Авиакомпании «ЮТэйр» подарят часть областного бюджета. Что Тюмень получит взамен?

Подарки любят все. Особенно — сделанные вовремя и от души. Вот и авиакомпания «ЮТэйр» тоже не откажется от антикризисной поддержки со стороны Тюменской области. Из бюджета региона будет выделено энное количество миллионов рублей, которые будут подарены компании в виде взноса в уставной капитал. Эту радостную новость жители юга региона восприняли без энтузиазма. Мне тоже не совсем понятно, почему Тюменская область должна тратить казну на поддержание штанов частного авиаперевозчика, аффилированного с одной из самых крупных и успешных в России нефтяной компанией «Сургутнефтегаз». Что, у нефтяников долларов нет, чтобы поддержать «своих»? А тюменцам – деньги девать некуда? Удивляет и сама форма поддержки. Зачем делать взносы в уставной капитал, если можно поддержать иначе: субсидировать рейсы, обеспечить объемом работ, конкурентами напугать… Тюменцы в сети высказываются жестко: «У них полеты дорогие. Пусть банкротятся. Святое место пусто не бывает. Другой авиаперевозчик на их место придет, может и цены снизятся».

38771

С учетом того, что 62,56% акций «ЮТэйра» принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз», щедрая бюджетная поддержка авиаперевозчика — шаг, действительно, не совсем понятный.

В условиях, когда бюджет Тюменской области сокращается, людей увольняют с госслужбы, учреждения сферы культуры и образования объединяют в надежде сэкономить дополнительный миллион-другой, а местные депутаты за голову хватаются, когда бюджет кризисный по крупицам перебирают, думают, как объяснить избирателям, что в районах дороги не строят, ситуацию с питьевой водой не улучшают, школы сельские закрывают…

А тюменское правительство решило оказать антикризисную поддержку авиакомпании «ЮТэйр» в виде бюджетных инвестиций в уставный капитал. То есть новогодний подарок будет сделан по-настоящему «от всей души и без обязательств». Справедливое ли это решение? С учетом того, что стоимость полетов в северные города из Тюмени сопоставима и часто превышает стоимость полета до Москвы?

Вот расценки, указанные на сайте авиакомпании за стандартные билеты по направлениям, привязанным к Тюмени:

Тюмень – Нижневартовск     9065 рублей

Тюмень – Советский       6965 рублей

Тюмень – Нягань       7655 рублей

Тюмень – Ханты-Мансийск     7975 рублей

Тюмень – Сургут     8015 рублей

Тюмень – Москва     9675 рублей

Для сравнения: авиакомпания «Победа» (дочка «Аэрофлота») предлагает тюменцам слетать до Москвы за 3999 рублей и даже дешевле, если заказывать билеты заранее. Чувствуете разницу?

Да, я, конечно, понимаю, что найдутся те, кто сейчас начнет вспоминать о том, что «ЮТэйр» — это наследница исторически тюменской авиакомпании «Тюменские авиалинии», с которой начиналась региональная авиация и прочее и тому подобное. Но вы никогда меня не переубедите в том, что причина проблем авиаперевозчика – в неграмотном управлении и чрезмерных аппетитах руководства. Думаю, бедных среди акционеров авиакомпании нет. Богатство их тромбовалось посредством выкачивания денег из авиакомпании.

Вот и пусть сейчас поднапрягутся, продадут пару домов, тройку заграничных вилл и яхт, устроят распродажу антиквариата, откажутся от коллективных загранпоездок на пару сезонов – тут же рассчитаются с долгами…. Кредиты пусть берут, о льготных займах договариваются… С друзьями-олигархами, государственными банками, бывшими партнерами…

Зачем позволять лезть разжирневшими пальцами в бюджетные кошельки – и без того похудевшие в кризис?

_QGDQmvv4Go

Не спорю, поддержать авиаперевозчика нужно. Но это можно сделать просто обеспечив объемом работ, субсидированием полетов, добрым советом, в конце концов, и поиском приличных конкурентов, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить тюменцев более доступными полетами на север, а с другой – дали бы стимул «ЮТэйру» работать лучше и делать ставку не на монополизм и попрошайничество, а на повышение качества услуг и снижение их стоимости.

Скорее всего, решение о раздаче денег уже принято и обсуждению не подлежит. Хотя, формально, сообщается, что пока это «решение» существует лишь в виде законопроекта, который правительство Тюменской области направило на рассмотрение регионального парламента. Дело срочное, поэтому вопрос о внесении поправок в региональный бюджет на 2015 год с учетом новой статьи расходов будет рассмотрен на ближайшем заседании парламента, 26 ноября. Тему «продавят» техническим большинством – и делов-то.

Пресс-служба губернатора поясняет, что «решение продиктовано необходимостью обеспечить бесперебойное обслуживание предприятий нефтегазовой отрасли и населения региона в климатических условиях Крайнего Севера и труднодоступности территорий».

Можно подумать, регулярные рейсы авиакомпания выполняет туда, куда не ходят поезда. На счет нужд нефтяников. По заказу тюменских нефтяников полететь может любой вертолетный отряд. Любой. Их в стране десятки. Хотят летать «ЮТэйр» — пусть летают, в виде поддержки – пусть рассчитываются по завышенным тарифам, с чаевыми, так сказать…

Ссылается пресс-служба главы региона и на то, что ранее правительственная комиссия РФ по экономическому развитию и интеграции приняла решение о предоставлении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (как системообразующему) государственной поддержки в виде государственной гарантии Российской Федерации.

И что дальше?

Госгарантия – это не живые деньги. Это обещание всячески содействовать.

Тоже дайте госгарантию. Чиновников возите, рейсы субсидируйте, зачем миллионы дарить?

Я не один такой вредный и непонятливый. Вот что пишут по этому поводу тюменцы на форумах:

«Хаааа.. Кто ж учредитель у ютейр? Сургутнефтегаз. Зачем им тратит свои если есть у жителей Тюмени)»

«У меня другой вопрос: Ютейр выплатили все обещанное пострадавшим и родственникам погибших в авиакатастрофе 2012 года?»

«Сколько их можно поддерживать, и так самые дорогие билеты в России там».

«Самая дорогая авиакомпания! практически монополист по северным направлениям! до сургута долететь дороже чем в турцию! и еще на них региональный бюджет тратить???»

«Что творится??? самой дорогой по стоимости километра, авиакомпании, которая за минимум вложений захватила тюм. авиалинии, давать деньги??? да пусть банкротится! может будет лучше! для справки: Лондон -Париж — 30 евро, сам летал, расстояние такое же как до Сургута!»

Никита СМИРНОВ

0