Открытая лекция о творчестве режиссера Якова Протазанова

Лекция Петрушина 035

24 февраля  в Научной библиотеке Тюменского государственного института культуры в рамках нового культурно-образовательного проекта «Летопись самых значимых событий истории российского кино» состоялась открытая лекция, посвященная творчеству режиссера Якова Протазанова. Знаниями о фильмах этого великого деятеля искусств поделилась преподаватель истории кино Наталья Соколова.

Наталья Соколова

«Летопись событий в мире кино будет связана с фильмами, которые в этом году празднуют свои юбилеи. Таких фильмов-юбиляров набралось 12», — пояснила Наталья Павловна. Целых два фильма Якова Протазанова вошли в этот список: «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Бесприданница» (1936).

Режиссер Яков Протазанов

Непрофессиональный профессионал

«Яков Александрович Протазанов прожил в русском кино очень долгую жизнь — более сорока лет. Он стал ведущим кинорежиссером русского дореволюционного кино. Он оставил незабываемый след уже в советском кинематографе. Наше время называют временем самозванства, ведь в художественной культуре современной России работают люди, которые не получали подчас профессионального образования. И эта ситуация характерна не только для нашего времени — русская культура знает очень много людей, которые были мастерами своего дела, суперпрофессионалами, не получив при этом профессионального базового образования. Яков Протазанов относится как раз к таким художникам. Яков Александрович окончил Московское коммерческое училище, и больше он нигде не учился. Родители очень хотели, чтобы он поступил в университет, или институт гражданских инженеров, но Яша ничем не хотел заниматься. Получив диплом об окончании училища, он заперся в своей комнате и запойно читал русскую классическую литературу. Потом, когда уже критики писали о творчестве Якова Протазанова, они все удивлялись, насколько режиссер великолепно знает русскую литературу. И так случилось, что большинство картин режиссера являются экранизациями литературных произведений. С литературой русский кинематограф сразу завязал теснейшую связь. Очень многие режиссеры обращались к литературным произведениям, но, как правило, это были примитивные иллюстрации, но Протазанов попытался подойти к литературе, уже вырабатывая пластический изобразительный язык кинематографа.       Получив небольшое состояние от отца, Яков Протазанов решил попутешествовать по Европе. Когда он был в Париже, он посетил студию Патэ, и даже посмотрел, как французы делают кино. По возвращении в Москву Яков Протазанов пришел в торговый дом «Глория», где и началась его кинематографическая карьера. Кино в России до знаменитого декрета о национализации кинопроизводства, подписанного Лениным 27 августа 1919 года, делал кто угодно — булочники, мясники, лавочники любых мастей, фабриканты, меценаты. Иными словами, кино в России было до 1919 года частнопредпринимательским.  Не исключением был торговый дом «Глория», который  занимался выпуском «фильм» (существительное «фильм» было до реформы русского языка 1918 года женского рода). Протазанов пришел работать туда в качестве переводчика. Постепенно опыт изучения литературы позволил ему стать вначале сценаристом, а затем и режиссером. До революции Яков Протазанов снял около 70-ти фильмов. Фильмы в то время были короткометражными, потому что не были таким  комфортными кинотеатры, не было еще кинозрительской культуры. Люди еще только учились смотреть кино. Бытовало мнение, что человек не высидит в кинотеатре более 20-30 минут». Вот так обстоятельно и подробно Наталья Соколова словно окунула слушателей в эпоху русского немого кино.

Афиша фильма “Процесс о трех миллионах”

«Процесс о трех миллионах»

«Фильм на экраны летом 1926 года. В это время в Москву с визитом приехали две голливудские знаменитости — супружеская пара Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. Им показали очень многие российские картины того времени, и в том числе «Процесс о трех миллионах». Мэри Пикфорд после просмотра этого фильма сказала: «За него не стыдно было и американским режиссерам». У нас были неравные условия с американцами в середине 20-х годов, и по части кинопроизводства мы, безусловно, отставали от Голливуда, но то, что Мэри Пикфорд сказала об этом фильме, дорогого стоит. «Процесс о трех миллионах» — по жанру комедия, но не просто комедия положений, в ней очень много социальной сатиры, иронии, тонкого юмора» (Наталья Соколова).

Актриса Нина Алисова в “Бесприданнице”

«Бесприданница»

«Фильм стал высшим достижением режиссера эпохи звукового кино. Когда Протазанов взялся за экранизацию «Бесприданницы» самой главной интригой был выбор актрисы на роль Ларисы Огудаловой. Ведь эту роль до этого в театрах играли такие великие актрисы, как Мария Ермолова, Марья Савина, Вера Комиссаржевская. Откуда взялась Нина Алисова? Почему режиссер выбрал именно ее? В этом же 1936 году Яков Протазанов выпустил свой самый неудачный фильм «О странностях любви», где впервые советский зритель увидел молоденькую Нину Алисову.  Сам Яков Протазанов так вспоминал об этой ленте: «Это была лирическая комедия не столько о молодежи, сколько с молодежью. Мне хотелось показать их красивыми, веселыми, счастливыми. Я даже себе представить не мог, какой разразится скандал. Нас обвинили в клевете на советскую молодежь, говорили, что на всем фильме лежит печать пошлости и карикатуры, говорили, что мы совсем не понимаем задач современности, ругали все, кому не лень. Картину запретили. Я всю вину взял на себя и признал картину халтурой. На одном из таких судилищ наш сценарист Владимир Захарович Швейцер прислал записку: «А не поставить ли нам «Бесприданницу»?»» (Наталья Соколова).

Также в фильмах Якова Протазанова раскрылся талант таких звезд тогдашнего кино и театра, как Анатолий Кторов, Михаил Чехов, Иван Москвин, Михаил Тарханов, Василий Качалов, Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Николай Баталов, Михаил Жаров, Сергей Мартинсон, Ольга Жизнева.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

Лекция о Протазанове 006