Из тюменских берез будут производить антибиотики

Об этом сообщил директор департамента лесного комплекса Тюменской области Владимир АРТАНОВСКИЙ, рассказывая о развитии отрасли в регионе.

Приоритетным направлением глава департамента назвал работу с крупными отраслевыми инвесторами в масштабных проектах. «Эти предприятия ценны сами по себе, – отметил он, – но, кроме того, каждая крупная компания, как локомотив, тащит за собой несколько малых, а также обеспечивает дополнительные рабочие места. По сути, только крупные производства могут выступать драйверами экономического роста. Сегодня мы понимаем, что для освоения одного миллиона кубометров древесины необходимо построить 100 километров лесных дорог. Это не под силу малому и среднему бизнесу, нужны серьезные инвесторы».

DSC06790_result

Но мощных локомотивов — единицы, а основная часть игроков современного рынка ЛПК — это как раз малые и средние предприятия, работающие в направлениях лесозаготовки, деревообработки, производства деревянной тары, столярных изделий, пеллет, пиролизного производства, мебели и биоэнергетики с объемом инвестиций от 500 тысяч до 10 миллионов рублей.

По данным департамента ЛПК, отрасль в прошлом году приросла на 6,4 процента, в основном, за счет производства тара и фанера, также хорошим спросом пользуется пиломатериал и погонаж. У изготовителей мебели и деревянного домостроения дела пока сложней.

Важным направлением директор областного департамента ЛПК назвал кооперацию. «Это не единственный, но явно недооцененный драйвер роста, – подчеркнул он. – Это, например, меблировка строящегося жилья, возможная благодаря сотрудничеству строителей, риэлторов и мебельщиков. Сейчас в области меблировано более 1000 квартир, думаю, это направление будет развиваться». В качестве еще одного примера эффективной кооперации Артановский рассказал о новой компании, производящей, в основном, металлическую мебель. « Мы объединили их с нашими деревообработчиками, – пояснил он. – и теперь появляются новые продукты из металла и дерева, интересные потребителю».

beryozyi

Несколько компаний области успешно экспериментируют с сотрудничеством по «скандинавской модели», которая заключается в сезонном разделении труда. Зимой сельхозпредприятия не загружены — их технические и кадровые ресурсы пригодятся лесозаготовителям, которые не могут работать летом. Причина в климате: сырье возможно заготавливать только зимой, когда замерзаю болота. Из возможной ежегодной расчетной лесосеки более 16 миллионов кубометров заготавливать круглогодично возможно только 3-4 миллиона кубометров, а по факту эта цифра не превышает 2 миллионов.

«Лес рубят — щепки летят, и их желательно превращать в доход, – заявил Владимир Артановский. – Сегодня в регионе образуется около 500 тысяч тонн древесных отходов, которые из мусора можно превратить в высокодоходные продукты. В ближайшее время будет открыт фанерный завод, который будет получать энергию для своего производства из своих же отходов. Любая генерация тепловой или электрической энергии из отходов деревообработки – это хороший пример кооперации».

Он добавил, что в отрасли развиваются инновационные для нашего региона направления — например, лесохимическое производство. В ближайшее время на территории одного из индустриальных парков Тюменской области будет организовано предприятие по выпуску бетулина. Это биологически активное вещество выделяется из коры березы и применяется в медицине, фармакологии, косметологии, используется как заменитель антибиотиков в животноводстве и птицеводстве.

Оксана ИСАЕВА,
фото автора