Бизнесмены считают, что пора жить по законам цивилизованного мира и заканчивать с бесплатной медициной для всех подряд

Эксперты «Общероссийского народного фронта» обсудили вопросы взаимодействия врача и пациента со специалистами областного департамента здравоохранения и руководителями частных клиник.

В прошлом году Минздрав России в рейтинге эффективности реализации программы государственной гарантии поставил Тюменскую область на первое место. Тюменская область лидирует и в рейтинге качества и доступности медицинской помощи, но ситуация в этой сфере не может быть идеальной.

DSC00022

«Взаимоотношения врача и пациента — это всегда личностно ориентированный процесс, — отметила директор департамента здравоохранения Тюменской области Инна КУЛИКОВА, — и, чаще всего, именно проблемы коммуникаций становятся причиной недовольства пациентов. 90 процентов жалоб вызваны тем, что врачу и пациенту не удалось достичь контакта, и не всегда виноват врач: часто пациент изначально агрессивно настроен. К сожалению, в учебных заведениях будущих медиков не учат правилам общения с пациентами, но департамент организует тренинги для специалистов, в следующем году их пройдет около 1000 сотрудников медицинских учреждений».

Инна Борисовна отметила, что специалисты департамента мониторят блогосферу и сайты на предмет отзывов населения, чтобы быть в курсе проблем в сфере здравоохранения. Глава департамента пообещала завести личный блог для ответов на вопросы об оказании медицинской помощи. Инна Куликова заверила, что, несмотря на общую тенденцию оптимизации (например, объединение тюменских поликлиник №3 и №7), сокращения городских медучреждений не предвидится. Даже новость о закрытии поликлиники и отделения ОКБ№ 2 в поселке Тарманы оказалась безосновательным слухом. «Наоборот, — подчеркнула Инна Борисовна, — детское отделение ОКБ№ 2 в Тарманах планируется расширять».

Не получится говорить о взаимоотношении врачей и пациентов, не противопоставляя два полюса: страховую и коммерческую медицину. Член регионального штаба «Общероссийского народного фронта», руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Евгений СЕМЕНЯКО поинтересовался, зачем люди идут в частные клиники со спектром услуг, аналогичным государственному. Такой вопрос может задать только здоровый человек, не нуждающийся ни в какой медицинской помощи.

DSC00003

Врач первой категории МКМЦ «Медицинский город» Валерий КАЛАЛБ ответил что большая часть пациентов, приходящих на прием, имеют четкий стереотип: качественную помощь можно получить только за плату. «Утром он приходит в обычную поликлинику, — пояснил Валерий Викторович, — а вечером к тому же врачу, но в коммерческую. Конфликт между пациентом и доктором, возникает, потому что пациент считает, что его неправильно лечат и он сам все знает лучше врача».

«Причина в том, что на каком-то этапе, было утеряно доверие, — добавила Инна Куликова, — а без него лечение не эффективно. Доверие легко потерять, но трудно завоевать снова, и мы должны работать над этим. В Тюмени работают выдающиеся врачи мирового уровня — но есть, конечно, и не очень хорошие примеры».

«Выдающиеся врачи, о которых вы говорите — это штучный товар, они работают на сложнейших операциях, — возразил президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард АБДУЛЛИН. — Как клиент коммерческих клиник скажу, что врачи среднего звена (педиатры, терапевты, гастроэнтерологи) государственных учреждений демонстрируют непрофессиональность и незнание предмета. Они не клиентоориентированы, к своим пациентам относятся, как к конвейеру. Чтобы получить точную картину своего здоровья, я иду по рекомендациям к четырем проверенным врачам с хорошей репутацией, чтобы у каждого узнать диагноз и схему лечения».

DSC00032

Председатель областной Торгово-промышленной палаты уверен, что качество обслуживания возможно улучшить только одним способом — отдать медицину бизнесменам. «Появится конкурентная борьба, — поясняет Эдуард Абдуллин, — а, значит, заинтересованность в клиенте. В частной клинике анализ крови по нескольким параметрам стоит 10 — 12 тысяч рублей, прекрасно. Но врач вечером звонит и спрашивает: «Почему вы, голубчик, сегодня не пришли на прием — вы же были записаны?». Он исключительно клиентоориентирован. Медицина — это такой же бизнес, ничем не отличающийся от других видов деятельности: получение прибыли и оказание услуг. Государство должно выполнять функции лицензирования, контроля исполнения, рассмотрения жалоб — остальное должны делать предприниматели».

Инна Куликова напомнила, что некоторые частные клиники участвуют в программе государственных гарантий и принимают пациентов по полису ОМС. Но, по ее словам, большинство частников не устраивают государственные тарифы, которые регулируются на федеральном уровне, и от области не зависят.

DSC00018

«Размер тарифов совершенно не важен, — возразил глава Торгово-промышленной палаты. — Для малообеспеченных и нуждающихся категорий граждан — многодетных семей, студентов, пенсионеров, ветеранов — вы обязаны предоставить помощь по полису. Все остальные работающие граждане должны покупать медуслуги, как продукты на рынке. Весь цивилизованный мир живет именно по таким законам».

Эдуард Раильевич отметил, что для подчинения медицины законам бизнеса нужна программа государственной поддержки предпринимателей в этой сфере. «Успейте сейчас проговорить эту статью перед «уходящим поездом» бюджета, посоветовал глава Торгово-промышленной палаты, — и следующий год может ознаменоваться открытием множества частных клиник, в том числе, в труднодоступных областях, на удаленных расстояниях, обеспечат население медпомощью и рабочими местами, построят жилье и привезут новых специалистов». В качестве положительного примера он привел завод «Тюменьстальмост», который привозит бригады рабочих из Кургана, Татарстана и даже Белоруссии, предоставляет жилье и обучает. Этим предприятием стоило бы гордиться, если бы оно не возило гастарбайтеров, а предоставляло рабочие места и обучение жителям нашей области, а в Белоруссию продавало свою продукцию. Каким образом будут рентабельны частные медицинские клиники в «удаленных и труднодоступных местах», где из-за невостребованности закрываются государственные, глава Торгово-промышленной палаты не пояснил.

Глава департамента здравоохранения возразила, что, согласно 41 статье Конституции и 323 ФЗ, нельзя лишать граждан бесплатной медицинской помощи. С этим согласился генеральный директор и главный врач МЦ «Медис» Валерий ЩУКИН, добавив, что государство могло бы поддержать медицинский бизнес, предлагая ему, например, инвестиционные программы, льготные кредиты и бесплатную аренду помещений в рамках выполнения государственного заказа. Отделение СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» в Тюменской области готовит документы для рассмотрения вопроса на уровне главы региона.

DSC00042

Валерий Александрович пояснил, что частная медицина работает на стыке медицинских и социальных вопросов: оказывает услуги в более комфортном режиме, который не может обеспечить государство. «Но оказание платных медуслуг в государственных учреждениях некорректно, — заявил глава клинки «Медис», — потому что создание этих учреждений, подготовка специалистов и их заработная плата уже оплачены из наших подоходных налогов. Взимание платы за услуги в государственных клиниках — это способ брать деньги второй раз». Эдуард Абдуллин сообщил, что, например, в государственном Гастроэнтерологическом центре Тюменской области бесплатно сделают только анализ крови из пальца и электрокардиограмму, все остальное платное и стоит столько же, как в соседней коммерческой клинике. «По полису нормальной медпомощи получить нельзя, это ненужная бумажка», — заявляет Эдуард Раильевич.

Представители департамента здравоохранения пояснили, что все дополнительные анализы и обследования можно пройти на бесплатной основе – для этого существует порядок и назначения лечащего врача. В случае обращения в специализированные лечащие учреждения самостоятельно пропускается звено оказания медицинских услуг, тогда и появляется оплата.

Оксана ИСАЕВА,

фото автора

0