Областной департамент инвестиционной политики и господдержки предпринимательства пригласил прессу в гости к предприятиям-получателям государственной субсидии на приобретение оборудования в кредит или лизинг.
В программе участвуют малые и средние предприятия, не имеющие долгов по налогам и платежам в социальные фонды, ведущие деятельность, определенную положением о получении государственной поддержки. В этом году на первую комиссию по рассмотрению заявок обратились 57 предприятий – это немного меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще две комиссии состоятся в июле и ноябре.
«Полимерпласт» лидирует на региональном рынке
Первое предприятие, на которое отправились журналисты – мини-завод «Полимерпласт», выпускающий пенополистирол, в народе называемый «пенопласт». Генеральный директор Ринат ГАЙСИН показал весь цикл производства: от вспенивания гранулы-заготовки до нарезки готовых плит.
Компания «Полимерпласт» работает более 5 лет, за это время в несколько раз увеличила штат сотрудников: сейчас на производственных площадках задействовано около 50 человек. На протяжении всего времени предприятие активно пользуется поддержкой департамента инвестиционной политики и участвует в программах как по возмещению процентной ставки, так и по возмещению первоначального лизингового взноса.
«В 2014 году мы получили около 3-4 миллионов возмещения, – отмечает директор. – Программы позволяют нам развиваться динамичней, чем коллеги в регионах, где отсутствует подобная поддержка. Сейчас мы входим в тройку лидеров в этой сфере по УрФО».
«Полимерпласт» производит порядка 250 тысяч кубометров в год. Покупатели – строительные компании и частные лица Тюмени и области, в прошлом году предприятие вышло на рынки Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В 2013 году открылась производственная площадка в Сургуте, увеличив долю присутствия на рынках автономных округов. В 2014 году на заводе запущена первая в Тюмени линия по производству экструдированного пенополистирола.
«Два батона» – место, куда приходят в гости
Директор магазина-пекарни «Два батона» Алексей АЛЕКСАНДРОВ признает: «В бизнес вложил много… души. А сколько денег, уже и не вспомню». Предприятие со штатом чуть больше десятка человек работает с января 2013 года. А пару месяцев назад, когда большую часть бизнеса пришибло скачком курса валюты, Алексей открыл еще кондитерский магазин «Сладкий ежик» с площадкой для проведения детских мероприятий.
Конечно, кризис не мог остаться не замеченным: закупочная стоимость сырья растет, некоторые позиции подорожали в два раза. «Два батона» ухитряется держать цены, не снижая качества. Это специфика «магазина рядом с домом» – здесь нет «проходных» людей, все живут по соседству. Если уйдут эти клиенты – других уже не будет.
Алексей вспоминает, что некоторые покупатели интересуются, почему на вывеске не написано магазин или пекарня. Ответ прост: «Это не магазин или пекарня, а место, куда приходят в гости».
– Товарищи – владельцы «серьезного» бизнеса спрашивали, почему я занимаюсь не авто или строительством, а такой ерундой как булочки, – рассказывает Алексей. – Теперь многие из них бледно выглядят – а мы продолжаем работать и развиваться, несмотря на массовое закрытие соседних мини-пекарен. Мой знакомый очень опытный бизнесмен сказал: «Занимайся, чем хочешь – но знай, что тебе надо будет делать все». Все эти директора на пляжах только в кино. У меня за последние полтора года было два выходных — 1 и 2 января, и никаких отпусков.
Бывший ВДВ-шник и председатель комитета по молодежной политике в одном из северных городов – а сейчас одновременно директор, грузчик, водитель, пекарь и массовик-затейник – сам себя называет «барыга с человеческим лицом».
«Клякса» – качественно по-японски
Перед входом в производственный цех ООО «Клякса» нужно обязательно пройти по «зеленой ковровой дорожке», чтобы не тащить грязь в помещение. Капризное японское оборудование интерьерной и широкоформатной печати очень требовательно к чистоте и режиму температуры и влажности, поэтому размещается в специальном стеклянном кабинете.
Чем занимается «Клякса», видно сразу: все поверхности, вплоть до пола и крышек ноутбуков, заклеены и завешаны пробами продукции. Нужная оперативная информация размещена прямо на столах менеджеров и дизайнеров.
Компания работает более десятка лет, но раньше занималась только наружной рекламой. Специалисты насмотрелись на различные поломки и сделали вывод, что на оборудовании экономить не стоит. Директор ООО «Клякса» Александр АНДРОСОВ подчеркнул, что принтер, за приобретение которого была получена компенсация, не только произведен, но и собран в Японии, поэтому обеспечивает уникальное качество изображения. Аналогичная техника есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, и тюменцам пришлось приложить немало усилий, чтобы подвинуть столичных конкурентов с тюменского рынка. Репутацию тюменской интерьерной печати очень вредили местные кустари, делающие на дешевом китайском оборудовании «халтуру», которая выцветала через полгода.
На субсидию предприятие приобрело в лизинг за 1,2 миллиона рублей японский печатный станок, первоначальный взнос составил 600 тысяч рублей, возместили 500 тысяч рублей. Оборудование куплено еще до кризиса, сейчас оно подорожало на полмиллиона. Получив возмещение, чудом успели до повышения курса евро вложить эти деньги в приобретение второго станка.
«До кризиса люди собирались в зарубежные поездки, но передумали и начали делать ремонт. – отмечает Александр. – снижения спроса мы не заметили. У нас Есть полноценный филиал с шоу-румом в Омске, в Нижневартовске и Сургуте местные предприниматели продают по нашим каталогом. Ведем переговоры с Ярославлем».
Стену кабинета директора украшают полки с яркими игрушечными машинками. Во время стажировки в Германии на заводе спецтехники Александру понравилась коллекция в кабинете директора – витраж с несколькими сотнями миниатюр продукции. Теперь он со всех стран мира привозит модельки спецтехники для высотного монтажа.
Заместитель начальника управления господдержки, начальник отдела малого и среднего предпринимательства Ирина Аверина рассказала, что в прошлом году государственное финансирование в рамках программы получили более 260 субъектов предпринимательства Тюменской области. Всего а прошлый год было освоено 415 миллионов на компенсацию первоначального взноса по лизингу оборудования и более 20 миллионов рублей на возмещение ставки по кредиту.
В этом году на программу запланировано 182 миллиона рублей из регионального бюджета, еще 161 миллион рублей добавила федеральная казна, возможно Минэкономразвития выделит дополнительное финансирование.
В рамках программы один субъект предпринимательства может получить в целом в год до 10 миллионов рублей, возможно, эта сумма будет увеличена до 20 миллионов рублей.
Ирина Викторовна сообщила, что департамент участвует в нескольких направлениях на получение средств из федерального бюджета. В прошлом году около 60 сотрудников малых и средних предприятий были направлены на стажировку в Сингапур, Германию, Турцию на действующие предприятия отрасли, в которой они работают. Также денежные средства были привлечены на проведение обучающих мероприятий, в которых приняли участие более 400 субъектов предпринимательства.
Для заинтересованных: перечень необходимых документов и условия предоставления господдержки регламентированы Постановлением правительства Тюменской области №99 от 1 апреля 2008 года «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии (с изменениями на 28 июля 2014 года)».
К слову, эта неделя в Тюменской области объявлена Неделей предпринимательских инициатив. Правительство ждет от бизнес-сообщества предложений по изменению действующего законодательства в сфере предпринимательства. Информацию можно предоставить в администрации городов Тюмени, Тобольска или Ишима, либо непосредственно в департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. В мае на днях предпринимательства будут озвучены идеи, которые лягут в основу законодательных инициатив Тюменской области.
Лена ДАНМЕР