Михаил Матовников: «Мы можем экспортировать товары, о которых даже не думаем»

Какие сюрпризы готовит для нас экономика будущего? Что нужно учесть при планировании финансовой деятельности в 2018 году? Какие стратегии станут выигрышными завтра, а что потеряло свою актуальность?

В рамках Школы инновационного мышления при поддержке правительства Тюменской области на эти вопросы перед тюменскими предпринимателями постарался ответить главный аналитик ПАО «Сбербанк России» Михаил Матовников.

В условиях низкого спроса внутри страны бизнес может наращивать свои экспортные мощности, и зарабатывать на удовлетворении внешнего спроса. Вот так, ни больше, ни меньше.

Гостя тюменцам представил замгубернатора Вадим Шумков

Возможно, не весь ассортимент производимой в регионе продукции может быть интересен на зарубежных рынках, но отдельные группы товаров все же могут найти своего покупателя. Причем самым неожиданным образом. Михаилу Матовникову по долгу службы часто приходится общаться как с финансистами, так и с представителями малого и среднего бизнеса. И поэтому о его наблюдениях и соображениях можно сказать, что это информация из первых рук.

Главный аналитик Сбербанка РФ обрисовал текущую экономическую ситуацию в стране, демографические проблемы, трудности экономического роста, причины падения уровня производства, политику Центробанка РФ, направленную на снижение инфляции путем снижения потребительского спроса. По его словам, нынешняя ключевая ставка ЦБ РФ будет держаться еще пару лет. По этой причине дешевых кредитов для бизнеса не предвидится.

Михаил Матовников предложил наращивать экспорт

Как в таких неблагоприятных условиях бизнесу развиваться? Матовников подчеркнул, что в России произошла диверсификация экономики. «Нефтянка» дает всего 20% ВВП. Свой весомый вклад в общую копилку вносят самые разные сегменты экономики. И по ряду сегментов промышленный индекс достигает 5-6, и кое-где даже 20%.

Какие принципиальные вещи важно понимать? Это политика ЦБ РФ. Ее задача: как сделать так, чтобы цены не росли. Решение одно: снизить спрос. А для этого нужно удерживать высокую ключевую ставку – на уровне 8-9%. Дорогие кредиты люди не берут, но с удовольствием несут свободные деньги на депозит с высоким уровнем доходности.

Увы, получается, что одно ЦБ РФ лечит, а другое калечит, а именно производственную сферу. Нет спроса – нет рентабельности.

Упомянутая ставка – одна из самых высоких в мире.

– Это происходит не из-за того, что есть жадные банкиры, которые пьют кровушку народа. Таков расклад: снизить спрос, задушить инфляцию. Чтобы эту ситуацию изменить, требуется время, примерно пара лет. После чего ключевую ставку можно будет снижать, – пояснил эксперт.

Правда, существуют более радикальные рецепты оздоровления отечественной экономики. Ну, например, устранение посредников в лице коммерческих банков между госбюджетом и предприятиями. Перевод коммерческих банков в режим работы инвестиционных фондов, получающих свои доходы в виде части прибыли от деятельности созданного производства. И т. д.

Как бы то ни было, по мнению Матовникова, в нынешних условиях единственный формат выживания – это бизнес, не зависящий от внутреннего рынка. По крайней мере, на период до двух лет, когда спрос будет низким, зарплаты расти не будут, а госрасходы сокращаться. Так, Кировский завод Candy начал продавать стиральные машины в Европу, Австралию и Японию. И это не единственный пример. Их немало.

– Когда едешь по регионам России, то встречаешь огромное количество предпринимателей, сумевших наладить экспортные поставки, – подчеркнул Михаил Матовников. – Правительство мечтает экспортировать «Суперджет», но по факту чего только не экспортируется. Например, предприятие во Владимире экспортирует марлевые повязки, имея 15 процентов прибыли от экспортной выручки. И аналогичные прорывы возможны в абсолютном количестве отраслей, о которых мы даже не догадываемся. Наши поршни и цилиндры из Костромы покупают Роллс Ройс и Фольксваген. Казань экспортирует оборудование по проведению операций на открытом сердце. Тотальные экспортные успехи демонстрирует «пищевка». Мы продаем курятину, свинину, конфеты, тушенку, йогурты. На мировой рынок вышли ивановские текстильщики, причем их производство растет на 7-10% в год.

Успешно конкурируют с американцами российские производители лонгбордов и яхтенной обуви. Сотни миллионов долларов зарабатывают программисты из Йошкар-Олы, выполняя заказы банков, придумывая мобильные приложения и игры для айфонов.

Некоторые предприятия вкладываются в экспорт по полной: открывают торговые дома, закупают фуры для доставки продукции. У многих предпринимателей даже мысли не было попробовать. Но попытались, и выяснилось, что можно! Важно только изучить вкусы, пройти сертификацию, найти партнеров. И от падения производства перейти к новым невероятным перспективам.

Аналогичным способом поступают предприниматели по ту сторону границы. Так, компания «Тиккурилла» сократила производство в Финляндии и перенесла его в Россию. То же самое сделал финский производитель шин «Nokian». Теперь эти шины производятся у нас. И экспортируются уже из России.

Ярчайший пример перехода от депрессивной ментальности к позитиву и успешному целеполаганию продемонстрировал Красноярск. Бизнес там развивался в трех отраслях: металлах, рознице и строительстве. Вернее не развивался, а угасал.

– Нынешней осенью я поехал туда с некоторыми опасениями, полагая, что не смогу сказать им ничего хорошего. Но обнаружил, что тамошнее бизнес-сообщество чувствует себя достаточно бодро. Оказывается, за это время они переориентировались на Китай. И успешно продают своему соседу продукты питания, деревянные дома, успешно идет в Китай утка – пух и перья на пуховики и одеяла, мясо в пищу, клюв и лапки – на китайскую медицину. В Красноярске хотят строить фабрики по производству утки, причем вся будущая продукция уже законтрактована китайцами, – поделился спикер.

Представители тюменского бизнес-сообщества

В заключение Михаил Матовников привел примеры стратегий экспорта. К ним можно отнести экспорт через оптовиков, партнерство с глобальными сетями (IKEA, METRO, OBI и др.), участие в отраслевых выставках, партнерство в рамках глобальной кооперации, оффшорное программирование и интернет-услуги, экспорт медицинских и транспортных услуг.

P.S. Тюменские предприниматели могут обратиться за содействием в Центр поддержки экспорта по адресу Тюмень, Хохрякова, д. 53, либо в Центр ВЭД Торгово-промышленной палаты Тюменской области по адресу г. Тюмень, ул. Хохрякова 9/1.

Радослав ВАСИЛЬЕВ,

фото автора

1 комментарий

  • эт чего -вместо насаждаемого ПОКУПАЙ Тюменское, надо переориентироваться на ПРОДАВАЙ таковое? по причине, что тут неплатежеспособное население…
    тогда понятно, почему те же бюджетные вливания в Бенат, не помогли -при открытых границах, задавить казахстанскую паленку! ориентация не та была…
    а сЧас все измениться -после этих разъяснений бизнесу и региональной власти! да так, что завод Медоборудования, прекратит переклеивать свои этикетки на китайские самовары…

Добавить комментарий

Войти с помощью: