Нефти много не бывает! В Тюменской области качают нефть из баженовской свиты и создают виртуальную нефтяную компанию

Нефть баженовской свиты часто сравнивают со сланцевыми нефтеносными формациями США. О ее высоком потенциале говорили давно, но до недавнего времени технологий, позволяющих рентабельно добывать черное золото с глубоких горизонтов бажена, просто не существовало. Теперь они есть. На Тюменском нефтегазовом форуме председатель совета директоров, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков заявил, что проект «Бажен», реализованный на территории ХМАО-Югры, оправдал себя и уже к 2021-2022 году компания планирует приступить к полномасштабной разработке запасов бажена, до сих пор считающихся нетрадиционными из-за специфики залегания. Он поделился своим взглядом на перспективы развития нефтегазовой отрасли России и планами развития до 2030 года компании «Гапром нефть», которая входит в ТОП-10 крупнейших в мире.

Александр Дюков

Глава «Газпром нефти» уверен, что нефтяникам и газовикам не стоит переживать из-за конкуренции с нетрадиционными видами энергетики. Он убежден, что в 2050 году объемы потребления нефти в мире будут даже выше, чем в начале 2000-х годов. Правда, недропользователям придется активнее внедрять новые технологии для того, чтобы освоить трудно извлекаемые запасы.

«Очень важная тенденция, которую мы сегодня наблюдаем, – это растущий спрос на нефть. Кто бы что ни говорил, мы видим, что этот рост продолжится и за горизонтом 2030 года. Безусловно, пик может наступить, но даже если он придется на середину 30-х годов, то, по всей вероятности, снижение спроса после наступления пика не будет обвальным. По ряду прогнозов, объемы потребления нефти в 2050 году будут выше, чем в начале 2000-х, – отметил Александр Валерьевич. – Если говорить о ситуации на нефтяном рынке в ближайшие 3-5 лет, то она видится стабильной. И цены будут относительно высокими. Это обусловлено растущим спросом, доказавшим за полтора года свою эффективность механизмом «ОПЕК+», а также недоинвестированностью отрасли, которая наблюдалась с 2014 по 2016 годы. В эти годы компании мало вкладывали в добычу и разведку, поэтому к 2020 году мы недополучим тех мощностей, которые могли бы обеспечить растущий спрос».

В числе тенденций, которые наблюдаются и будут продолжать наблюдаться в ближайшие годы в секторе ТЭК, он назвал: обострение конкуренции (как между компаниями внутри сектора, так и с компаниями, занимающимися развитием нетрадиционных видов энергетики), ухудшение качества запасов, вынужденный выход недропользователей в новые регионы (удаленные, без инфраструктуры и регионы с более суровыми климатическими условиями), активное внедрение компаниями инноваций и как следствие своеобразная гонка технических вооружений. Будет расти и экологичность производства, поскольку меняющееся экологическое законодательство России заставляет нефтегазовые компании уделять все больше внимания экологии и работать над тем, чтобы снижать нагрузку на окружающую среду.

Рассуждая о будущем, он признал, что в перспективе будет расти доля использования возобновляемых источников энергии, но он не советует переоценивать их и считает, что роль нефти и газа в обеспечении мировой энергетической безопасности будет оставаться высокой в обозримом будущем.

Планы у компании достаточно амбициозные. Александр Дюков этого не скрывает.

«Если говорить о тех целях и задачах, которые мы ставим для себя за горизонтом 2020 года, то одной из стратегических целей является продолжение наращивания добычи нефти и газа. Мы хотим расти темпами, которые опережали бы темпы роста рынка. Сказать определенно, какой объем углеводородов мы хотим добывать к 2025-2030 году, сложно. Это может быть и 150 миллионов тонн, и 200 миллионов тонн нефти. Все будет зависеть от рыночной ситуации, но такую задачу мы ставим. И, конечно, для нас целью является сохранение той позиции, которую мы в настоящее время завоевали среди производителей нефти. За 10 лет компания «Газпром нефть» более чем в два раза увеличила объемы добычи и переработки и вошла в ТОП-10 крупнейших мировых компаний в сфере добычи жидких углеводородов. Мы нарастили географию и вошли в высшую лигу нефтяных компаний. И хотим, безусловно, в этой лиге остаться, – заявил Александр Дюков. – При этом, что касается следующего десятилетия, то для нас не менее важной задачей останется повышение эффективности, в том числе повышение эффективности нашей работы для наших инвесторов. Будем стараться обеспечивать максимальную стоимость баррели добываемых углеводородов. Если говорить о локации наших инвестиций, то это во многом будет зависть от того, какие стимулы даст государство для инвестиций в те или иные направления. Надеюсь, что государство будет поддерживать инвестиции во все направления».

Компания планирует работать и на своих традиционных месторождениях, и осваивать новые. Если говорить о традиционных локациях, то в этом направлении планируется полномасштабное применение технологий методов увеличения нефтеотдачи.

«18 сентября на совещании у премьер-министра по поводу методов стимулирования добычи я доложил о том потенциале, который есть у российской «нефтянки» при применении третичных методов повышения нефтедобычи (то есть с применением полимеров, ПАВ и соды), – сообщил он. – Мы успешно реализовали пилотный проект в этом направлении на Западно-Салымском месторождении. Нам удалось повысить КИН (коэффициент извлечения нефти) с 52 до 69%, то есть на 17%. Это очень хороший показатель. Напомню, средний коэффициент извлечения нефти по отрасли – 30-35%. Если предположить, что полномасштабное применение этих методов станет возможным в рамках российской нефтяной отрасли, то это может позволить вовлечь в разработку значительные запасы. По нашим оценкам к 2030 году применение третичных методов сможет обеспечить дополнительную добычу более 100 тысяч тонн нефти в год».

Компания продолжает работать и с трудноизвлекаемыми запасами:

– с «карбонатами» (карбонатными отложениями Арктического шельфа России),
– с «полиазоем» (глубина залегания нефтеносных горизонтов от 3000 до 6500 метров),
– с подгазовыми запасами,
– нефтяными оторочками (нефтяная часть газонефтяной или газоконденсатно-нефтяной залежи, размеры и геологические запасы которой намного меньше запасов основной части двухфазной залежи),
– ачимовскими отложениями (пропитанные нефтью линзовидные песчаные образования, сформированные 140 миллионов лет назад, расположенные в нижней части меловых отложений, практически над баженовской свитой – распространены в центральной зоне Западно-Сибирского бассейна, а наиболее плодородные пласты обнаружены в Уренгойском районе ЯНАО),
– с баженовской свитой (ее площадь составляет более 1 млн кв. км при средней толщине в 30–40 метров и глубине залегания на территории Западной Сибири в 2–3 тыс. метров. По оценкам геологов, содержащиеся в ней ресурсы нефти могут достигать от 100 до 170 млрд тонн!)

 Кирилл Стрижнев, директор проекта «Бажен»
Кирилл Стрижнев,
директор проекта «Бажен» :
К настоящему времени мы пробурили 18 скважин. Две из них — с горизонтальным стволом 1000 м. Накопленная добыча по ним за срок около полутора лет уже достигла 15 и 5 тыс. тонн. Это хороший показатель. Шесть скважин с горизонтальным стволом от 300 до 600 м, пробуренные в 2017 году, дали промышленные дебиты.
http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1509341/

Чтобы не создавалось иллюзии по поводу того, что в этом направлении работает только «Газпром нефть», отметим, что серьезный опыт работы с так называемыми «ТРИЗами» (трудноизвлекаемыми запасами) есть и у других отечественных нефтегазодобывающих компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и др. Представители этих компаний не участвовали в качестве спикеров в пленарной сессии Тюменского нефтяного форума «Глобальная трансформация нефтегазового рынка: энергия роста», поэтому в центре внимания оказался именно опыт компании «Газпром нефть», генеральный директор которой вошел в число основных экспертов и имел возможность представить передовой опыт, достойный самого пристального внимания и тиражирования, широкой аудитории.

На результатах работы проекта «Бажен», который реализуется в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Александр Дюков подробно остановился.

«В 2017 году был создан технологический полигон «Бажен» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на Пальяновском месторождении. И работа этом полигоне успешно осуществляется. Уже создан полный комплекс оборудования с применением российских технологий, позволяющий работать с баженом, – рассказал он. – Сейчас мы работаем над тем, чтобы повысить эффективность этих технологий и оборудования, с тем чтобы сделать добычу бажена рентабельной. И мы предполагаем, что уже к 2021-2022 году мы сможем начать полномасштабную разработку бажена».

Александр Дюков рассказал и о предпринимаемых шагах в сфере цифровизации, внедрения инновационных информационных технологий в деятельность компании «Газпром нефть». По его словам, за цифровыми технологиями – будущее.

«Цифровые технологии не могут заменить физические технологии, которые мы используем для добычи нефти, но для нас это очень важное направление. Мы видим в цифровизации очень важный инструмент для повышения эффективности нашей работы, причем по всей цепочке – от снижения стоимости до геологоразведки и продажи топлива и сопутствующих товаров и услуг на наших заправочных станциях, – поделился он. – Мы серьезно продвигаемся в направлении создания цифровой нефтяной компании. Когда мы говорим о цифровой нефтяной компании, то мы имеем в виду нефтяную компанию с физическими активами, с пластами, со скважинами, с обустройством, с транспортом, с нефтепереработкой, нефтебазами, заправками с полной интегрированной цифровой моделью всех процессов. Наличие такой модели позволит на порядок увеличить эффективность нашей работы во всех направлениях – от освоения месторождений до повышения добычи и переработки. Мы делаем на это очень серьезную ставку. В компании реализуется проект по цифровой трансформации. Уже запущено более 500 цифровых инициатив и работа в этом направлении продолжается. Мы верим в успех».

Напомним, в Тюмени проходит IX нефтегазовый форум. В областной центр для участия в нем съехались представители более 20 стран. На повестке дня – перспективы развития ТЭК. В первый день форума на пленарном заседании о тюменских ноу-хау для нефтегазовой сферы, о действующих льготах и планах по созданию межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня рассказал губернатор Тюменской области Александр Моор. В рамках форума проходят круглые столы, закупочные сессии.

Наталья ГЛУМОВА

4 комментария

  • Автор,почему вводишь читателя в заблуждение своими заголовками.
    Баженовскую нефть не качают,а только надеются качать.Впрочем как и 40
    лет назад.

  • Фото аватара Nikita SMIRNOV:

    Дюков: “Сейчас мы работаем над тем, чтобы повысить эффективность этих технологий и оборудования, с тем чтобы сделать добычу бажена рентабельной. И мы предполагаем, что уже к 2021-2022 году мы сможем начать полномасштабную разработку бажена».

    Из баженоской свиты первую нефть добыли еще в 60-е годы. Но мало. Газпромнефть сообщает о том, что уже промышленных дебитов добились на полигоне “Бажен”.

    • Понятие промышленные дебеты абсолютно неопределённое.
      Вообщем-то он сказал,что “оправдал себя”,но не разъяснил,что это означает.
      Может “оправдал”,в смысле неплохо средства освоили.

  • Фото аватара Nikita SMIRNOV:

    добывают…
    вот тут – про промышленные дебиты на Божене есть:
    http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1509341/

    “К настоящему времени мы пробурили 18 скважин. Две из них — с горизонтальным стволом 1000 м. Накопленная добыча по ним за срок около полутора лет уже достигла 15 и 5 тыс. тонн. Это хороший показатель. Шесть скважин с горизонтальным стволом от 300 до 600 м, пробуренные в 2017 году, дали промышленные дебиты”.

Добавить комментарий

Войти с помощью: