маньеристов…
Куртуазный маньеризм — течение в современной любовной поэзии. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором.
Маленькая девочка в платье голубом
Бегает за бабочкой с маленьким сачком,
Бегает по садику девочка в очках,
С бантиком на голове, скобкой на зубах.
Бегай, бегай, милая, скоро подрастёшь,
И пойдёшь учиться ты, и бухать начнёшь,
И начнёшь с подругами обсуждать парней,
И решишь стать женщиной ты в один из дней,
После в корпорации будешь ты служить,
И своим мобильником будешь дорожить,
Выйдя замуж по любви, ты детей родишь,
С мужем посетишь Нью-Йорк, Лондон и Париж.
Ждёт тебя большая жизнь, полная чудес,
Если ты не забежишь нынче в тёмный лес,
Где маньяки и волки ждут таких, как ты,
И зубами щёлкают, глядя сквозь кусты.
Что же к лесу ты бежишь? Эй, остановись!
Я хочу, чтоб ты спаслась, девочка, вернись!
И остановилась ты, чуя чей-то взгляд,
И пролепетала Упс! , и бежишь назад.
Злобно вспыхнули в лесу зверские глаза,
Но сегодня ты спаслась. Я, как автор, — за.
Береги себя и впредь, девочка в очках,
С бантиком на голове, скобкой на зубах.
Настроенье у меня нынче просто класс.
Я сегодня, хоть в стихах, но кого-то спас.
В этом вижу я сплошной суперпозитив,
Жизнеутверждающий солнечный мотив.
Я благословляю жизнь в данности её,
Где маньяков ждёт тюрьма, а волков ружьё,
Где порхают бабочки посреди цветов,
Где зависит многое от моих стихов,
Где должна не умереть, а вернуться в дом
Маленькая девочка в платье голубом.
Константин Григорьев
ох, Любовь, и циничная же ты!…
но мне…понравилосё:-)
Женщина у зеркала
Ах, кружевница, ах, шалунья, ах,
В прозрачных ослепительных чулках!
Пускай меня рассудок не оставит,
Когда она на цыпочках впотьмах
У зеркала мгновенно их поправит…
Так ты все видел? Ах, негодник… Ах!
Виктор Пеленягрэ
Это не я, это проклятые маньеристы…
да я же поняла — не тупая…это я тебя духарю…
Да я поняла, что ты поняла.
Это у меня хорошее настроение!
вижу)
У меня сегодня выходной день…вкушаю прелесть летнего утра.
Луч света крадётся по лицу…
на дачу поедешь…поди
Нет. Буду дальше двигать литературную тематику…
ишь…резвушка:-)
ну да я тебе рада…
кстати — да…я тоже предпочитаю чулки колготкам…
а ты?..)))
Чулки без трусиков — это так восхитительно!
я в них — без них не хожу…а вдруг?..надует чего :-)
Я всё больше про лежать, а не ходить…
ааа…(и густо покраснела)…
Ах, а я уже и забыла как это делается…
Ничегошеньки! )
…………………………………..
Но вот появился гаучо,
Весёлый красавчик Хосе
Беспечно сорил он деньгами
И знал партитуру Бизе
Хосе обещал Рио-Рио
И долго о страсти молил
Девчонка была неприступна
Ведь брат её сердце разбил
Хосе заманил её в горы
Где гордые реют орлы
И вырвал у девушки сердце
На склоне отвесной скалы
У самого синего моря
Девчонка, как роза, цвела
У самого синего моря
Она в эту ночь умерла.
Пеленягрэ.
ужоснах!..)))
сколько страсти…
Пеленягрэ Виктор Иванович [22.3.1959, с. Згурица Дрокиевского р-на Молдавской ССР] — поэт, прозаик, драматург, эссеист.
Потомок римских легионеров; на основании фамильного прозвания (в пер. с молдавского — «черноногий») и собственного таланта свое родословие Пеленягрэ возводит к сосланному в Бессарабию поэту А.С.Пушкину. Сын зажиточного винодела.
Человек правильно воспитан на молдавском вине!
Кстати, это именно он отметил, «как упоительны в России вечера».
Представляю….как сейчас количество яда у Долгожителя Х подкатывает к ушам и скоро начнёт капать на паркет…
с чего бы?..)))
Куртуазные маньяристы должны раздражать его девственное ухо.
ну да…заметно…))
к своему стыду — впервые от тебя о нём услыхала
Ах, не стыдись красотка…ночь всё спишет!
:-) :-) :-)
Хлебни испанского вина и забудься в поэтической истоме…
да ты чё хоть?..
с утра…да ещё в такую жару :-)
Любовь, а ты часом не влюбилась?..
Я люблю жизнь совсем не в одночасье…
….и во всех её проявлениях.
Здоровая доза винного нектара ещё никогда и никому не мешала в познании красоты земного существования.
ну ты у нас эстетка…мы это знаем)
Ах…в такую пору только восхищаться и лирой Космос прославлять.
Кажется, я уже и на нашего Ал.Сергеича начала замахиваться…
похоже по стилю…ога)
Sic vita (Такова жизнь)
Большая часть человечества ставит на Штольца,
Это вписал я в один из домашних альбомов;
Заполночь куришь, пуская колечки и кольца,
В зеркале видишь, как плачет последний Обломов.
Что мне прогулки, закаты? Куда всё умчалось?
В сумерках тают сады, опустевшие скверы,
Но с отвращением предчувствуя близкую старость,
Всю эту ночь просижу за бутылкой мадеры.
Мне наплевать на подачки, на всплески гордыни,
Преуспевать не хочу я, тебя не ревную.
Слышишь ли глас вопиющего в этой пустыне,
Помнишь ли, ангел мой, нашу любовь неземную?
Сирины смолкли…. Все глуше вакхальны напевы,
Где вы, друзья? Интригуют, скучают, бранятся.
Страсть и беспечность грызут, словно старые девы,
Что с ними делать? Не знаю. Авось пригодятся!
В бедной каморке моей, как в холодной темнице,
Спятил Захар, сам с собою ведет разговоры,
Ольга! Ты слышишь? О, как мне хотелось излиться,
Но у подъезда меня стерегут кредиторы.
Зрелость проходит. На юность махнул я рукою,
Сердце моё одиночество больше не точит,
Только о чём я? О чём говорить мне с тобою?
Я ведь последний из тех
Автор тот же.
это — мужские стихи…печальные…
но автору не стоит отчаиваться, а нужно жить сегодняшним днём…верой в свою мечту,
а не сидеть сложа руки…всё-таки, я думаю, на него сплин мимолётный напал…навеянный мадерой — да )))
Великие люди утверждают, что настоящую силу любви можно почувствовать только в состоянии отвергнутого (неразделённая любовь).
Я Вас любил так искренно, так нежно
Как ,дай Вам Бог, любимой быть другим…
может…он и не отвергнут совсем?..
может…просто так загрустил?..)))
Поэту обязательно нужно побывать в состоянии отвергнутого…иначе не случится гениальное таинство созидания.
ну тебе видней — я в этом не сильна — я обыкновенная девушка…приземлённая…
Это потому что мало вина пьёшь…
у меня голова потом болит…лучше не пить…да и аллерген же я :-)
Это у тебя от Якушева голова болит.
Вино нужно сопровождать бурным сексом — тогда голова отключается и болеть нечему.
Если от красного мигрень, переходи на охлаждённое белое.
Любааа!..
DDDDDDDDDD
Похоже, попала в точку.
Такими темпами Парк скоро превратится НГР — секс, бухло, воспевание секса и бухла
Джанка,
дай отвлечься от политики и негатива — лето на дворе, каникулы…могут себе две хорошенькие женщины позволить фривольную беседу?..
а ещё великие люди, Любочка, говорят…что…если очень сильно любишь человека, то и он обязательно тебя полюбит: только любить нужно искренне, беззаветно, до дна…
и таке да — многие путают любовь и страсть)
СашА, эта наша скромная дань «Году литературы»…
спс
ты меня повеселила и…подняла настроение))
Ну ничего себе вы,девочки, тут повеселились )))
А мы ещё и не закончили.
Мы долгоиграющие.
И от групповухи не откажемся.
Вот до чего может довести увлечённость высоким поэтическим слогом в сочетании с прохладой рубинового напитка.
А вы ,никак, ценитель этого процесса, сударь?
Знаете, невольно подслушать такую фривольную беседу подружек — большая удача.
Сейчас заявится Хранитель Ж и разрушит дымку тонких девичьих ощущений.
Пардон, он у нас Долгожитель Х…
Отнюдь, бабу напоить вином и иметь её по любви во все ложбинки — это моё хобби.
А жена не против?
Любочка,
ты чего меня «под монастырь» подводишь?..боюсё, от предложений отбою не будет…
вон, вчера, Серёге Суразакову на мобильник стали sms-ки приходить от геев…предлагают любовь свою…Серёга на ФБ отписался — возмущался сильно…а сегодня и Володя Ефимов этот его негодующий пост опубликовал…гы)
А разве редактору не в кайф озабоченные «письма» поклонников?
Под женский монастырь?
а Вам бы хотелось…под мужской…да?..)))
А я бы разным вариантам возрадовался.
не знаю…раз опубликовал, наверное, в кайф
Опубликованное в студию!
щас)
вот…скрин сделала…кто не видит — кликайте на картинку — откроется более крупный формат!..)))
Жаждете быть публичными — страдайте.
соглашусь с Вами…
Хочется спросить, а фотография является частью культуры? В плане взять использовать фотографию не спросив даже чья она у нас большинство писателей,издателей и краеведов преуспело! Уж очень у нас любят брать не содержанием, а визуализацией, при чем за чужой счет. К Леониду Кирилловичу это не относится, они сам замечательный фотомастер!)