Сюрпризы информатизации: в Тюмени говорили о достижениях и промахах России

На форуме ИНФОТЕХ-2014 в Тюмени специалисты обозначили целый ряд серьезных проблем в части предоставления населению государственных услуг в электронном виде. Говорили о том, что пока объем инвестиций, направленных в создание «электронных приемных ведомств», не соразмерим с полученным эффектом. Повод для волнения серьезный: ситуация складывается по принципу — вложили миллион, а результат — копеечный. Реально получить в электронном виде пока можно не более 10% госуслуг…

Впрочем, начнем с приятного. С яркой обертки технологического прогресса.

В фойе технопарка гостей встречал умный и галантный робот, который не только отвечал на вопросы – даже самые неожиданные, но и дарил гостям приятные комплименты. Позже выяснилось, что управляет им все-таки человек – дистанционно, посредством интернета. Десятки компаний представили свои инновации, с помощью которых жизнь становится проще. Отличились и юные робототехники, которые продемонстрировали свои успехи в деле создания «искусственного интеллекта». Представители лаборатории FabLab ТюмГУ продемонстрировали свои творения: робота, который сортирует шарики по цвету, муху, которая следует за светом фонарика, как на поводке… Впечатлили возможности 3D-принтера, с помощью которого можно воссоздать почти настоящую Венеру Милосскую…

Гостей встречал общительный робот

Сотрудники Тюменской транспортной системы напомнили тюменцам о «грандиозных» возможностях транспортных карт. В перспективе они предлагают оснастить все автобусы и маршрутки Тюмени специальными турникетами, которые позволят обойтись без кондукторов. «Ростелеком» представил действующую в Тюмени систему видеонаблюдения за порядком на улицах «Безопасный город». Департамент соцразвития Тюменской области показал устройства – телефоны с GPS-навигацией, которые позволяют слабовидящим быстро ориентироваться в пространстве. Желающие могли детально познакомиться с медицинскими приложениями, запущенными в Тюмени, с системой мониторинга транспорта, которая позволяет не только отследить транспортные средства, но и оптимизировать логистику…

Кстати, открылась выставка официальной экскурсией, которую для гостей (в их числе — заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев,  главный федеральный инспектор по Тюменской области Андрей Руцинский, а также Чрезвычайный и полномочный посол республики Бенин в РФ Анисет Кочофа и др.) провели заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба и директор департамента информатизации региона Александр Албычев.

Немало времени уделили тому, чтобы объяснить принципы функционирования Электронного муниципалитета города Тюмени. Попытались даже записаться на прием к врачу. Причем в процессе выяснилось, что нередко задекларированные регламенты нарушаются и записываться предлагают не в границах разумного десятидневного срока, а «через две недели и позже»… Тем не менее, как отметил  Александр Албычев, система позволяет отследить картинку по городу в целом, чтобы специалисты могли сделать соответствующие выводы. Электронный муниципалитет позволяет также выбрать подходящий маршрут транспорта, записаться на бракосочетание,  отчитаться о мигрантах (сервис для гостиниц) и даже «построить дом» (подать заявки на получение земельного участка, на присоединение объекта к инженерной инфраструктуре и т.п.). Всего за месяц в с помощью электронных сервисов в Тюмени было выдано 1300 справок, обработано более 10 тысяч запросов. Причем самый популярный запрос – по поводу возможностей перевозки крупногабаритных грузов… Налажено взаимодействие с компаниями ЖКХ-сектора. Есть даже очень полезный сервис, который позволяет отслеживать в режиме реального времени процесс исполнения программ по ремонту жилого фонда.

Электронный сервис «Тюмень — наш дом» — тюменцам нравится

«В перспективе мы планируем создать электронное рабочее место главы муниципалитета, — рассказал Александр Албычев. – Заходя в личный кабинет, глава будет видеть рейтинг своего муниципалитета в разрезе различных отраслей, что позволит ему принимать правильные управленческие решения».

Понимая, что сервис может быть полезен коммерческим структурам, в Тюмени уже задумались над тем, как наладить взаимодействие с бизнесом в электронном формате. Обозначили и количественные показатели. Так, в Тюмени зарегистрировано 180 тысяч пользователей в сети бесплатного интернета Tyumen Free (самые популярные точки – аэро- и ж/д вокзалы, а также Цветной бульвар), выдано более 5 тысяч универсальных электронных карт, позволяющих получать государственные услуги через интернет, зарегистрировано 4 тысячи пользователей с электронной цифровой подписью.

Впечатлялся увиденным больше всех, пожалуй, представитель «банановой республики». Но это не удивительно, ведь, как пояснил сам посол республики Бенин в РФ Анисет Кочофа, «в Африке пока с информатизацией большие проблемы: из ста человек лишь у одного есть компьютер и лишь 10 – слышали об интернете…»

Представитель Реступлики Бенин — крайний слева

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев – уже на пленарном заседании – заметил, что неплохо было бы интегрировать электронный муниципалитет Тюмени в аналогичную региональную электронную матрицу. Пока этого нет, соответственно, о едином формате предоставления госуслуг в электронном виде говорить не приходится.

В разрезе регионов Тюменская область держится в лидерах, но не на первом месте. По объему инвестиций в информационно-коммуникативные технологии мы на пятом месте (на первом – Москва, далее – Санкт-Петербург, Московская и Новосибирские области).

В рамках дискуссии на открытии форума специалисты констатировали: электронное правительство в России – пока в большинстве случаев не является реально действующим механизмом, с помощью которого можно получить государственные услуги.

Часто это просто фикция. Как пояснил  заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития России Павел Малков, о том, что оказание государственных услуг населению через интернет в России пока находится в зачаточном состоянии, свидетельствуют данные масштабного исследования.

Из более чем 1300 видов услуг, задекларированных в электронном формате,  лишь около 600 оснащены кнопками «Получить услугу». При этом лишь в 500 случаях экспериментаторам удалось отправить заявку на рассмотрение в электронном виде и лишь в 114 случаях (9%)  они получили уведомления о рассмотрении их заявки. Это данные о функциональности единого портала госуслуг. В региональном разрезе картинка не менее «веселая». Из 709 обследованных госуслуг, предоставление которых обещано в электронном виде, лишь по 208 удалось отправить заявку и лишь в 50 случаях (7%) пришло оповещение о том, что обращение принято к рассмотрению… Делайте выводы.

Гостям показали, как работает Электронный муниципалитет города Тюмени

Показателен и другой пример, ярко свидетельствующий о доступности госструктур для населения. «Мы обзвонили более миллиона телефонных номеров, указанных в качестве контактных в различных ведомствах как федерального так и регионального уровня, — рассказал он. – Больше половины номеров оказались либо не действующими или такими, по которым невозможно было дозвониться. Это тоже показатель работы».

Между тем, как отметил Павел Малков, в решении проблем информатизации необходимо двигаться вперед. Причем как можно быстрее. Он припомнил  цитату Льюиса Кэролла, который говорил, что «иногда нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте». «Нас – а я представляю Минэкономразвития – интересует качество перевода услуг в электронный вид. Нужно, чтобы эти услуги действительно были доступны для населения, поэтому необходимо вести мониторинг качества услуг», — заявил  он.

Резонное заявление. Особенно если посчитать, сколько денег вкладывается в информатизацию в России. Цифры, которые были озвучены на форуме «ИНФОТЕХ-2014» в Тюмени, впечатляют. За прошедшие годы на внедрение ИКТ в госсекторе в нашей стране было выделено более 1,2  триллиона рублей. Суммарный ИКТ-бюджет всех федеральных ведомств в 2014 году составил 83 млрд. рублей (85 млрд. – в 2013). Субъекты РФ, по данным CNews Analitycs, в 2014 году планируют потратить 57 млрд рублей (63 млрд. рублей – в 2013 году), из них 24 млрд. рублей – бюджет Москвы.

Результаты первой волны мониторинга доступности госуслуг

И это при том, что пока население не привыкло пользоваться электронными каналами взаимодействия с ведомствами. Грубо говоря, создали структуру, позволяющую получать госуслуги в электронном виде, не выходя из дома, а люди все равно предпочитают получать справки по старинке, обивая пороги и перегреваясь в очередях…

И для того, чтобы нам с вами привить такую привычку, по словам Алексея Козырева, в России будет запущена соответствующая программа, цель которой – популяризация электронного правительства и привитие народонаселению культуры электронного взаимодействия с органами власти… Сколько денег будет выделено на эти цели из федерального бюджета, он не сообщил.

Что касается успехов нашей страны в деле информатизации, то пока о впечатляющих победах говорить рано. С поставленной Владимиром Путиным задачей – войти в двадцатку стран с самой развитой ИТ-инфраструктурой нам пока не удалось. Россия в мировом рейтинге держится на 27 строчке, незначительно опережая Казахстан.

Тюменскую область как принимающую сторону, конечно, похвалили за успехи в деле информатизации. Поинтересовались даже, как удается удерживать столь стремительные темпы, на что замгубернатора Олег Заруба ответил: «Мы развиваем инфраструктуру». По его словам, электронная начинка Тюменской области обошлась в «56 млн. рублей вместе с железом», а электронные сервисы «подтянулись» вслед за инфраструктурой.

Козырев в свою очередь предложил на общероссийском уровне еще больше внимания уделять развитию инфраструктуры. В частности, в рамках программы, по которой раньше осуществлялась телефонизация страны, установка на улицах населенных пунктов таксофонов, сейчас планируется и прокладка оптико-волоконных каналов связи, которые позволят сделать интернет доступным даже в самой глухой глубинке. Сейчас, по официальным данным, только 55% россиян имеют доступ к широкополосному интернету. Ожидается, что благодаря предпринимаемым усилиям, через 10 лет уже 97% граждан нашей страны будут иметь доступ к интернету.

Поживем – увидим.

Никита СМИРНОВ

Расходы на информатизацию в России

Регионы — лидеры по информатизации

Отстающие регионы

0