Эксперта из Сколково тюменцы спросили про советские холодильники, «неправильные» учебники и платное образование

На «Губернаторских чтениях» московскому эксперту, академику РАН, ректору Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александру Кулешову тюменские депутаты, общественники, преподаватели и студенты задали немало щекотливых вопросов. К примеру, студентка из Тюмени спросила его, почему он убежден, что хорошее образование можно получить только в Москве или в Питере, а не в регионах, а местный журналист поинтересовался, на что все-таки нужно ориентировать студентов-инженеров: на создание «не ломающейся техники» (в качестве примера он привел холодильник «Бирюса») или на поточное производство товаров-однодневок, которые выходят из строя сразу после окончания гарантийного срока.

210615_7299933b6e392

Выступление Александра Кулешова на «Губернаторских чтениях», которые проходили сегодня в Тюмени, было посвящено теме развития инженерного образования и формированию современной инженерной культуры в России. Доклад его был долгим и содержательным. Эксперт признался, что страна многое потеряла после того, как была разрушена сложившаяся в советские времена система образования, он подчеркнул, что в сфере подготовки инженеров и решения научно-технических задач, связанной с разработкой инноваций, Россия сильно отстает от других стран мира. И сегодня необходимо не только ориентировать вузы на подготовку востребованных производством кадров, но и сделать все, чтобы молодые специалисты думали не только о решении научных проблем, но и о возможности практического применения открытий. Сквозил в его речи и некий холодок-пренебрежение к «регионам», к их «отсталости» от «продвинутой столицы». Так или иначе, но он действительно подчеркнул, что качественное конкурентное образование – и школьное, и вузовское – можно получить только в Москве или в Питере, где стараются и английский специалистам до уровня свободного выражения своих мыслей привить, и дают сильные базовые знания…

Тюменские вузы стабильно входят в число ведущих в стране, а местные школьники нередко получают 100 баллов при выполнении заданий ЕГЭ, так что, конечно, полученная оценка «региональной образовательной отсталости» многих уязвила. Однако задать вопрос с просьбой уточнить, что конкретно имел в виду эксперт, решилась только студентка Анна Частых. «Почему вы считаете, что качественное образование можно получить только в Москве или Санкт-Петербурге, а не в региональных вузах?» – спросила она.

454545899

«Я убежден, что качественное классическое образование по традиционным программам обучения на сегодняшний день в России можно получить только в трех точках: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, где действуют научные школы с серьезной историей и опытом. Есть, конечно, исключения. К примеру, на Дальнем Востоке есть прекрасная и, наверное, лучшая в стране кафедра морской биологии. Я не говорю о частностях, а о классическом образовании», – заявил Кулешов. Он не оценивал качество образования в тюменских вузах, но это высказывание все-таки заставило задуматься…

Интересовались тюменцы и качеством образования в школах… Так, депутат Владимир Ульянов поинтересовался, как оценивает уровень подготовки абитуриентов-выпускников школ, достаточно ли той базы, которую они получают в школах для обучения на первом курсе вуза. А депутат Инна Лосева спросила, хорошо это или плохо, что сегодня в России нет базовых учебников для школ – Министерством образования рекомендованы десятки альтернативных учебных пособий. Как такое разнообразие сказывается на уровне подготовки школьников?

Эксперт из Сколково был неумолим. По его мнению, в стране буквально единицы действительно хороших школ (вы, наверное, уже догадались, что расположены они не где-нибудь, а в Москве и Санкт-Петербурге…), где отлично готовят школьников, в среднем же уровень подготовки выпускников так же плох, как в той же Америке…

«Все очень индивидуально. Уровень подготовки школьников зависит и от стремления самих школьников освоить материал, и от педагогического опыта их учителей, – ответил Кулешов. – Теперь, что касается разнообразия учебников. Я считаю, что в стране должны быть базовые, общие для всех школ, учебники. В Европе, например, существуют базовые учебники, так же было в Советском Союзе. Я считаю, что неправильно, когда дети в разных городах и школах страны учатся по разным учебникам».

Взбудоражил и вывел в практическую плоскость диалог с теоретиком вопрос тюменского журналиста Евгения Бабенко. «Недавно у моих родителей перестал работать холодильник «Бирюса». Он чуть старше меня, а мне скоро исполнится 50 лет. За всю историю ему потребовался ремонт всего один раз – он заключался в замене уплотнителя на дверце… Современные холодильники не имеют такого ресурса службы. Как вы считаете, на что нужно ориентировать сегодняшних студентов-инженеров: на выпуск действительно качественной, долго не ломающейся техники или на производство товаров-однодневок, который выходит из строя сразу после окончания гарантийного срока службы и заставляет потребителя снова нести деньги производителю?»

birjusa

На этот счет Александр Кулешов ответил по-философски, заметив, что с коммерческой точки зрения «долгоиграющие товары», способные годами работать, не требуя ремонта, дело невыгодное: «Но тут ведь проблема не в том, что инженеры не могут делать качественную продукцию, а в том, что в нашем обществе засилье потребительства. Мы ведь покупаем новые авто не потому, что старые выходят из строя… Выходит, что мы их покупаем чаще, чем нужно бы… О том, насколько вредно потребительство, рассуждать можно долго… Потребление бесконечно… И зависит от возможностей покупателя. У кого-то жемчуг мелкий, у кого-то – суп жидкий… Из разряда: я с грустью посмотрел на палубу своей яхты и понял, что на ней никогда не появится вертолетная площадка… Конечно, нужно предлагать качественную продукцию».

Острые вопросы задала также  тюменский депутат Альбина Селезнева. Она спросила, правильно ли, что сейчас высшее образование продвигается преимущественно на платной основе, а также как москвич относится к тому, что дипломы и экзамены покупают, а на предприятиях под предлогом профилактики коррупции противостоят трудоустройству родственников…

«Сложно сказать, как система образования лучше – платное образование по американской модели (но там оно лишь гипотетически платное, за способных студентов платят стипендиальные фонды) или бесплатное совершенно и полностью, как во Франции… Опыт показывает, что платное образование – не есть плохо, когда студент понимает, что за него платят, часто это стимулирует его ответственнее относиться к своей подготовке, – высказался Александр Кулешов. – Что касается практики покупки дипломов, экзаменов и зачетов, то это даже смешно обсуждать, это криминал, с которым необходимо бороться. Потому что тот же студент-медик, который не учится, а покупает экзамены, – преступник, как и те преподаватели, которые такое допускают… Относительно того, что сейчас на многих предприятиях стараются не трудоустраивать родственников работников, я могу рассуждать лишь как частное лицо. Если такая тактика помогает бороться с коррупцией, то, видимо, для этого есть какие-то основания. Но я думаю, что необходимо противостоять именно коррупции, а родственники в этом процессе задействованы или нет – детали».

Прозвучали и другие интересные вопросы. К примеру, о том, почему на федеральном уровне не разрабатывают целевую комплексную программу импортозамещения, отдельные “звенья” исполнения которой могли бы доверить конкретным регионам… Так сказать, был бы сформирован госзаказ на импортозамещение… И почему вообще о необходимости “сохранения советского наследия” в науке и образовании заговорили только сейчас, уже после того, как многое было утрачено и разрушено? В Москве, где так много “светлых голов”, необходимости в этом раньше не видели?

PARK72.RU

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: