Якунин в Тюмени: обсуждает с губернаторами и полпредом перспективы развития РЖД

RGD_1

В Тюмень прибыли президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, полномочный представитель Президента РФ в УрФО Игорь Холманских, а также губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова и глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Они принимают участие в выездном заседании  научно-технического  совета (НТС) ОАО «РЖД» «О транспортном обеспечении севера Уральского федерального округа», которое проходит в Тюменском технопарке.

Обсуждали проблемы, говорили о перспективах и дальнейших планах по развитию железнодорожного сообщения. «Транспортное сообщение является одним из ключевых аспектов единства территории. О том, что необходимо актуализировать в регионе схему развития железных дорог для повышения эффективности ее использования при перевозке продукции нефтеперерабатывающих предприятий говорил в октябре 2013 года Президент России Владимир Путин на совещании по развитию нефтехимического комплекса, которое проходило в Тобольске. Вопросы развития железнодорожной сети сегодня актуальны как никогда. Железная дорога является важнейшим видом сообщения, которое, к тому же, обеспечивает единство территории. В общем обороте грузоперевозок на ее долю приходится 43%. Но нельзя не признать, что наша железнодорожная сеть испытывает серьезные трудности при перевозке грузов и пропуске транзитного вагонопотока», – отметил Игорь Холманских.

По его словам, в настоящее время в Уральском федеральном округе для развития железнодорожного сообщения предпринимаются серьезные шаги. В частности, для обеспечения потребностей РЖД на профильных предприятиях Свердловской области внедряются новые технологии в производство подвижного состава, разрабатываются новые модели вагонов с повышенной грузоподъемностью.

Проседают до сих пор вопросы увеличения пассажиропотока и грузоперевозок в направлении Севера. Особенно остро ощущают нехватку железнодорожного сообщения на Ямале и в Югре, где целый ряд территорий до сих пор вынуждены обходится исключительно зимниками и авиасообщением. По мнению главы компании “Российские железные дороги” Владимира Якунина, давно пора перейти от разговоров о необходимости «Северного широтного хода» к воплощению этого проекта в жизнь.

Напомним, проект, получивший название “Северный широтный ход”, рассматривается как альтернативное направление вывоза продукции нефтегазового комплекса. Железнодорожная линия от станции Коротчаево до станции Обская позволит соединить Свердловскую и Северную железные дороги с выходом на архангельское направление. Предварительная стоимость проекта оценивается в 190 млрд рублей. Проект строительства Северного широтного хода, новой линии с ожидаемым объемом вывоза до 21 млн тонн грузов в год, обсуждается с 2007 года.

Владимир Якунин предложил сформулировать прозрачные и внятные предложения по строительству “Северного широтного хода”, которые затем направить в Госдуму и правительство страны. Хотя бы потому, что появление этой железнодорожной магистрали, которая свяжет промышленный север страны с югом позволит разгрузить Транссиб более чем на 10 млн тонн грузов в год.

По планам, строительство «Северного широтного хода» должно начаться в 2014 году, но на этот счет у Якунина все-таки есть опасения. «Необходимо сдвинуть с “мертвой точки” этот вопрос. Несмотря на то, что мы входим в федеральную программу до 2015 года, еще ни копейки не было выделено на реализацию этого проекта”, – подчеркнул он.

Обостряет ситуацию и тот факт, что на Урале начали активно появляться и включаться в работу новые заводы нефтеперерабатывающего кластера. Сооветственно, в дальнейшем объемы грузоперевозок будут только расти и очень важно, чтобы экономические горизонты успеха этих предприятий не упирались в скудность и неготовность инфраструктуры… Так, в октябре 2013 года открылся завод по производству полипропилена «Тобольск-Полимер». В прошлом году начал отгрузку новый нефтеперерабатывающий завод им. Борисова (станция Мортка, Кондинский район) мощностью 1 млн тонн в год. В стадии реализации планы развития Сургутского завода (по стабилизации газового конденсата), новые производственные мощности ООО «НОВАТЭК», ООО «СИБУР», Антипинского нефтеперерабатывающего завода, НК «Роснефть»… В ближайшей перспективе погрузка углеводородов на Свердловской дороге установится не ниже 100 тыс. тонн в сутки. Именно поэтому необходимо уже сейчас активно заниматься реорганизацией и развитием транспортного сообщения, чтобы в дальнейшем не было сложностей – ни с логистикой, ни со сроками поставок.

Вероятнее всего, строить «Северный широтных ход» придется всем миром – с подключением федерального и региональных бюджетов, а также, возможно, с привлечением средств инвесторов.

Впрочем, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, например, настаивает на том, чтобы строительство Северного широтного хода было включено в состав обязанностей правительства России по развитию транспортной инфраструктуры. И в чем-то он прав: должен же федеральный центр «расплачиваться» за отобранный у регионов НДПИ? Впрочем, вслух он этот довод не озвучил. «Задача по освоению Арктики требует развития транспортной системы. Для Ямала железная дорога – это важный и единственный вид транспорта. Северный широтный ход – один из безусловных государственных приоритетов. Но насколько важен этот проект – настолько же и трудна его реализация, – заявил он. –  Сегодня Ямал реализует масштабные проекты, мультипликативный эффект которых трудно переоценить. Строительство Северного широтного хода позволит создать современную железнодорожную сеть в регионе и перейти к комплексному освоению Арктики, значительно расширит географию добычи углеводородов. Кроме того, он позволит качественно изменить условия жизни северян».

Как вы поняли, речь шла в первую очередь об улучшении транспортного обслуживания предприятий. Тем не менее, и наболевшему вопросу – о возможном появлении в Тюмени сети пригородных электричек также уделили внимание.

Вопрос озвучил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. По его мнению, в регионе давно возникла необходимость запуска сети электричек пригородного сообщения. Он, конечно, намекнул на схожесть Тюмени с Москвой и другими крупными мегаполисами, куда ежедневно стекаются на работу люди с окрестных «деревень»… Впрочем,  транспортная проблема остается актуальной и для жителей областного центра, проживающих той части города, которая расположена «за железной дорогой». Существующих транспортных развязок не хватает и разговоры о том, что запуск городской электрички, которая курсировала бы от Войновки до п. Утяшево мог бы решить проблему, муссируется не первый год. Но только на его реализацию, как озвучивалось ранее, требуется не менее 40 млн рублей инвестиций. Плюс – ежегодные субсидии, направленные на снижение стоимости проезда в этом виде транспорта. Впрочем, как уверяет губернатор, если электричка будет востребована, субсидии обязательно будут выделяться, главное, чтобы этот вид транспорта был удобным и комфортным…

«Еще пять лет назад люди предпочитали передвигаться автомобильным транспортом. Сегодня в силу роста трафика, сильной нагрузки на дороги и серьезной ситуации с ДТП люди по иному стали смотреть на вопросы своей безопасности и быстрого передвижения из разных населенных пунктов в областной центр, – подчеркнул Владимир Якушев. – Нужно сказать, что наличие электричек пригородного сообщения – тенденция, продиктованная временем. С ней Тюменская область столкнулась далеко не первой. Но, развивая пригородное сообщение, не нужно забывать о том, что поездки в таких поездах должны быть не только доступными, но и комфортными. Зимой в вагонах должно быть тепло, летом – прохладно. Пассажиры должны иметь возможность выпить чай, кофе, посмотреть телевизор. Если мы сумеем предложить достойные условия, уверен, что пассажиропоток в дальнейшем будет только расти».

Владимир Якушев также отметил, что сегодня в течение дня он намерен обсудить возможные варианты пригородных перевозок в регионе с полномочным представителем президента в УФО Игорем Холманских.

В рамках сегодняшней «сессии» в технопарке были подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между правительствами регионов и ОАО «РЖД».

Нина ПЕТРОВА

4 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: