Ермак и тюменские автобусы

История нас учит тому, что на переломе эпох раздражение, заложенное в обществе, может вылиться в активные массовые действия по надуманному, часто, незначительному поводу. Далеко не всегда объектом такого раздражения становится истинный виновник заложенной бомбы — конфликта. Им часто становится «стрелочник». Однако, при детальном разборе «полета» нельзя не заметить, что у процесса был свой «исток», и он был завязан на деньгах. Экономика рулит психологией. Наглядная ситуация возникла в Тюмени в одном из самых массовых и востребованных обществом секторе экономики — транспорте.

Частный случай

Октябрь 2014 года. Утро, час пик, переполненный автобус, маршрут №14. Автобус производства Минского автомобильного завода, отметим это особо, как важный фактор. У светофора мотор глохнет, водитель его с трудом заводит. Проехав 5 метров, мотор опять дает сбой. Таким образом расстояние в 100 метров до остановки, автобус с большим трудом преодолевает за 10 минут. Народ в салоне, плотно утрамбованный в массу, поглядывая на часы, заметно нервничает. Но выпустить опаздывающих водитель не в силах, двигаясь по второй полосе дороги. Вот, наконец, и долгожданная остановка — женщина у дверей кричит через весь салон, обращаясь к водителю и кондуктору:

— Вы, — и здесь она употребляет слово, которое по решению Госдумы РФ Роскомнадзор и прокуратура непременно сочтут за разжигание ненависти по национальному признаку, печатать его нельзя, что, правда, не мешает в жизни его часто слышать. — Вы ездить не умеете, так и не беритесь. — Далее она проклинает их за свое опоздание на работу.

Гул голосов одобрительно поддерживает ее выступление. Рядом с кричащей женщиной стоит мальчик с ранцем, азиат. Еще минуту назад, до спича разгневанной пассажирки он радостно всем улыбался. После него, примерив оскорбление на себя, улыбка стекает с его лица, глаза выражают страх и боль. Большинство пассажиров торопясь покидают автобус. Несколько человек подходят к кондуктору, чтобы получить обратно свои деньги за несостоявшуюся поездку. Женщина — кондуктор, сглатывая слезы, рассчитывает пассажиров и причитает:

— Господи, да что же этакое такое. Мы-то чем виноваты. За копейки, что мы получаем, еще и оскорбляют нас по-всякому. Мы что ли эти автобусы покупали? Я всегда говорила, что в них возить людей нельзя.

С немногочисленными слушателями она делится своими ответами на невысказанный вопрос: почему в «лучшем городе Земли», в котором еще пару лет назад не было проблем с городскими автобусами, ситуация резко ухудшилась.

До 2012 года, как известно, рынок общественного транспорта обслуживался, в большинстве своем, частными предпринимателями. На свои средства они покупали и содержали автобусы, платили зарплату работникам. Гости города всегда отмечали, как хорошо и правильно была устроена работа общественного транспорта в Тюмени. Частники приобретали автобусы импортного производства: MAN, Mercedes и прочие. Они были большой вместительности, в них работали кондиционеры. При тех же габаритах, что и МАЗы, количество сидячих мест в «буржуйских» автобусах — 45-48. В МАЗах — 24, белорусские производители наплевательски относятся к эргономике — в передней и задней части салонов установлены огромные короба — в них находятся колеса (!!!).

В 2012 году в администрации города Тюмени было принято решение передать львиную часть перевозок муниципальным предприятиям. Частники за ненужностью сами должны были уйти с городских перевозок. Администрация вдруг перестал нуждаться в представителях малого и среднего бизнеса, отчисляющих в местный бюджет свои налоги.

На деньги из областного бюджета были закуплены в лизинг 300 автобусов Минского автомобильного завода, несмотря на их очевидные недостатки: скромное количество сидячих мест и проблемы технического порядка. К тому же, в них изначально наблюдались и явные проблемы с климат-контролем: в морозы в них очень холодно, а в летнюю жару невыносимо жарко. К тому же автобусы купили малой вместимости, в которые невозможно поместить инвалидов-колясочников и детские коляски.

За 2013 год произведены расходы в сумме 673 044 тыс.руб. (77%), в том числе: по компенсации затрат транспортных предприятий ОАО «ТПАТП № 1» и ОАО «ТПАТП № 2», связанных с оказанием транспортных услуг по регулируемым тарифам, устанавливаемым в соответствии с муниципальными правовыми актами города Тюмени, в сумме 183 940 тыс. руб., оплата лизинговых платежей произведена в соответствии с условиями договоров аренды автобусов в сумме 489 104 тыс. руб.

Фамилия чиновника, подписавшего невыгодное приобретение для города осталась в тени вопроса. А зря, именно его фамилию стоило бы крупно указать в салоне каждого приобретенного Тюменью автобуса, чтобы пассажиры могли адресно выражать свое негодование.

Вы спросите:  зачем администрация Тюмени сделала эти невыгодные приобретения? Ответ прост и циничен: тюменские чиновники, оформившие сделку, и изменившие принципы обеспечения города общественным транспортом, НИКОГДА не ездят на городских автобусах, и даже на автомобилях российского производства. Красноречивый штрих к портрету — патриоты оценят: даже для «обследования» городских маршрутов автобусов департамент по транспорту администрации Тюмени закупил автомобиль класса «премиум» — внедорожник Toyota Highlander. Согласно техническому заданию документации открытого аукциона в электронной форме №22/13-эа, чиновники заказали себе автомобиль начальной (максимальной) ценой контракта в 2,162 млн.рублей.

Сотни миллионов бюджетных рублей дополнительно были выделены на форменную одежду для кондукторов и на ремонт гаражей ОАО «ТПАТП №1», ОАО «ТПАТП №2».

Мало того, указанные муниципальные предприятия несут огромные потери от своей прямой деятельности: по итогам 2013-го года себестоимость одной поездки новыми автобусами ПАТП-1 составляла 29 рублей, а в ПАТП- 2 — вообще! — около 50. При стоимости проезда в 18 рублей. Убытки покрываются «чудо — перевозчикам» за счет горожан — субсидиями из местного бюджета.

Через 2 года эксплуатации автобусы МАЗ начали ломаться, их состояние уже не соответствует нормам. Однако диспетчерам это не мешает выводить на маршруты заснеженного города транспорт, нуждающийся в капитальном ремонте.

А причем здесь Ермак?

Навеяло.

Глядя на плачущую женщину-кондуктора из автобуса №14, вспомнилась мне похожая сцена 25-летней давности.

Конец 80-х годов, Тюмень, остановка «Сквер», час пик, переполненный автобус — старый и ржавый, производства Львовского автозавода. Его двигатель, уставший по жизни от беспощадной эксплуатации, еле дотянул до остановки, где в это время столпились пассажиры, в ожидании поездки. Двигатель заглох, двери открылись. Бурлящая толпа на остановке. Но люди в автобусе не торопятся выходить, стоящие на последних ступеньках у выхода — входа боятся покинуть салон,  чтобы пропустить тех, кому нужно выходить на Сквере. Они точно знали, что шансов забраться обратно в салон немного, придется опять орудовать локтями и протискиваться ужиком. Русская женщина, стоявшая в автобусе начала умолять ее выпустить, потом стала браниться. У самых дверей стояли несколько симпатичных татарочек. В сердцах она громко бросила им: «Эх, Ермака на вас не хватает».

На изломе эпох

Напряжение общественного мнения, готового вылиться в истерику, можно ощутить только непосредственно находясь в гуще народа. В 80-е годы для этого было достаточно постоять в тюменских очередях за молоком в магазине или проехать в городском автобусе.

И вот прошли 25 лет, последние 14 были тучными, а тема с автобусами опять вернулась. Как верно подметил Михаил Булгаков в повести «Собачье Сердце» словами профессора Преображенского: «Разруха — это не старуха с клюкой, она — в головах». И у каждой ее причины есть конкретное имя и фамилия автора заложенных конфликтов в обществе. Хотя так привычно и легко вкинуть в массы на растерзание «козла отпущения» — стрелочника: водителя, кондуктора, крановщика или снегоуборщика, тем более, если он оказался еще не той национальности. Да вот беда — масса накопившихся  «стрелочников» придает в итоге силе разрушения еще большое ускорение.

Лариса НЕКРАСОВА

P.S

Два основных (самых крупных) перевозчика города Тюмени —  ОАО «ТПАТП №1» и ОАО «ТПАТП №2», 100% акций которых принадлежат муниципальному образованию город Тюмень в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени. Эти предприятия являются перевозчиками в силу договорных отношений с департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени.

Ну чем отличается сельхопродукция частного производителя от колхозной, муниципальной, госудасртсвенной мы знаем, теперь пришло убедиться, что и в отношение транспортных услуг происходит нечто похожее.

0

8 комментариев

  • Виктор:

    Небольшое уточнение. Так называемая «транспортная реформа» на рынке пассажирских услуг произошла в сентябре 2011 года по итогам проведенного открытого конкурса с бездарно составленным техническим заданием. Накануне конкурса были сокращены «в связи с низким пассажиропотоком» несколько автобусных маршрутов, а на их место вышли маршрутные такси. В итоге — транспортный коллапс, жалобы пассажиров, митинги перевозчиков, команда губернатора мэру разобраться. Поскольку лоты были укрупнены от 4-х до 11 маршрутов, то частники с одним-двумя автобусами были вынуждены идти на субподряд к ПАТП. А тот в свою очередь затыкал частниками самые нерентабельные (дачные) маршруты и не выплачивая при этом полагающиеся субсидии. Пользуясь условием конкурса о том, что перевозчики обязуются обновить автобусы (за свой счет) ПАТП начало расторгать с субподрядчиками договоры, т.к. само приобретало автобусы за счет бюджета города. В итоге ПАТП накупили столько автобусов, сколько нет свободных маршрутов и тем более — нет водителей, которые бы их водили.
    А фамилии чиновников всем известны — это бывший зам. главы Администрации города Тюмени С.Роженцев, и бывший директор Департамента по транспорту и связи Д.Войнов.

    0
  • Отличный текст, Лариса! Мне понравилось!)

    0
  • этой песне нет конца!:

    а ведь дурость чиновничья продолжается!
    выделенными под обЧественный транспорт -оказалось ПОЛТОРЫ из трех полос на той же Республики…
    объясняю. конструктивные особенности реконструкции главной улицы города, предусматривают что уборка снега с тротуаров -происходит на проезжую часть!!! причем вручную!
    так-как столбы освещения -стоят внутри (см. -сорок) за ограждением, что исключает механическую очистку тротуаров на метр от бордюр… отсюда, проезжая часть засыпана на половину выделенной полосы!
    так-как на метр и по самой дороге снег не зачищается механическими средствами -боясь снести драгоценные оградки, да плюс вручную скидывают на эти сугробы снег с тротуаров.
    но, автобусникам это глубоко и побоку!!! вылазиют с претензиями на свое преимущество…

    0
    • lara.nekrasova:

      какие будут предложения?

      0
      • Этот вопрос был выше задан Вам, как автору статей с бесчисленными жалобами на всех и всё.

        0
      • отпрыгался:

        Лариса -кому предлагать? хештегу, который на голубом глазу заявлял, что все будет по старому… накой?
        да и процент с централизации финпотока на закупках самосвалов, переделанных под перевозку скота -ужО упал в нужный карман!
        может еще и про туннель напомнить, возле которого появился пешеходный переход от автостоянки на месте разрушенной достопримечательности?

        0

Добавить комментарий

Войти с помощью: