Роспотребнадзор предупредил об опасности покупок в соцсетях

Всемирный день прав потребителей, в этом году прошел под девизом «Потребительские права в цифровую эпоху».

Сегодня российский рынок электронной коммерции активно развивается. По экспертным оценкам «Ассоциации компаний интернет-торговли» за последние два года объем онлайн-продаж в России вырос на 7 процентов и составил 760 миллиардов рублей. При этом с правовой точки зрения в продаже потребительских товаров и услуг в сети Интернет остаются «белые пятна».

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей посвящен работе в цифровую эпоху

Виртуальный рынок дает каждому человеку возможность стать не только покупателем, но и продавцом. Вспомните, как много на форумах и соцсетях предложений «одежда дешево», «заказала — не подошло по размеру» и т. д. Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда СОКОЛОВА напоминает, что закон о защите прав потребителей регламентирует только приобретение у юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В случае неудачной покупки у физического лица, потребителю не поможет ни данный закон, ни Роспотребнадзор.

«Торговля и оказание услуг в социальных сетях становится все популярней, — заметила Надежда Соколова. — Буквально вчера пришла жалоба на оказание услуг татуажа на дому физлицом. Процедура не безопасная, есть риск инфицирования, заражения. Человек должен понимать, что, приобретая товар дистанционным способом, тем более, у физического лица, он не может получить гарантию качества». Помощник руководителя областного Управления Роспотребнадзора добавила, что одежда, приобретенная через интернет, также не имеет сертификатов и гарантий безопасности. Она может содержать вещества, вредные для кожи и дыхательных органов человека. «В магазине у нас есть право потребовать декларацию соответствия данного товара, — уточнила она. — Можно убедиться, что в аккредитованной лаборатории были проведены исследования данной продукции. Есть технический регламент Таможенного союза о безопасности легкой промышленности. А торговля в соцсетях не обеспечивает должного уровня защищенности потребителя».

Руководитель консультационного центра по защите прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Тюменской области Семен Хрушков и Надежда Соколова

Соколова пояснила, что пресечь торговлю физических лиц на интернет-площадках Роспотребнадзор не уполномочен. Такие прецеденты квалифицируются как незаконная предпринимательская деятельность (ст. 144 ч.1 КоАП), и все соответствующие обращения граждан направляются в правоохранительные органы.

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области Артем НИКОЗА напомнил, что, совершая покупки в интернет-магазинах, необходимо обращать внимание на наличие полной информации о товаре и о продавце. Только эти сведения дадут возможность в случае возникновения конфликтной ситуации хотя бы предъявить исковое заявление в суд. А, если информации нет — некого привлекать в качестве ответчика.

«Рекомендуем не приобретать товар в соцсетях, потому что в случае возникновения конфликтной ситуации невозможно будет предъявить требования продавцу, — подчеркнул Артем Никоза. — В таких ситуациях необходимо привлекать правоохранительные органы для установления личности физического лица, продавшего некачественный товар или услугу».

Артем Никоза и директор бюро «Интерфакс–Урал» в Тюменской области Оксана Новикова

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Тюменской области рассказали о подводных камнях покупок на такой популярной интернет-площадке как «АлиЭкспрессе». Этот сайт является агрегатором — то есть, посредником между продавцом и покупателям. «Когда потребитель знакомится на сайте с описанием того или иного товара, он предполагает, что приобретает этот товар у конкретного продавца, — прокомментировала Надежда Соколова. — В действительности платеж оседает на площадке агрегатора, деятельность которого с точки зрения потребительских правоотношений сегодня не урегулирована законом о защите прав потребителей». Она пояснила, что это затрудняет возможность реализации потребительских прав, и в случае возникновения спорных ситуаций (неверное описание товара, прислали не тот товар или не прислали вообще), по закону спрашивать не с кого.

«По договору купли-продажи одна сторона должна заплатить, а другая передать товар, — подчеркнула Соколова. — Соответственно, достаточно проблематично предъявлять претензии оператору, платежной системе, агрегатору — то есть, тому, кто аккумулирует денежные средства. Потребитель и сам не знает, кому он перевел денежные средства. На «АлиЭкспресс» к нам поступали единичные жалобы на то, что размер одежды не соответствует описанию. Но это площадка международной торговли, и, разумеется, мы не можем проверять деятельность представителей иного государства».

На сайте Управления Роспотребнадзора по Тюменской области можно ознакомиться с правилами безопасности электронных платежей.

Оксана ИСАЕВА
фото автора

0

Развитие событий

16 часов назад Тюменцы не хотят ждать обещанного три года
16.03.2017 Этот материал