«Украденный фильм». Анатолий Омельчук решил не отвечать на личные вопросы

Юлия Коваленко на презентации фильма в 2012 году в Фонде социально-культурных инициатив Светланы Медведевой

Есть повод продолжить разговор о «ворованном» фильме. В ГТРК «Регион – Тюмень» 20 дней готовили ответы на вопросы, которые мы направили лично президенту телекомпании Анатолию Омельчуку в связи с тем, что сотрудниц компании обвинили в рейдерском захвате интеллектуальной собственности и пожаловались на них Владимиру Путину. Нам ответили. На 9 развернутых вопросов мы получили ответ в виде двух абзацев весьма сухого содержания. Что это? Нежелание говорить на неудобную тему? Неуважение к коллегам? Или местные телевизионщики решили воспользоваться чиновничьим опытом и отделаться дежурной отпиской? Похоже на то.

Как вы помните, спорит с компанией журналист-исследователь Юлия Коваленко. Она потратила на сбор материала, использованного в картине «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…», более 17 лет. Ее соавтор – помощник Ивана Семеновича Козловского – Тамара Малахова, более 25 лет. А сотрудники телекомпании «Регион-Тюмень», куда исследователи обратились для того, чтобы произвести «финишную» подготовку картины, осуществив ее монтаж и подсъемку нужного материала, решили, что тоже могут претендовать на авторство, хотя затратили на выполнение работ, прописанных в соответствии со сценарием Коваленко, чуть более полумесяца. Не смущает представительниц телекомпании и тот факт, что герои картины – друзья и коллеги Ивана Козловского – их не знают, и не делились с ними никакой информацией. Право на опубликование своих личных архивов они предоставляли только Юлии Коваленко.

В редакцию телекомпании «Регион-Тюмень» были направлены следующие вопросы:

  1. Оговаривались ли в договоре, который был заключен с Коваленко Ю.В., авторские права на фильм. Юлия Владимировна утверждает, что по условиям договора, автором фильма была признана она, а телекомпания со своей стороны обязалась транслировать картину только на собственных ресурсах с предварительным согласованием с автором. Если это так, то почему картину представляли на различных кинофестивалях как фильм режиссера Н. Тоболкиной? Много ли наград получила телекомпания за этот фильм?
  2. Юлия Владимировна подсчитала, что компания «Регион-Тюмень» своими действиями, связанными с трансляцией картины без ее ведома, в том числе в рамках кинофестивалей, нанесла ей как автору фильма ущерб порядка 20 млн. рублей. Насколько обоснованна, по вашему мнению, эта цифра. Что заработала компания благодаря этой картине?
  3. Сколько документальных фильмов монтируется и снимается ежегодно телекомпанией «Регион – Тюмень»? И в частности, режиссером Н. Тоболкиной? Какие это фильмы (знаковые примеры)?
  4. Юлия Владимировна посвятила более 17 лет сбору информации, которая была представлена в картине. Работала в архивах, встречалась с родственниками и коллегами Ивана Семеновича. Для записи некоторых интервью ездила в Израиль. Расходовала на это личное время и средства. Какую лепту внесла телекомпания «Регион-Тюмень» в творческую, содержательную часть картины?
  5. Какие уникальные материалы были собраны (для дополнения картины) режиссером Н. Тоболкиной, какие уникальные «повороты» сюжета найдены? Почему, по вашему мнению, были основания назвать Тоболкину в титрах фильма «режиссером-постановщиком» (то есть чуть ли не автором фильма, человеком, причастным к формированию содержательной части картины и имеющим авторские права на нее), а не как того требовала Ю.Коваленко – «режиссером монтажа» или же «помощником режиссера» (то есть человеком, осуществляющим техническую работу – монтаж, склейку картины)?
  6. Почему ближайшее окружение Ивана Козловского, люди, принимавшие участие в подготовке картины и делившиеся информацией, отрицают причастность Н. Тоболкиной к созданию картины?
  7. Признаете ли вы, что идея создания картины принадлежала Коваленко и ею же была продумана концепция фильма, обеспечено его содержательное наполнение? Кто она все-таки: автор фильма и его режиссер или всего лишь автор сценария?
  8. Как бы поступили лично вы, если бы фильм, над которым вы работали долгие годы, представляли публике как картину человека, который осуществил всего лишь технический монтаж, затратив на это пару месяцев?
  9. Как лично вы относитесь в бывшей коллеге Юлии Владимировне Коваленко? Считаете ли, что в данной ситуации ее права как автора картины были нарушены? Или же вы считаете претензии Коваленко безосновательными?

В ответ мы получили следующее письмо. Оно очень краткое, но дает понять, что Анатолий Константинович полностью разделяет мнение своих сотрудниц. И не видит ничего странного в том, что те добились включения себя в число авторов упомянутой картины.

«Правовая позиция ГТРК «Регион-Тюмень» по указанной вами ситуации отражена в ходе судебных заседании по иску Коваленко Юлии Владимировны к ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, Филиалу ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Регион – Тюмень», Тоболкиной Нэлли Зотовне о защите авторских прав, встречному иску Тоболкиной Нэлли Зотовны к Коваленко Юлии Владимировне о защите авторских прав. Решение по делу вынесено Савеловским районным судом города Москвы 16 октября 2013 года. Кассационное определение Московского городского суда от 22 мая 2014 года», – сказано в письме.

По какой причине были проигнорированы остальные вопросы – не ясно. Видимо, нечего сказать.

Напомним, в редакцию PARK72.RU обратилась журналист Юлия Коваленко, чей фильм «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» был смонтирован в 2010 году в студии телекомпании «Регион-Тюмень». С компанией у автора – Юлии Коваленко – был заключен договор, в котором оговаривалось, что телекомпания не может транслировать фильм ее без ведома и представлять его на кинофестивалях без упоминания ее фамилии. Тем не менее, «Регион-Тюмень» представляла фильм неоднократно на кинофестивалях (и получала награды) как работу собственного режиссера Нэлли Тоболкиной. При том, что Тоболкина, как заявляет Коваленко, всего лишь выполнила технический монтаж картины по предоставленному Юлией Владимировной сценарию.

Коваленко пыталась урегулировать ситуацию как в досудебном, так и в судебном порядке. Ни в том, ни в другом случае защитить свою позицию ей не удалось. Более того, в суд на Коваленко подали сотрудницы упомянутой компании, с требованием включить их в число авторов. И суд их требования удовлетворил, включив в число авторов помимо Тоболкиной,  еще одну сотрудницу упомянутой телекомпании, чье участие также ограничилось, по словам Коваленко, выполнением технической части работы.

Что интересно, в процессе разбирательства сменилось 5 судей, не привлекались к оценке ситуации специалисты из области кинематографии, а также свидетели и очевидцы, которые непосредственно помогали Коваленко в подготовке этого документального фильма.

Узнав об этом, были возмущены даже родные, близкие и коллеги Ивана Семеновича Козловского, которые помогали Юлии Владимировне готовить картину. Позицию Коваленко поддержали более 20 заслуженных артистов страны, которые направили письмо президенту РФ Владимиру Путину. В нем они попросили обратить внимание на то, как сложно в нашей стране защищать авторские права, и попросили оказать содействие в восстановлении справедливости в случае с фильмом о Иване Семеновиче Козловском. Коваленко впервые показала его не только как блестящего артиста, но и как благотворителя, человека, который в сталинские времена помогал сохранить храмы и церкви, строил в деревнях музыкальные школы, протягивал руку помощи тем, кого выбрасывал из обоймы ярлык «врага народа».

Сейчас следственный комитет инициировал проведение обстоятельств дела по заявлению Юлии Коваленко о незаконном присвоении ее авторских прав сотрудниками телекомпании «Регион-Тюмень». Мы продолжаем следить за развитием событий.

Обращение к Президенту.

Никита СМИРНОВ

комментарии из соцсетей:

Владимир Суворов
Присвоение авторских прав создателей Христианского Орфея Ю. Коваленко и Т. Малаховой выражается и называется «Плагиатом». Это когда заимствования чужих идей происходят под «фиктивным именем» с использованием объектов авторского права, их присвоение лицом с причинением крупного ущерба или группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения вопреки своих полномочий. Вопреки интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ, – для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. При этом если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам создателям документально фильма о Христианском Орфее «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» Ю. Коваленко и Т. Малаховой. Обстоятельствами подтверждается, что заимствовании фрагментов чужого авторства происходит с «документальным подтверждением», как в нашем случае без указания источника заимствования. В нашем случае, заимствование идей о Христианском Орфее «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» заслуживает нужно сказать высокой духовности Христианского Орфея. Поэтому идёт присвоение прав создателей Ю. Коваленко и Т. Малаховой с воспрепятствованием осуществлению правосудия и предварительного следствия, а это подтверждается самим документальным фильмом до вмешательства работников Генеральной прокуратуры РФ и других федеральных органов Президента РФ. Более того, – всеми уровнями судебной власти Российской власти от Савёловского районного суда г. Москвы, Московского городского суда и до Верховного Суда Российской Федерации, с неоднократными обращениями авторов Ю.Коваленко и Т. Малаховой к Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву, на которые отвечал его заместитель В.И. Нечаев и другие ф/с Верховного Суда РФ с злоупотреблением судебными обязанностями, с лишением процессуальных прав на обращение в Верховный Суд РФ, прав на обеспечение правосудием и полным лишением правосудия в Верховном Суде РФ судом должностными лицами Верховного Суда РФ. Эти противоправные обстоятельства не выполнения судебных обязанностей, а также «путанье» осуществление «правосудия судом» с «отправлением с помощью занимаемых должностей в Верховном Суде РФ – с использованием должностей «Председателя» и Заместителя» требуют лишение судебного статуса В.М. Лебедева и В.И. Нечаева . «Присвоение авторского права» Таболкиной и Фёдоровой подтверждается отменой Постановления об отказе в возбуждения уголовного дела Тюменской прокуратурой. При этом обстоятельства подтверждают, что один создатель – Ю. Коваленко потратила на сбор материала о Христианском Орфее более 17 лет, который потом использовала в документальном фильме о Христианском Орфее «Иван Семенович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…», а её соавтор — помощник Ивана Семеновича Козловского – Тамара Малахова, более 25 лет. Обстоятельством « плагиата» является присвоение авторства, которое часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении «фиктивным лицом» авторства.
Однако слово оставляем за Следственным Комитетом Российской Федерации под руководство А. И. Бастрыкина.
“Из ничего ничто не возникает”, поэтому вся интеллектуальная деятельность в основе своей прежде всего опирается на культурную среду и личности исследователей Люди не могут начинать с чистого листа, создавая мир из ничего: их творческие мысли -являются продуктом интеллектуального труда.
Безусловно, творческие мысли нельзя просто “пересаживать” из одной головы в другую: чтобы понять чужую мысль, надо переболеть ею как своей. Используя свой творческий интеллект – свои познавательные возможности – не всякий человек может проникнуть в те ” состояния”, которые когда-то переживал герой произведения, обретая тем самым возможность постигнуть его мир ,его ценности и донести их до многих слушателей и зрителей.
Ю. Коваленко, как автор проделала титаническую работу, она, по сути, прожила жизнь героя своего фильма И.С. Козловского- час за часом ,год за годом , пытаясь проникнуть и понять душу и причины высоконравственного и высокоморального поведения артиста с мировым именем, которому были не чужды проблемы «простых» людей».
Что может ответить бессменный глава тюменского ТВ на столь щекотливые для него вопросы, находясь в состоянии когнитивного диссонанса…

18 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: