На прошедших 14 мая публичных слушаниях по исполнению бюджета 2013 года прозвучало много критики. Она сводится к тому, что бюджет был бы исполнен более разумно и экономно без «Отделочника-20» – на ремонтах объектов учреждений образования, ДЭУ КАО – на городских подрядах по уборке улиц, без ПАТП №1 – которому доверили городские общественные перевозки . По самым скромных подсчетам около 10% расходов бюджета вызывают большие и закономерные вопросы.
Несмотря на желание администрации города Тюмени выставить свою работу в самом лучшем ракурсе, исполнение бюджета подверглось резкой критике. Депутаты от оппозиционных партий предъявили сотрудникам администрации конкретные претензии на неэффективные, а порой и сомнительные операции по расходованию городских средств.
Первым с конструктивной критикой выступил член контрольно-ревизионной комиссии Тюменского отделения партии «Справедливая Россия» Константин Коломейцев. Он выразил недоумение, что на вопросы, заданные на прошлогодних бюджетных слушаниях, тюменцы так и не получили ответа, и, в нарушение законодательства, не были опубликованы вопросы и ответы на сайте администрации и в печати, а также без обратной реакции властей оказались и предложения горожан по проекту решений. Константин передал письменное заявление с требованиями устранить допущенные нарушения. Кроме того, он напомнил, что уже два года тюменцы требуют публиковать не сводные отчеты по отраслям, а конкретизированные – со списками объектов, с указанием стоимости выполненных на них работ и данными по генподрядчику. В этом году Коломейцев предложил еще одну интересную инициативу: в виду небольшого количества нарушений, выявленных Счетной палатой (в несколько раз меньше, чем в 2012 году), по его словам, следует создать фонд общественно-финансового контроля, и выплачивать вознаграждения за выявленные нарушения при исполнении бюджета 2014 года. Часть публики громкими аплодисментами встретили это предложение. Фрагмент записи его выступления по таймеру с 01.39.
Депутат Тюменской городской Думы (фракция ЛДПР) Мурат Тулебаев обратил внимание руководителей администрации на 1,5 млрд. рублей, которые были отправлены из областного бюджета в городской тюменский бюджет на исполнение конкретных работ, но деньги эти так и не были освоены, а потому направлены обратным адресом. «Если бы они были освоены в 2013 году, то городу прислали бы еще дополнительно другие деньги – трансферты. И отремонтированных объектов было бы уже в несколько раз больше », – уточнил Тулебаев.
У него, как и многих тюменцев вызывают подозрения щедрые инвестиции бюджета в ПАТП№1 и ПАТП№2. Депутат напомнил собравшимся, что за год туда было перечислено 369 млн.рублей. Помимо 40 купленных автобусов и костюмов для кондукторов, деньги пошли на ремонт базы. «При городской цене в 1,5 тысячи рублей за метр новой кровли, в ПАТП на ремонт метра кровли было потрачено по цене в 5 тысяч рублей. Прокуратура сейчас этим вопросом занимается. Надеюсь, сделают свои выводы. И хочу заметить, не только как депутат, а и налогоплатильщик – таким образом, неэффективно расходуются не чужие, а наши с вами городские деньги. И при таких ценах на кровлю, в боксе, где работают люди и ремонтируют автобусы, заказчики забыли поставить вентиляцию. Санитарные условия не соответствуют нормам», – уточил Мурат Тулебаев.
Фрагмент записи его выступления на видео по таймеру с 16-ой минуты.
Депутат Тюменской городской Думы от КПРФ Юрий Безбородов подробно осветил «интересные отношения» городской администрации Тюмени со своими предприятиями, где она выступает в роли учредителя: МУП «Водоканал», ОАО ПАТП №1 и №2 и ОАО «ДЭУ КАО». Мало того, она же – администрация выступает там и непосредственно заказчиком работ.
Выяснилось, что по уборке улиц у администрации отсутствуют договоры субподряда с генеральным подрядчиком, администрация не контролирует расходование бюджетных средств и не хочет ничего знать о количестве однодневных компаний, участвующих в выполнении работ, доверенных ДЭУ КАО. «Тогда, каким образом администрация осуществляет контроль за исполнением работ по уборке улиц? По расходованию бюджетных средств по назначению? Какое количество фирм – однодневок на этом зарабатывают и сколько? Проводился ли анализ этих фирм с целью выявления коррупционной составляющей и с их аффилированию областных структур? Чтобы понятно было: городские деньги поступили в ОАО «ДЭУ КАО». Если ДЭУ КАО заключило договор с фирмой однодневкой, мы уже проверить не можем. Фирмы эти, как правило, действуют не больше года. Год прошел – деньги пропали… По этому поводу обращался в губернатору нашей области. Получил ответ за подписью заместителя губернатора (Тюменской области) Татьяны Юрьевны Костыревой: «Оснований для установления контроля действующее закондательство не содержит. Выявленные недостатки относятся к вопросам местного значения и субъект федерации решать их не правомочен».
Примечательно, что по договорам сублизинга поставок транспорта для ПАТП №1 и ДЭУ КАО лизингодателем выступает «Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания», в которой основным акционером выступает департамент имущественных отношений правительства Тюменской области– 86% акций.
Юрий Безбородов предложил создать антикоррупционную специализированную группу в составе Тюменской городской Думы с представителями антикоррупционного комитета, администрации города и общественных организаций для проверки хозяйственной деятельности акционерных обществ «ПАТП№1» «ДЭУ КАО» МУП ВКХ «Водоканал» для выявления фактов коррупционной деятельности и аффилированности с властными структурами города Тюмени.
Фрагмент записи его выступления на видеозаписи по таймеру с 24-ой минуты.
Выступления председателя общественной организации «Народный Контроль» Александра Шемякина всегда вызывают бурный интерес публики, но в этот раз он превзошел даже самого себя! Он предложил на будущее не проводить бюджетные публичные слушания без главы города Дмитрия Еремеева и главы администрации Тюмени Александра Моора. Как известно, они ни разу не почтили собрания своим присутствием.
«Выступления сотрудников администрации были просто замечательными, – сказал Шемякин. – Я даже захотел жить в таком городе. Среди своих достижений докладчики называли строительство садиков и школ – но это не так. Их строительство идет по очень хитрой схеме. Администрация проводит аукцион на поставку школу (в новых микрорайонах). А теперь я проведу конкурс за правильную версию ответа – за какой срок, по условиям конкурса, должен образоваться этот новый садик».
Правильный ответ – 5 дней – так никто из присутствующих в зале слушаний не назвал.
«Старик Хоттабыч должен был дернуть за волосок, чтобы в Тюмени садик образовался, – иронизировал Александр. – Система так работает: садик-то уже был построен, понятно, в этом самом месте (садик «Волчок» – улица Федорова – авт.), поставщик – уникальный и единственный, и здание – тоже одно. Делается экспертное заключение, устанавливается цена. И выясняется, что у этого застройщика дороже садика только квадратные метры элитного пентхауса, все остальные застройки у него – гораздо дешевле. Я понимаю, что все лучшее детям, но только не в этом лукавом случае. И вы считаете, что такими садиками можно хвастаться в исполнении бюджета? А самое интересное, что конечный выгодоприобретатель этого застройщика имеет интересы в одной заокеанской стране: гражданство и все прочее. В итоге: наши муниципальные деньги оказываются за океаном».
Шемякин назвал среди мутных вложений администрации и дорогущий джип, который за подписью главы города и члена регионального штаба партии «Единая Россия» Александра Моора, приобрел муниципалитет для «обследования автобусных маршрутов». На нем теперь катается директор департамента по транспорту администрации Тюмени. «А такой же конкурс на Ямале, был остановлен», – уточнил лидер «Народного Контроля».
Еще один яркий пример, «как зарабатывают на детях» рассказал в этот день Александр Шемякин.
Со сцены он обратился к директору департамента образования администрации Тюмени Андрею Степанову, спросив его о том – почему, несмотря на заведенные уголовные дела, департамент по-прежнему предпочитает заключать договоры только с компанией «Отделочник-20».
«Департамент образования заключает вне конкурсных процедур (что запрещено законодательством – авт.) договоры по ремонту и реконструкции ряда муниципальный детских садов и школ. По материалам Счетной палаты есть уже уголовные дела. Но – воз и ныне там. Причем, об уголовном деле по школе №43, департамент узнал(!) от «Народного Контроля». Есть такой подрядчик – горячо любимый в департаменте образования – «Отделочник -20». Директор – Шумасов, тоже был приглашен сюда, но я его почему-то не вижу. Одно уголовное дело, другое – решение Арбитражного суда, оно звучит так: «Необосновательное обогащение на ремонте детского садика». И на этот же детский садик у компании «Отделочник – 20» новый муниципальный контракт за подписью господина Степанова. Я сейчас не говорю про школу №72, где сейчас идет Арбитраж, по школе №45 суды идут. И всё это – помимо конкурсных процедур. Несмотря на решение Арбитражного суда, который признал такую практику «несоответствующей российскому законодательству», – уточнил Шемякин.
Фрагмент записи его выступления на видеозаписи по таймеру с 28-ой минуты.
О том, как нарушились процедуры ведения заседания публичных слушаний по бюджету можно воочию увидеть из концовки видеосюжета о заседании 14 мая.
Как мы уже сообщали ранее, в нарушение процедуры, на публичных слушаний должностные лица Администрации г.Тюмени не ответили на вопросы тюменцев, председатель заседания (замглавы администрации Тюмени) Андрей Голоус не предоставил тюменцам слова для выступлений, не поставил на голосование поданные гражданами предложения. «Это грубейшие нарушения регламента. Мы в суде это будем оспаривать», — сказал депутат Тюменской городской думы от фракции КПРФ Александр Чепик.
Остается добавить, что при подготовке к слушаниям администрация города Тюмени включила административный ресурс, пригласив на заседание большое количество сотрудников аппарата Тюменской областной Думы, которая и позволила 263 голосами утвердить проект бюджета на слушаниях.
Необходимо вспомнить, что бюджет 2013 года был самым большим за всю историю Тюмени: по доходам 24 млрд. 706 млн.207 тыс. рублей (97% к плану) и по расходам: 24 млрд.350 млн.908 тыс. рублей (88% к плану). По заявлениям, оппозиции более 2 млрд.бюджетных рублей (около 10% от всех расходов) были потрачены неэффективно, по странным и подозрительным схемам.
Среди объектов, нуждающихся в прокурорских мерах реагирования назывались: сквер Тенистый, ремонт дороги на улице Харьковской, уборка улиц, договоры на ремонт в образовательных и социальных учреждениях.
Лариса НЕКРАСОВА
Ну а что вы ждали? Что придет Моор, Еремеев? Скажут, что плохо работали в 2013 году. Что во всех крупных тендерах коррупционные схемы. Что строительство, ремонт садика почему то в 2 раза дороже выходит чем рыночные цены