Алексей Райдер: «Связь семьи и школы неразрывна». Областное родительское собрание прошло под эгидой: «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье»

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», — именно эти слова великого классика русской литературы Льва Толстого стали лейтмотивом областного родительского собрания, которое состоялось 14 сентября в Департаменте образования и науки Тюменской области. Родители, учителя, директора школ и все, кому небезразличны судьбы наших детей, собрались в этот день вместе под эгидой: «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье».

dscn2195_result

Как отметил директор Департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер, «тема нашего сегодняшнего родительского собрания, принимая во внимание тот факт, что учебный год начался, что почти уже во всех школах завершился цикл первых вводных организационных родительских собраний, касается более глубоких вечных вопросов и материй. Это вопрос семейных ценностей, вопрос культуры совместной жизни. Состояние семьи транслируется на все отношения, где бы член этой семьи ни находился. У ребенка из гармоничной семьи и в школе все ладится, ведь связь семьи и школы неразрывна».

Алексей Райдер

Размер аудитории участников областного родительского собрания не ограничился присутствующими в зале. Благодаря тому, что собрание дополнялось видеоконференцией, участников было более двух тысяч, что позволило внести свою лепту в решении поставленных вопросов педагогам из других городов области.

dscn2139_result

Казалось бы, психологи и учителя, делясь своими размышлениями, говорили вещи, уже многим известные, но, к сожалению, редко применяющиеся в обыденной жизни. Но вслушиваясь в эти педагогические наблюдения, невольно получаешь стимул изменить к лучшему отношения в семье. Наиболее всеобъемлющим было выступление генерального директора «Тюменского центра психологии» Альфии Кабировой: «Так получилось, что я сама мама четверых детей, и моя профессия касается того, что происходит с детьми, как это сказывается на них. Мне часто приходится соприкасаться с последствиями неудачного ошибочного родительского подхода к детям. Чтобы из ребенка вырос счастливый человек, который способен радоваться тому, что происходит в его жизни и тому, что вокруг него, нужны некоторые условия, которые должны создать родители. Если смотреть с точки зрения психологии, то есть три основных фактора, которые предоставляет для ребенка семья в качестве воспитания его счастливым человеком. Первое — это атмосфера в семье в целом. Например, семья, которая живет с ощущением враждебности окружающего мира по отношению к ней, которая подозревает всех в какой-то злости, желании обидеть, ущемить права членов этой семьи. Конечно, ребенок в такой семье не может быть адаптирован в обществе и него будут проблемы. Такой ребенок будет противопоставлять себя другим ребятам, считая себя хорошим, а их плохими. Если ты, как родитель, испытываешь какие-то конфликтные отношения с окружающими, то это переносится и на ребенка, и только позаботившись о себе в этом плане, можно помочь и ему. Следующий важный момент — это качество отношений между родителями ребенка. Иногда взрослые говорят: «Мы при ребенке не ругаемся, не повышаем голос. Он ничего не знает о том, что мы давным-давно не имеем нормальных супружеских отношений и живет как соседи, или вообще тихо ненавидим друг друга». Родители иногда пребывают в иллюзии по поводу того, что это все мимо ребенка и не влияет на него. Но, конечно, такой ребенок чувствует себя несчастным, потому что в тот момент, когда родители находятся в хронических затяжных конфликтах, ребенок ощущает себя на периферии интересов. Ребенок в такой ситуации обеспечивается вниманием родителей по остаточному принципу. И третий значимый фактор — это стиль и качество отношений между детьми и родителями. На сегодняшний день наиболее актуальной в этом отношении является проблема детоцентризма, когда ребенок оказывается в центре родительского внимания. В данном случае, единственным интересом родителя становится воспитание ребенка. Очень важным условием воспитания ребенка являются правила, принятые внутри семьи. Например, правило о том, что все члены семьи кушают в строго отведенном месте, или каждый следит за порядком в доме. Только когда ребенок знает, что нарушил правила, можно применять наказание. Наказать ребенка — это не значит унижать его, или оказывать физическое воздействие. Наказать ребенка — это значит сделать так, чтобы он исправил тот ущерб, который он нанес семье или другому человеку, чтобы осознал вину за то, что он нарушил какое-то правило, табу. Важно, чтобы ребенок был ответственным, потому что только ответственный может стать счастливым».

Альфия Кабирова

Владимир РАЙШЕВ,

фото автора

0