Инвесторы потеряли интерес к развитию застроенных территорий

В городском департаменте земельных отношений градостроительства обсудили развитие застроенных территорий города Тюмени. В мероприятии приняли участие специалисты региональные управления федеральных структур и департаментов тюменской администрации, а также представители компаний-застройщиков.

Под развитием застроенных территорий обычно понимается снос ветхого жилья и расселение граждан за счёт инвестора, который на этом месте планирует построить свои объекты. По словам директора департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Дмитрия Иванова, недавние изменения в Градостроительном кодексе РФ значительно сузили возможности реализации этого направления как с экономической, так и с территориальной точки зрения, что привело к снижению интереса застройщиков. Городской департамент подготовил предложение о внесении поправок в закон в адрес областного правительства, которое, в свою очередь, передаст их на рассмотрение на федеральном уровне.

Директор департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Дмитрий Иванов

Как сообщила начальник отдела генерального плана департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Ирина Даровских, на данный момент в областном центре принято 19 решений о развитии застроенных территорий. В отношении 14 участков уже заключены договоры, которые реализуются в соответствии с предусмотренными в них обязательствами. В свою очередь по 13 действующим договорам уже утверждены проекты межевания, а по 10 из них — приняты решения об изъятии земельных участков и некоторые уже предоставлены в собственность девелоперам для осуществления строительства. На восьми территориях уже проводится расселение людей из жилья, подлежащего сносу.

Начальник отдела генерального плана департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Ирина Даровских

«На этих 14 территориях у нас было 117 многоквартирных жилых домов, – пояснила Даровских. – На сегодняшний день в рамках развития застроенных территорий уже снесено 26 домов, 91 дом ждёт своей очереди в рамках 14 договоров. Также снесено 30 индивидуальных жилых домов».

В отношении 5 застроенных территорий из 19 договоры с инвесторами ещё не заключены. По трём из них заключались договоры, но были расторгнуты по тем или иным причинам. Аукцион по участку на улице Волгоградская не состоялся, потому что на него не поступило ни одной заявки. Как отметила Даровских, возможно, причина в том, что инвестор после сноса ветхого жилья должен будет построить здесь не коммерчески выгодный высотный жилой комплекс, а объект социального или иного назначения.

В рамках программы развития застроенных территорий недавно сформирован новый участок в границах улиц Баумана и 9 января, который скоро будет выставлен на торги.

По земельным участкам на Волгоградской, Амурской — Парковой, Баумана — 9 января сейчас готовится документация для проведения аукциона в этом году.

Даровских добавила, что проводимую работу осложнили изменения в федеральном законодательстве, которые привели к «пробуксовкам» на местах.

«Мы вышли с инициативой в правительство Тюменской области и ждём от них реакции, – пояснила она. – Чтобы вернули хотя бы то законодательство, которое у нас было. Тогда интерес застройщиков будет больше, потому что увеличится территория, на которой возможно развивать новое строительство».

Начальник отдела генплана департамента подчеркнула, что главная цель программы развития застроенных территорий — снижение количества аварийного и ветхого жилья в Тюмени, и переселение людей из таких домов в новые благоустроенные квартиры. Также эти меры, по её мнению, снизят социальную напряжённость в обществе и улучшать архитектурный облик города.

В рамках «круглого стола» обсуждались многие темы, связанные с юридическими и организационными вопросами работы застройщиков в данных условиях. Переселение людей из старых обжитых квартир — процесс, зачастую, непростой. Как честно признал начальник отдела изъятия и резервирования земель департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Игорь Халяндра, люди хотят получить от инвестора как можно больше, а он — заплатить им как можно меньше, что нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Не все вопросы касались территорий, занятых жильём под снос. Например, заместитель генерального директора АО «Транснефть – Сибирь» Александр Мухортов поинтересовался, есть ли планы на развитие производственных территорий Тюмени.

«В частности, интересует восьмой планировочный район, – пояснил он. – Это Антипино. Это давнишняя производственная площадка города Тюмени. На окончании улицы Республики и начале Ялуторовского тракта у нас замечательная развязка, которая украсила город. Но что мы наблюдаем ежедневно вечером на обочине зелёной зоны? Огромную очередь «длинномеров», которые сдают металлолом».

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тюменской области Вячеслав Санников

Мухортов заметил, что завод «УГМК», принимающий этот вторсырьё, не должен решать вопросы организации городской транспортной схемы и парковок крупногабаритной техники. Он привёл в пример решение этой проблемы возле ТЭЦ, где создали специальную стоянку для большегрузов.

На Велижанском тракте и на развилке Тобольских трактов, по словам Мухортова, аналогичная ситуация.

«Вы наверняка видели огромное количество бензовозов, которые стоят под погрузку «Антипинского» НПЗ, – пояснил он. – Металлолом — бог с ним, он тяжёлый, грязный и некрасивый. А бензовозы и топливозаправщики — это средства, перевозящие опасные грузы. Они стоят так же на обочине, целый день».

Замгендиректора АО «Транснефть – Сибирь» обратил внимание, что для людей, проводящих целый день на обочине трассы, не создана инфраструктура для решения вопросов питания и гигиены. По его мнению, этот вопрос НПЗ «Антипинский» не должен решать единолично.

Мухортов добавил, что в этом году на территории восьмого планировочного района откроется ещё один промышленный комплекс «Транснефть-Сибирь» на более чем 200 рабочих мест с металлоёмкостью производства порядка 10 тысяч тонн в год — всё это увеличит транспортную нагрузку на дороги.

Александр Мухортов подчеркнул, что перечисленные предприятия входят в число крупнейших региональных налогоплательщиков, и развитие территорий необходимо рассматривать не только с точки зрения расселения ветхого и аварийного жилья, но и в плане благоустройства промышленных территорий.

«Мы украшаем и благоустраиваем город там, где люди тратят деньги, – заявил он. – Это центр, торговые моллы и развлекательные центры и т. д. Но там, где мы проводим большую часть жизни, зарабатывая деньги для региона, на сегодня я пока программу развития не видел».

Директор департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Дмитрий Иванов ответил, что данное мероприятие касается вопросов расселения людей из ветхого и аварийного жилья под снос, а обеспечения инфраструктурой промышленного кластера выходит за рамки регламента.

PARK72.RU