Мечты должны быть рентабельными

Прошел конкурс резидентов в бизнес-инкубатор тюменского Технопарка.

На суд экспертов были представлены проекты в различных сферах: от интернет-портала до разработки авиационных двигателей. Основное требование для желающих стать резидентами бизнес-инкубатора — новая идея, оригинальность которой подтверждена патентом. Поскольку Технопарк не благотворительная организация, то экспертов не в последнюю очередь интересовали экономические вопросы, реализация и рентабельность предложений.

Председатель комитета по инновациям Тюменской области Алексей Санников

Например, ООО «Компания ТОИР» предложила оригинальную систему укладки кровли из панелей с пазогребневым креплением. Изящная конструкция монтируется быстро и легко: на 100 кв.м. кровли нужно меньше полутора часов.

Компания обещает разработать и запатентовать еще несколько модификаций кровельной панели из цементно-песчаной смеси (так называемого гнутого арт-бетона), которой пока нет аналогов в мире. Кроме быстроты и дешевизны укладки разработчики отметили высокую надежность ручного труда по сравнению со сложными устройствами. Эксперты не согласились: заявив, что  «нетрезвый мужик гораздо опасней капризной техники», но идею сочли реальной и достойной воплощения.

Еще одна рабочая промышленная идея — организация инновационного производства высококонцентрированных соков (красителей) из ягодных дикоросов Тюменской области. У предприятия действует аттестованная производственная база в Тобольске, на которой выпускается порядка 10 наименований безалкогольных сокосодержащих напитков (холодный чай, морс и т.д.). Сококонцентраты для производства закупаются за границей, и они существенно подорожали. Директор по развитию ООО «НПО «КВИН» Андрей АНДРЕЕВ считает, что разработка позволит полностью заменить  импортируемые добавки.

Авторы проекта полагают, что нашей области это будет интересно: планируется создать заготовительные конторы по приему сырья от населения, и жители отдаленных населенных пунктов получат возможность заработать на сборе дикоросов. Амбиции предприятия, разумеется, не ограничиваются регионом: в целях вывести пищевую продукцию на основе соков-концентратов из местного сырья на российский и зарубежный рынки.

Относительно благосклонно был принят проект интернет-портал бизнес-событий и бизнес-обучения E-ticket.events, представленный ООО «ЕТЕ».  Компания планирует получать прибыль с продажи билетов на бизнес-семинары, предлагая клиентам ряд виртуальных сервисов. «Организаторы бизнес-событий могут сэкономить на создании собственного сайта — им вполне хватит нашего» — заявляют разработчики. Интересно, они сами в это верят? Планы у E-ticket.events наполеоновские: потеснить федеральных конкурентов и через три года захватить китайский рынок, но запросы оказались довольно скромными. Экспертный совет решил: «Витают в облаках, ожидания завышены, экономические расчеты ошибочны, но денег не просят — дадим шанс, может, вырастут во что-нибудь реальное».

А вот разработчикам поршневых двигателей для легкой авиации и беспилотных летательных аппаратов оказались нужны деньги для создания опытного образца — порядка 1 — 1,2 миллиона рублей. «Инновационная система электромагнитных клапанов уже эксплуатируется в двигателе легкого беспилотника, — рассказывает заместитель директора ООО «РУССКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» Евгений ШАДРИН. — Потенциальные клиенты заверяют, что готовы закупать двигатель после испытания его действующей модели, и нужны деньги для воплощения в металле». Но основной мотив стать резидентом Технопарка для компании — это услуги Центра прототипирования, стоимость которых для «своих» намного ниже, чем для сторонних заказчиков.

Эксперты отметили огрехи в экономических расчетах и не поверили в реальность идеи: «Очень хочется, чтобы этот проект «взлетел», но на данном этапе это пока мечты, мираж и фантазии. Производство для использования в авиации нерентабельно, в крайнем случае может окупиться в водном транспорте и спецтехнике».

Воздушные сани Михаила Лесковского

Обладатель четырех патентов Михаил ЛЕСКОВСКИЙ представил идею воздушных саней для передвижения по воде, снегу и грунту. Тюменский изобретатель уже давно продвигает идею вездеходного транспорта на воздушной подушке и, не встретив энтузиазма у чиновников комитета по инновациям, захотел получить экспертную оценку инженеров.

«Все началось с книжечки «25 опытов по физике полета», а я поставил двадцать шестой, — вспоминает Михаил Михайлович о начале изобретательской деятельности. — Моих вездеходные сани движутся за счет прохождения нагнетаемого воздуха через криволинейный канал. Экспертной документации у меня нет, я «девятиклассник». От государства ни рубля не надо: мне 76 лет, и я слишком стар, чтобы чем-то заниматься. Хочу, чтобы собравшиеся тут эксперты заставили областное правительство запустить производство этой разработки. Критики не боюсь, я знаю, что будущее за таким транспортом».

Пока человечество не готово к такому транспорту будущего. И председатель комитета по инновациям Тюменской области Алексей САННИКОВ решил, что на данный момент будет полезно привлечь «кулибина» к работе с молодежью в Центр творчества для работы над точным моделированием идей. «Он завораживает энтузиазмом и заинтересованностью, — отметил Алексей Германович, — и, несмотря на 9 классов образования, достаточно грамотен».

Лена ДАНМЕР

0