Цены растут, а доходы падают в Тюменской области

Согласно данным Росстата, за прошедшую неделю цены на масло сливочное выросли на 1,1%, яйца куриные – на 1%, до 0,5% повысились в стоимости колбаса вареная, куры, сосиски, сардельки, молоко, сметана, творог, сыры и чай. Медленно наползает «гюрза» инфляции на тюменские прилавки. По словам владельцев магазинов формата «у дома», в октябре – ноябре заметнее всего прибавили в цене хлеб, куриная продукция и мясные изделия. И виной тому – повышение цен на российское зерно и корма для животноводства. Хлебная продукция стала дороже по сравнению с осенью 2015 года на 50%. Крупная буханка ржаного продается в Тюмени не меньше, чем 35-36 рублей.

Правда, президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин на недавней своей пресс-конференции в Москве пояснял, что стоимость зерна – не самая серьезная проблема. В цене батона хлеба, который покупатель берет в магазине, стоимость зерна составляет всего 20-25%. Все остальное – это стоимость переработки зерна в муку, стоимость заработной платы хлебопеков, электроэнергии, транспортных расходов.

И система «Платон», сами понимаете, не способствует удешевлению стоимости продукции: доставленной от производителей сырья к переработчикам, а от них – к прилавкам.

Чтобы сделать процесс подорожания не таким заметным для покупателя, производители идут на привычные хитрости: уменьшают фасовку. Молоко в пакетах по 900 миллилитров давно стали привычным делом. Но теперь в магазинах можно заметить даже пакеты и по 800.
Стали пользоваться меньшим спросом у покупателей дорогие мясные деликатесы, сыр и даже йогурты. «Люди экономят на всём, – делится впечатлениями владелец небольшой торговой точки Сергей Николаевич. – У нас по сравнению с осенью прошлого года средний чек уменьшился процентов на 30, причём у нас стандартные наценки, а на товары первой необходимости, как и положено, не более 10%. Мы заинтересованы в том, чтобы люди шли к нам, но даже по закупу видно, что товаров берем мы на реализацию гораздо меньше. Постоянные покупатели жалуются на режим экономии: зарплаты сокращают, пенсии не прибавляют, а у многих еще и кредиты. Теперь люди выбирают товары подешевле, экономя и на качестве. По моим наблюдениям – даже те, кто еще год назад покупал у нас только товары высшего качества».
park_kcgx3i7oqts

С октября 2016 года повысили стоимость своих услуг и провайдеры (поставщики интернет-связи). Многие клиенты компании «Дом.ру» узнали об увеличении стоимости только получив в ноябре квитанции за октябрь. С чем связано подорожание этих услуг, осталось загадкой.

Ощущения покупателей, что в стране идет полномасштабная инфляция, подтверждает даже Управление Федеральной государственной статистики по Тюменской области в своих отчетах за три квартала 2016 года.

Индекс потребительских цен:

сентябрь 2016 года к декабрю 2015 года

Тюменская область – 104,8%

Тюменская область без автономных округов – 103,9%.

Оборот розничной торговли:

январь-сентябрь 2016 года к январю-сентябрю 2015 года

Тюменская область – 93,0%

Тюменская область без автономных округов – 93,7%.

То есть, цены росли, а оборот торговли снижался. Не лучше выглядят и другие показатели:

Объем платных услуг населению:

январь-сентябрь 2016 года к январю-сентябрю 2015 года

Тюменская область – 96,1%

Тюменская область без автономных округов – 98,9%

Реальные располагаемые денежные доходы:

январь-август 2016 года к январю-августу 2015 года

Тюменская область – 90,1%

Тюменская область без автономных округов – 91,4%.

Среднемесячная реальная начисленная заработная плата одного работника:

январь-август 2016 года к январю-августу 2015 года

Тюменская область – 98,7%

Тюменская область без автономных округов – 97,9%.

park_%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d1%80%d0%b5%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d0%b4%d0%be%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b2

Общего улучшения ситуации потребители и покупатели не ожидают. Прогнозы у них негативные. Настроения пессимистичные. По данным социологических опросов Левада-центра, Индекс потребительских настроений (ИПН) в октябре 2016 года составляет 72%. Самый крупный показатель ИПН – на уровне 90% – социологи Левада-центра отмечали в мае 2012 года. Индекс потребительских настроений – один из существенных и важных индикаторов экономики. Методика ИПН строится путем проведения опросов общественного мнения на основе ответов респондентов на пять вопросов: как изменилось материальное положение семьи за последний год (варианты ответов: улучшилось, осталось без изменения, ухудшилось); как изменится материальное положение в ближайший год; каким будет год для экономики страны; прогноз на ближайшие пять лет; оценка настоящего времени для крупных покупок.
park_%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%8b

И пока региональные экономисты строят на бумаге (проекта бюджета Тюмени 2017 года)  «распрекрасные» планы светлого будущего, федеральные эксперты видят совсем иное.

Вот подборка самых ярких и недвусмысленных прогнозов.

Юлий Нисневич, профессор Высшей школы экономики: «Все заявления о том, что страна выходит из кризиса, не подтверждаются фактами. Единственный способ развиваться без инвестиций, которых, при экономических санкциях против России, сейчас нет – это увеличение потребительского спроса населения. Но его тоже нет. Согласно последним данным Росстата, треть семей в России отказывается уже от самого необходимого. Где вы видите рост покупательной способности?».

Минэкономразвития пару недель назад сделало официальный прогноз о том, что в ближайшие 20 лет в России ожидается стагнация. пресс-секретарь президента РФ Песков тогда сказал, что в Кремле «этого нового исследования» не видели. Ведомство Алексея Улюкаева выпустило заявление за несколько дней до известных событий с его арестом.

Во время выступления на форуме «Ловушки «новой нормальности» советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев заявил, что после перехода к свободному плаванию курса рубля осенью 2014 года экономика страны получила девальвационный скачок и инфляционный шок, от которого не может оправиться до сих пор. «И наша макроэкономическая система подобна больному инфарктом миокарда», – цитирует экономиста Rambler News Service.

Глазьев добавил, что из-за решения ЦБ поднять процентные ставки экономический рост «начал глохнуть», что привело к «стагфляционной ловушке».

Стагфляция – это ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация) сочетается с ростом цен – инфляцией. Это как раз то, что нам демонстрируют отчеты Управления Тюменьстата по итогам за три квартала 2016 года: увеличение стоимости товаров и услуг и сокращение объемов продаж и денежных доходов населения.

Ну и напоследок, три новости: одна хорошая, и две похуже. По прогнозам владельцев продуктовых магазинов формата «у дома» Тюмени, в декабре объем продаж вырастет, но без увеличения показателей реальных доходов населения. Просто нас ждут приготовления к Новому Году. Цены, как это обычно бывает по такому случаю, немного еще подрастут на повышенном спросе. А потом будет январь 2017 года, и на завышенных ценах при минимальном спросе потребителей оборот розничной торговли опять пойдет на убыль. Еще один виток стагфляции – удар по слабому «сердцу» региональных экономик.

Лара НЕКРАСОВА,

фото автора

12 комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: