Проверки Счетной палаты города Тюмени на предмет целевого и эффективного использования средств бюджета города показывают, что и через 10 лет после введения системы конкурсов на государственные и муниципальные закупки ситуация остается столь же плачевной. Бюджетные деньги используются неэффективно, часто они просто разворовываются, и возвратить в казну удается лишь незначительную часть.
Примеры в хронике работы Счетной палаты города Тюмени.
ОАО “ДЭУ КАО”
Строительство межквартальных дорожных проездов микрорайона «Тура» (район Лесобазы Тюмени) в 2013 году. В результате проверки Счетной палатой было выявлено завышение стоимости и объемов работ на сумму 2,593 млн. рублей.
Два года разбирательств в судах. Постановлением 8-го Арбитражного апелляционного суда сумма иска уменьшена до 450,9 тыс. рублей. В конце 2015 года ОАО “ДЭУ КАО” перечислила в бюджет сумму “неосновательного обогащения” в размере 450,9 тыс. рублей .
Дорога на Суходолье
Капитальный ремонт дороги по улице Суходольская в 2014 году. Совместный конкурс был проведен в департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (директором был Виктор Смолин) и МБУ «Дирекция автомобильных дорог и мостов». В рамках муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной сети города Тюмени на 2012-2016 годы». На капитальный ремонт дороги было перечислено 58 млн.рублей.
По результатам проверки Счетной палаты завышение объемов и стоимости выполненных работ составляет 2, 48 млн.рублей.
Мы теряем их навсегда
В конце 2015 года снято с контроля, как бесперспективное (по сроку давности), дело о капитальном ремонте многоквартирного дома по ул. К.Маркса, 123, проведенному еще в 2011 году. В результате проверки было установлено, что компания ООО «Альянс Комплект Строй» завысила стоимость выполненных работ и необоснованно получила из бюджета Тюмени 656,6 тыс. рублей, кроме того, после «ремонта» во дворе понадобилось восстанавливать асфальтовое покрытие (конечно же, опять за счет бюджета города). Материалы проверки были направлены в адрес прокуратуры Центрального административного округа города Тюмени. В конце прошлого года из-за отсутствия местонахождения должника – ООО «Альянс Комплект Строй» исполнительное производство окончено.
Теплосети
Подрядную организацию ООО «Гарни» нашли. В 2013 году она выполняла муниципальный контракт по капитальному ремонту участка тепловой сети от ул. Домостроителей,18 до ул. Камчатская,73. Завышение выполненных работ составило 654,8 тыс. рублей. Через 2 года компания возвратила в бюджет сумму незаконного обогащения. Должностное лицо, подписавшее «дутые» акты выполненных работ из МКУ “Служба технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства”, по вине которого допущены выявленные нарушения и приняты завышенные объемы выполненных работ, привлечено к дисциплинарной ответственности. Чаще всего сотрудникоки муниципального учреждения по контролю наказываются выговорами или предупреждениями. Фамилия конкретного сотрудника не указывается.
Школы и поликлинники
Невозможно взыскать задолженность (349 тыс.рублей) по незаконному обогащению подрядчика по муниципальному контракту о капитальном ремонте ММАУ «Городская поликлиника №1», (Тюмень, ул. Газовиков, 6/1) в 2012 году.
Через 4 года разбирательств снято с контроля дело о ремонте здания муниципальной школы № 43 по адресу ул. Щербакова, 94. «Неосновательное обогащение» подрядной организацией ЗАО “Технорекон-М”, установленное проверкой Счетной палаты города Тюмени, составляло более 2 млн.рублей. В результате обращений в суд в бюджет города удалось вернуть 850,5 тыс. рублей. Сейчас , имущество и денежные средства у должника отсутствуют, по адресу регистрации не находится, исполнительное производство прекращено на основании постановления отдела судебных приставов. 1,2 млн. рублей бюджетных рублей вряд ли подлежат уже возврату.
Похожая история с бесперспективностью взыскания незаконно полученных средств ООО “РСУ-19” на строительстве спортивной площадки в средней школе № 29 ( ул. Мурманская, 31). Решением Арбитражного Суда Тюменской области «РСУ-19» было признано несостоятельным. Сумма иска 443,2 тыс. руб. вошла в реестр требований кредиторов третей очереди. Шансы вернуть бюджетные деньги, практически, равны нулю.
Новый закон – старые возможности для расхищения
Да, большинство из перечисленных мною муниципальных (городских) контрактов были заключены во время действия прошлого Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Но, как показывает работа Счетной палаты Тюмени за 2 последние года, мало что изменилось и после введения нового закона о муниципальных и госзакупках (№ 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, вступившего в силу 1 января 2014 года).
Находим отчет Счетной палаты Тюмени за Первое полугодие 2015 года. Контрольными мероприятиями охвачено 49 объектов. Объем финансовых нарушений и недостатков составил 55,1 млн. рублей: неэффективное использование средств бюджета города – 3,4 млн. рублей; завышение расходов – 9,3 млн. рублей; прочие нарушения – 42,4 млн. рублей, в т.ч.: недополученные доходы (4,4 млн. рублей); завышения сметной стоимости работ на стадии формирования цены договора (31,6 млн. рублей), расходование средств без правового основания (5,1 млн. рублей).
Кроме того, нарушения и недостатки в бухгалтерском учете объектов проверок составили 117,5 млн. рублей.
Основные нарушения, допущенные в т.ч. по причине слабого контроля за ходом работ со стороны заказчиков:
– не соблюдение сроков выполнения работ;
– завышение стоимости ремонтно-строительных работ за счет «надутых» расценок, завышения объемов работ и материалов;
– выполнение работ с нарушением положений проектной документации и требований СНиП;
– нарушения при учете выполненных работ и их оплате;
– низкое качество проведения ремонтно-строительных работ.
Наибольший объем установленных нарушений в части завышения стоимости работ (49% или 4,6 млн. рублей) выявлен при проверке капитального ремонта МАОУ СОШ №33, расположенного по ул. Союзная, 135.
Почему и что делать
Большинство муниципальных контрактов контролируют Муниципальны казенные учреждения «Служба заказчика благоустройства) по округам города Тюмени. То есть, эти сотрудники этих учреждений получают зарплаты и прочие выплаты (премии) из городского бюджета. Их заявленная цель работы – эффективность и экономия средств, отпущенных на закупки и исполнение работ. Что же получается в итоге?
Проверка Счетной палатой Тюмени осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в конце 2015 года показала, выписка из отчета:
«в МКУ «Служба заказчика по благоустройству Калининского административного округа города Тюмени» (далее – МКУ «СЗ КАО») и МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа города Тюмени» (далее – МКУ «СЗ ЦАО»), установлено следующее.
В структуре закупок МКУ за 1 полугодие 2015 года по сравнению с 2014 годом возросла доля неконкурентных способов закупки, что не соответствует принципам открытости и прозрачности, обеспечения ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях обеспечения эффективности расходования средств бюджета (БК РФ, ст.6-8 закона № 44-ФЗ).
Обоснование начальной максимальной цены контрактов производится без изучения общедоступных источников информации, официального сайта сети «интернет», без использования иных рекомендуемых процедур. В нарушение п.3.12 Методических рекомендаций №567, документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам и использованные в расчетах начальной максимальной цены контрактов, не регистрируются в делопроизводстве МКУ».
В нарушение п.3.ст.4 закона № 44-ФЗ, на официальном сайте в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд МКУ «СЗ КАО» и МКУ «СЗ ЦАО» не в полном объеме размещаются отчёты, предусмотренные законом №44-ФЗ. Не соблюдается достоверность информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru».
Выходит, что муниципальные служащие из Службы заказчиков до сих пор ищут и удачно находят способы, как обойти законодательство.
Может отбор кандидатур на «хлебные» места в МКУ «Муниципальные закупки города Тюмени» и в Службы заказчиков тоже проводить на конкурсной основе под контролем общественности, для наведения элементарного порядка и экономии городских средств?
Лара НЕКРАСОВА,
фото с сайта news.ykt.ru
гы-гЫ-ГЫ!!! ларка, конкурсные процедуры на любую муниципальную должность, а не только сити/деревня -возможны… НО!!!
возглавлять эти конкурсные комиссии, по муниципалитетам области -будет артюхов. и чО измениться? только, ему и всему сопровождающему пулу чиновников -командировочных больше выпишут!
Когда нет доходов, начинают делить то, что есть.
И чего удивляться?
Сами составляют план работ, сами оценивают, сами назначают (сори выбирают по конкурсу – не всегда) исполнителя. Сами у этого исполнителя принимают работу.
Вывод: в России (в Тюмени) работают сравнительно честные люди. Кое-что оставляют и на “общество”.
ЗЫ. И даже это (все в одних руках) не самая главная проблема!!
Самая главная: ОНИ себя САМИ еще и КОНТРОЛИРУЮТ!!