Творческая встреча с Анатолием Омельчуком

21 апреля в рамках культурно-образовательного проекта «Читать — модно!» в колонном зале Тюменского государственного института культуры состоялась творческая встреча студентов и преподавателей ВУЗа с Анатолием Омельчуком.

Встреча с Омельчуком 015

Анатолий Омельчук — тележурналист, писатель, краевед, почетный профессор института культуры — человек, интеллектуально открывший Север широкому кругу читателей и телезрителей. Многие жители Тюмени и Тюменской области с благодарностью вспоминают деятельность писателя, которую помнят, по признанию некоторых, сколько помнят себя. И действительно, Анатолий Омельчук начал свою деятельность достаточно давно — с 1965 года стал печататься, а в 1966 году начал работать радиожурналистом в Нижневартовске и Дудинке. В 1967—1987 годах работал в Салехарде корреспондентом, редактором, старшим редактором, председателем (с 1985 года) Ямало-Ненецкого телерадиокомитета. С 1987 — председатель Комитета по радиовещанию и телевидению Тюменской области. С 1992  — президент телерадиокомпании «Регион-Тюмень»  (директор филиала ФГУП ВГТРК).

Это уже не первая творческая встреча с Анатолием Константиновичем в стенах Тюменского института культуры. До этого институт презентовал такие книги писателя, как «Тюменская книга» (в 2009 году), «Рисунок ветра на воде» (в 2012 году),  «Високосный год. 336: диалог с самим собой?» (в 2013 году). Новая творческая встреча произошла в юбилейный для писателя год: 50-летие журналистской и литературной деятельности.  В рамках творческой встречи состоялась презентация двух проектов Анатолия Омельчука: электронного издания «Книга Сибири» и нового иллюстрированного издания и бокс-диска «Сибирь — сон Бога». Книги были подарены всем присутствующим на встрече.

Встреча с Омельчуком 061

«Анатолий Омельчук — человек бескрайне влюбленный в свою малую Родину. Под его пером очень четко прописываются самые разные образы — и агрария, и рыбака, и человека творческой профессии. Не побоюсь сказать, что это живой классик, по крайней мере, Тюменской области и Урала Сибирского региона. Надеюсь, что после нашей творческой встречи Анатолий Константинович откроет для себя какие-то новые сюжеты, то, что он еще не успел сказать и осмыслить, и это может быть найдет отражение в его книгах и фильмах», — отметил  ректор Тюменского института культуры Игорь Шишкин.

Игорь Шишкин

«Мы еще не все до конца осознаем, чьи книги мы обсуждаем. Вспоминаю «Анну Снегину» моего любимого поэта Сергея Есенина: «Большое видится на расстоянии». Анатолий Омельчук — наш великий современник. Каждая его книга вносит в наше сознание гораздо больше, чем какие-нибудь лозунги и призывы. Надо просто внимательно его читать. Послевоенные годы, о которых он пишет, наше поколение пережило, это все прошло на наших глазах. Так прекрасно все это описать — это надо, действительно, обладать талантом»,  — тепло отозвался о писателе советник ректора, кандидат философских наук, профессор Михаил Капеко.

Михаил Капеко

В емкой и глубокой характеристике книга Анатолия Омельчука «Сибирь — сон Бога» раскрылась Людмилой Кайгородовой, заведующей отделом обслуживания и хранения библиотечного фонда Тюменского института культуры: «В новой книге Анатолия Омельчука, казалось бы, все то же самое, что и в предыдущих — узнаваемые герои, которые проходят из одной книги в другую, один и то же образ полета над Сибирью. «Сон Бога» — сам Анатолий Константинович сказал, что сам не знает, откуда родилось это название, но когда держишь эту книгу в руках, понимаешь, что, с одной стороны, эта книга — своеобразный жанр путевого дневника, путешествие по Сибири, с другой стороны, Сибирь показывается глазами Омельчука, как удивительное мифологическое пространство, которое живет здесь и сейчас, одновременно сотни тысяч лет назад, и одновременно в будущем, где каждый встречный проявляет те, или иные аспекты этого бытия».

Людмила Кайгородова

В ходе творческой встречи один из присутствующих спросил у Анатолия Омельчука, насколько повлиял на его творчество литературный стиль Джеймса Джойса. «К сожалению, Джойса я стал читать сравнительно недавно. Перед тем, как съездить в Дублин — на родину Джойса — я начал читать «Улисса». Джойс писал эту книгу 7 лет, и я себе дал обязательство читать ее лет 7, и вот уже читаю ее года 4. Конечно, читаю «Улисса» с удовольствием, за раз не больше 5-6 страниц. Переводя на общелюбовные термины, это такой неожиданный поцелуй. 50 лет назад, когда я начал писать, я еще не знал Джойса, поэтому не думаю, что он мог как-то на меня повлиять. На стиль моих книг повлияла работа на радио и телевидении. Телевидение не любит заковыристых длинных предложений, и я неожиданно для себя начал писать короткими предложениями. При этом я стал больше понимать, что каждое гениальное русское слово — само по себе является произведением. И если ставишь рядом 4-5 слов, там открываются целые бездны смысла. Из писателей в ранней юности на меня произвел впечатление Андрей Платонов», — широко ответил Анатолий Константинович.

Встреча с Омельчуком 009

В подарок мэтру сибирской литературы студенты Тюменского института культуры исполнили экспромт М.А. Балакирева, прекрасно дополнив диалог о литературе музыкальным монологом композитора.

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

Встреча с Омельчуком 166

Встреча с Омельчуком 119

Встреча с Омельчуком 213

Лекция Петрушина 035