От бульвара Капуцинок до Карьер-де-Люмьер

В преддверии будущего Года российского кино Научная библиотека института культуры проводит презентацию выставки, посвященной 120-летию кинематографа. Это концептуальная книжно-иллюстративная выставка из цикла «Антропология без берегов» под названием «120 лет десятой музе».

Люмьер 003_result

23 декабря состоялась открытая лекция директора Научной библиотеки, преподавателя истории кино Натальи Павловны Соколовой «От бульвара Капуцинок до Карьер-де-Люмьер».

Луи и Огюст

Как известно, 28 декабря отмечается профессиональный праздник кинематографистов — Международный день кино. «Изобретателями кино принято считать Луи и Огюста Люмьер. На самом деле, успешные опыты в области создания движущихся изображений проводились задолго до 1895 года, когда состоялся первый киносеанс. Да и самих «первых в истории публичных кинопоказов» на 1895 год пришлось несколько — как в Европе, так и за океаном. Однако титул первопроходцев навечно закрепился именно за братьями-французами. Справедливости ради стоит сказать, что именно им удалось на своей фабрике создать аппарат, который мог не только запечатлевать на пленку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Камера Люмьеров была легкой и мобильной, поэтому ее запатентованное в феврале 1895 года название «синематограф» стало наименованием целого направления в искусстве», — рассказала Наталья Соколова.

Почему капуцинки?

Бульвар Капуцинок назван так по имени стоявшего здесь женского монастыря капуцинок. Это женский монашеский орден Католической Церкви, основанный 10 декабря 1538 года Папой  Павлом III.

Люмьеры и импрессионизм

Первые фильмы братьев Люмьер по жанру можно определить как семейный фильм-документ, потому что они снимали в основном членов своей семьи, или рабочих своей фабрики. Например, такие фильмы братьев, как  «Завтрак ребенка», «Выход рабочих с фабрики Люмьер» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Наталья Павловна привела в связи с этим одно интересное сравнение: «Художник не нуждается ни в изысканном, ни в исключительном. Братья снимали пожарных, лодочников, кузнецов, прачек, обычный люд городов.  И озабочены персонажи не какими-то высокими, а самыми обыденными вещами, например, где покататься на лодке, или не опоздать на беговое состязание в мешках. Эти мотивы сразу стали своими для художников-импрессионистов. Сравните хотя бы названия работ художников: «Купание на Сене» и «Завтрак лодочников» Огюста Ренуара, «Лодки» Эдуарда Мане, «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне».

Годар о Люмьерах

Один из героев фильма Жан-Люка Годара «Китаянка» (1967) называет братьев Люмьер «поэтами экрана». И действительно, «для Годара эти небольшие люмьеровские ролики — не эмбрион, недоразвившийся до истинного искусства, а чудо из чудес, явившееся в мир сразу в блеске красоты и совершенства, как Венера из пены морской», — пояснила Наталья Соколова.

Лидер в области кинообразования

Не лишним будет отметить, что Тюменский государственный институт культуры может в полной мере позиционировать себя в качестве лидера среди всех тюменских вузов в области кинообразования и пропаганды российского кино. Здесь, в течение вот уже 15-ти лет, ведется в этом направлении системная учебная и научная работа. Студенты института слушают курсы: «История кино», «История театрального искусства и кино», «История анимации». Защищаются курсовые и дипломные работы по киноискусству. Кафедра компьютерной графики и анимации готовит, в том числе, и специалистов для российского анимационного кино. А библиотека обладает огромной коллекцией учебной и научной литературы, а также уникальными записями фильмов, посвященных истории кино.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

Люмьер 005_новый размер_result

Люмьер 008_новый размер_result

Люмьер 018_новый размер_result

Люмьер 020_новый размер_result