Министр экономического развития России Алексей Улюкаев объяснил широкой публике, каким образом страна может создать механизм дополнительных бюджетных расходов, о которых столько говорится в последнее время. При этом министр прямо отметил, что повышение налогов — «самый нежелательный сценарий».
Статья А. Улюкаева, озаглавленная «Как потратить с умом», вышла сегодня утром в газете «Ведомости».
По мнению министра, задача обеспечения устойчивости бюджетной системы должна решаться с расчётом на долгосрочную стабильность экономики.
Улюкаев полагает, что сегодня резерв стимулирования экономики растрачен, а вопрос о стимулировании экономики за счёт бюджетных расходов — довольно сложен. Министр напоминает, что в бюджете на 2015-2017 гг. Минфин сократил расходы на развитие науки, инфраструктуры и инноваций, при этом каждый год растут социальные и военные расходы. Ситуация осложняется ещё тем, что в долгосрочной перспективе доходы страны относительно предыдущих периодов продолжат снижение. Что касается цены на нефть, то она «перестала расти», отметил министр. И «при прогнозируемой цене на нефть примерно $100 за баррель в ближайшие годы бюджет будет верстаться уже с дефицитом».
Совокупно всё это и привело министра к выводу о том, что резерв стимулирования экономики «в основном растрачен» и поэтому «требуется поиск новых источников роста».
Для того, чтобы обеспечить исполнение бюджета, эксперты предлагают сегодня: 1) радикально сократить расходы; 2) существенно повысить налоги; 3) увеличить дефицит бюджета. Господин Улюкаев рассмотрел все три сценария. И начал он с самой «шумной» темы — налогов.
По его мнению, увеличение налогов есть «самый нежелательный сценарий для страны в настоящий момент». Автор напоминает, что о решении не увеличивать налоговое бремя было заявлено в начале нового политического цикла. Однако теперь взятое обязательство дезавуируется. Кроме того, бюджетный эффект от увеличения налогов может оказаться ниже ожидаемого. В итоге не только не будут решены задачи балансировки бюджета, но будет оказано «депрессивное воздействие на экономическую активность хозяйствующих субъектов», результатом чего может стать снижение налоговых поступлений. Наконец, по словам министра, российская экономика сейчас балансирует между стагнацией и рецессией, и рост налогов поэтому выпадает из области допустимых решений.
Второй путь, на который указывают специалисты, — повышение устойчивости бюджета через сокращение расходов. Здесь, пишет министр экономики, «надо отказаться от неработающих и затратных программ, прекращать субсидирование неоправданных расходов государственных компаний и естественных монополий». Однако «к оптимизации расходов надо подходить ответственно, внимательно». Ведь, находясь на негативной стадии экономического цикла, страна испытывает нехватку спроса. А снижение госрасходов лишь усилит негативные тенденции в экономике. Далее министр признаёт, что «при том качестве институтов, которое у нас есть, невозможно существенно улучшить предпринимательский климат, заинтересовать инвесторов».
«Вместе с тем, — продолжает господин Улюкаев, — настоящий момент представляется как никогда удачным для наиболее эффективных вложений в развитие страны. С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность развивать важнейшие отрасли, такие как сельское хозяйство и переработка пищевых продуктов».
Вероятно, именно здесь министр видит перспективу экономического роста страны, поскольку отмечает, что дополнительный 1 процент роста экономики обеспечит финансовую систему России 200, а то и 300 млрд. руб. дополнительных доходов. «Выбор, который стоит перед нами, — довольствоваться малым и надеяться на приемлемую внешнеэкономическую конъюнктуру на долгие годы или активно работать над обеспечением необходимых темпов социально-экономического развития страны», — подытоживает Улюкаев.
Отсюда министр переходит к «бюджетному правилу».
Аккумуляция резервов, происходящая при благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти ради осуществления в дальнейшем «контрцикличной государственной политики», представляется в настоящее время министру неудовлетворительной. Этот механизм «перестаёт полностью нас удовлетворять».
По мнению Улюкаева, государственные средства сейчас следует направлять в те секторы, что максимально зависят от госинвестиций. Что касается продовольствия, то, учитывая необходимость сдерживания роста цен на него, необходимо существенно повысить предложение сельхозпродукции, а последнее «будет крайне сложно сделать без государственной поддержки».
Главным министр здесь считает максимальную осторожность при любом повышении госрасходов. Государственные инвестиции должны совмещаться с неденежными стимулами экономической активности — к примеру, с ослаблением регулирования. Улюкаев пишет, что в крупные производственные проекты средства государства следует направлять только вместе с частными инвестициями.
Далее министр объясняет нам, что ждёт российскую экономику. А ждёт её почти нулевой рост.
«Рост экономики на уровне «около нуля» — это не новая экономическая доктрина, а всего лишь упущение бюджетной, монетарной и в целом экономической политики, — указывает он в статье. — Ответственно подойдя к запланированному увеличению дефицита бюджета, мы можем обеспечить новый виток прилива экономических сил, что так важно в условиях обострения геополитической обстановки».
Таким образом, статья господина Улюкаева является своего рода программным заявлением. Увеличение налогов, о котором много говорят в обществе, Улюкаевым характеризуется как «самый нежелательный сценарий для страны в настоящий момент», грозящий России депрессией. Министр приветствует другие пути стимулирования экономики — повышение устойчивости бюджета через сокращение расходов и изменение «бюджетного правила» (отказ от ненужной сейчас аккумуляции резервов и направление госсредств в секторы, максимально зависящие от инвестиций государства, в том числе в сельское хозяйство).
Ключевой элемент новой экономики России, которая противостоит западным санкциям, — «активно работать над обеспечением необходимых темпов социально-экономического развития страны». Пока же придётся смириться с ростом экономики на уровне «около нуля», то есть, по сути, затянуть пояса. Вместе с тем Улюкаев ожидает нового витка «прилива экономических сил» и указывает, что всего лишь один добавочный процент роста экономики обеспечит финансовую систему 200, а то и 300 млрд. руб. дополнительных доходов.
Что ж, позитивный настрой министра экономики не может не радовать. Остаётся лишь уверовать в то, что государство и вправду передумает повышать налоги и задумается наконец над тем, над чем надо было задуматься ещё в 2000-м году, когда правительство, впервые осчастливленное профицитом бюджета, испытало первую эйфорию от нефтяной иглы…
Олег ЧУВАКИН,
фото: «PhotoXPress»
«Гламурный» министр иностранных дел республики Приднестровье Нина Штански «призывает Владимира Путина сделать ее страну следующим завоеванием» России в Восточной Европе, пишет обозреватель Daily Mail Уилл Стюарт…
Русский мир возрождается, и стремление народа к единству не остановить. Такое заявление сделала глава МИД Приднестровья Нина Штански, сообщает Daily Mail. При этом британское издание обратило внимание не только на профессиональные качества приднестровского политика, но и на ее модельную внешность.
«Отрадно отметить, что результаты крымского референдума практически полностью совпадают с результатами референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года. Тогда больше 97% голосовавших высказались за независимость с последующим свободным присоединением к России, в голосовании приняли участие более 78% избирателей. Столь явное совпадение народной воли крымчан и приднестровцев свидетельствует о том, что Русский мир возрождается, и стремление народа к единству не остановить», – заявила Штански…
В этом «самопровозглашенном государстве», на преимущественно красном флаге которого красуются серп и молот, в качестве миротворцев уже находятся 1300 военнослужащих РФ. Кроме того, как отмечает британское издание, на прошлой неделе поступали сообщения о том, что агенты ФСБ в штатском буквально «хлынули» в Приднестровье…
Вот и я думаю, что повышение налогов глупость первостатейная. Надо не налоги повышать, а увеличивать число налогоплательщиков, параллельно снимая тех, кто в состоянии зарабатывать со всяческих пособий. И таки запретить гскомпаниям покупать Халков и иже с ним. Умнее обеспечить доступное подключение к трубе, и иметь стабильный доход с продажи газа на внутреннем рынке.