Флейта довела до прокурора

Тюменцы любят, когда их дети посещают дополнительные занятия в школе. К примеру, проведенная недавно «горячая линия» в городском департаменте образования показала, что родители хотят в числе допуслуг видеть в школах кружки по робототехнике, авиамоделированию, астрофизике. Сверхурочные спортивные и музыкальные занятия – тоже пользуются спросом. В предоставлении платных услуг заинтересована и школа, поскольку это дополнительная возможность заработать. Конфликтные ситуации, связанные с оказанием или неоказанием школами тех или иных платных услуг, возникают редко. Поэтому скандал, которым обернулось исчезновение уроков флейты в школе №69 можно назвать экстраординарным.

7cb71a5fdaa2605a252edb881652b6ad

Музыкальные занятия на базе школы №69, в состав которой после оптимизации влилась в виде отдельного корпуса школа №44, по-прежнему, проводятся. Любительские. Действует хоровая студия, кружок игры на гитаре… Исчезли лишь занятия по флейте.

Так называемая «ОРФ-Студия», действовавшая в стенах школы №44, была упразднена после того, как в связи с истечением срока трудового договора была уволена учитель музыки. Теперь музыку у школьников ведет другой педагог, который не является флейтистом и, соответственно, вести упомнутый кружок при всем желании не может.

Такое положение вещей не устроило родителей, которые привыкли, что их дети в школе овладевают инструментом. Они посчитали, что исчезновение кружка стало следствием оптимизации, и написали гневные письма в прокуратуру и городской департамент образования с требованием провести проверку и наказать всех причастных к тому, что «образовательные возможности» их детей ухудшились. В своем письме они утверждают, что просили директора школы – Эльвиру Амирову – вернуть «ОРФ-Студию», поскольку эти занятия «посещали 100% учащихся в виду их недорогой стоимости» и того, что «игра на флейте очень нравится детям». К тому же родители специально для этих занятий приобрели свирели…

Эльвира Амирова

«На школьных собраниях, посвященных оптимизации, директора школ уверяли, что оптимизация проводится исключительно в целях экономии бюджетных средств и никоим образом не коснется образовательного процесса — ни учителей, ни учащихся, — поясняют родители учащихся вторых и четвертых классов. – Но после присоединения школы №44 к школе №69 дополнительные занятия в «ОРФ-Студии» были упразднены, а музыкальный работник Инна Сороквашина, которая вела занятия и сотрудничала со школой №44 на протяжении более чем 10 лет, уволена. Обращение в адрес директора школы, которое подписали около четырех десятков родителей, мы направили в адрес директора школы 23 сентября, но ответ так и не получили. Попасть на прием к директору крайне сложно, для этого нужно отпрашиваться с работы. Она принимает по понедельникам с 15.00 до 17.00, поэтому мы направили жалобы в прокуратуру и департамент образования».

В профильном городском департаменте письмо родителей получили в конце ноября. Происходящее не комментируют – проводится проверка и делать выводы пока рано. Тем не менее, нам пояснили, что сложившуюся ситуацию вряд ли можно связывать с оптимизацией, поскольку речь идет не об обязательной образовательной программе, а о платных дополнительных услугах. Нас также заверили, что впервые столкнулись с тем, что вопрос оказания дополнительных услуг спровоцировал конфликт.

Причем достаточно громкий – благодаря появившейся публикации в одном из уральских СМИ, представители которого почему-то решили ограничиться лишь изложением позиции разгневанных родителей и не удосужились обратиться за комментарием непосредственно к директору школы.

school03

Между тем, руководитель образовательного учреждения Эльвира Амирова нашла время для разговора с корреспондентом PARK72.RU и без каких бы то ни было проблем ответила на наши вопросы. Она призналась, что жалоба родителей в прокуратуру стала для нее неожиданностью, как и появившаяся в интернете публикация о якобы «оптимизированной» допуслуге. Ее педагогический стаж более 17 лет, на руководящих должностях в сфере образования работает на протяжении 7 лет. Проверок Эльвира Наилевна не боится, ей просто немного грустно от того, что с некоторыми родителями диалог не сложился, хотя она всегда старается конструктивно взаимодействовать и с учителями, и с родителями, и со школьниками.

«Я всегда открыта для диалога и готова обсудить с родителями интересующие их вопросы, касающиеся школы, в удобное для них время. Дверь ко мне в кабинет всегда открыта. Прием веду каждый день. Найти меня в школе можно даже в выходные… В конце концов, можно позвонить. Было бы желание. Поэтому искренне не понимаю, почему некоторые из родителей вместо того, чтобы обратиться лично ко мне, решили написать жалобу в прокуратуру. Ситуацию с «ОРФ-Студией» мы обсуждали на специально организованной встрече, на которую заблаговременно были приглашены мамы и папы наших учеников. И, как мне казалось, мы нашли взаимопонимание по этому вопросу, – родители согласились с тем, что острой необходимости в таких занятиях нет, — пояснила Эльвира Наилевна. — Видимо, авторы жалобы не нашли времени для того, чтобы посетить это собрание. Услуга, которую они оплачивали в прошлом учебном году, считается оказанной в полном объеме, поскольку договоры заключались до конца учебного года. Мы, конечно, заинтересованы в проведении дополнительных платных занятий. Но есть ряд объективных причин, по которым мы не смогли возобновить работу студии в этом году. Прежде всего, это кадровый вопрос. Приглашенный педагог, которая ранее вела этот факультатив, уволилась в связи с истечением срока трудового договора, и, строго говоря, я не могу заставить человека, который не работает в школе, вести дополнительные занятия. Во-вторых, нагрузка не очень большая, поэтому заработок, который мы можем предложить педагогу за ведение таких занятий, невелик, и найти специалиста, который согласился бы приезжать к нам в школу для ведения исключительно уроков флейты, — непростая задача. Я могу, конечно, уволить нашего учителя музыки и принять на работу флейтиста, но правильным ли будет такое решение, ведь с возложенными на него обязанностями педагог справляется и является штатным сотрудником. В принципе, если родители так сильно хотят возобновить занятия, мы можем постараться это сделать. Нужно обсуждать».

Также Эльвира Амирова сделала замечание нам, журналистам, заметив, что была неприятно удивлена тем, что наши уральские коллеги поспешили сделать из рядовой рабочей ситуации «жареную» новость, не обратившись к ней за комментариями.

«Они предпочли подать это как ущемление прав детей на доступность образования и негативное последствие оптимизации, — говорит директор школы №69. – Притом, что речь идет о дополнительной образовательной услуге, появление которой во многом зависит от спроса и договоренностей между родительской общественностью и администрацией учебного учреждения. Мне казалось, что журналисты должны выслушивать обе стороны конфликта».

Ситуация в целом выглядит абсурдно. В конце концов, требовать от средней общеобразовательной школы обязательного введения платных уроков флейты или фортепиано — все равно что жаловаться на отсутствие в музыкальной школе платных уроков по «школьной» физике или биологии…

Напомним, школы №69 и №44 были объединены в марте текущего года. Общая численность учащихся – около 3000 человек. Учреждения расположены недалеко друг от друга и соседствуют с прудом Южным, который стал своеобразным центром притяжения для всего района. Директор учреждения считает, что оптимизация, в целом, положительно отразилась на образовательном процессе.

«Мы стараемся проводить как можно больше мероприятий для жителей нашего микроучастка, — говорит Эльвира Наилевна. – И оптимизация, конечно, позволила еще больше сплотить и взрослых, и детей, объединить их общими мероприятиями и акциями. После слияния школ у нас практически не изменилась численность персонала. Педагогический состав сохранился. Более того, у некоторых специалистов увеличилась нагрузка. К примеру, до объединения в школе №44 был привлеченный педагог музыки, а в школе №69 – привлеченный педагог по ИЗО. После оптимизации — нагрузка на штатных работников перераспределилась, и мы смогли отказаться от услуг привлеченных специалистов, обеспечив штатным педагогам полноценную нагрузку с соответствующим доходом. Мы организовали профильные классы и доверили их сильнейшим учителям, отобранным из обеих школ… У школы №44 всегда была более просторная спортивная площадка, чем у школы №69. Теперь учащиеся объединенной школы пользуются ею в равной степени. Места для проведения мероприятий теперь больше, школьники стали общаться, бывают теперь и в том, и в другом корпусе… Все это, как мне кажется, большой плюс для учеников. Да и учителям полезно расширять границы своей деятельности, расти, завоевывать авторитет в новой профессиональной среде».

В городском департаменте образования корреспонденту PARK72.RU пояснили, что у большинства тюменских школ налажено партнерство с учреждениями культуры и спорта, представители которых проводят на базе образовательных учреждений платные занятия. Причем в некоторых школах количество предлагаемых платных образовательных услуг достигает 25-30.

Что касается допуслуг и внеурочных бесплатных занятий на базе школы №69, то их более полутора десятков. Помимо спортивных секций, патриотических кружков, действуют хореографические студии, театральный факультатив, кружок пения, секции «Живое рисование», «Занимательная математика», «Детская риторика»… Количество кружков стараются увеличивать в соответствии с возможностями педагогического коллектива, учетом потребностей учащихся и пожеланий родителей. Цены – более чем приемлемые. Есть и совершенно бесплатные уроки.

К примеру, за занятия в хоровой студии или патриотическом кружке платить не нужно, а один урок игры на гитаре стоит около 30 рублей. Одно занятие игры на флейте в прошлом году стоило в пределах 100 рублей. Не удивительно, что это направление пользовалось спросом, хотя родители прекрасно понимали, что ни о каком профессиональном обучении игре на инструменте речи не шло.

Откровенно говоря, не совсем понятно, почему исчезновение этих занятий вызвало такую бурную реакцию. В конце концов, если уж детям так сильно нравилась игра на флейте, и родители с радостью приобретали им музыкальные инструменты, почему они не позаботились о том, чтобы их чада овладевали инструментом профессионально — на занятиях с репетитором или в музыкальной школе?

fle1

Ответ на этот вопрос прост и понятен: потому что дорого, хлопотно, лень и некогда.

Тем, кто действительно решил дать своим детям музыкальное образование, конечно, необходимо обращаться в центры искусств или музыкальные школы.

Проблема в том, что в том районе города, где находится школа №69, в шаговой доступности нет музыкальных школ, а возить детей в другую часть города на музыкальные занятия не у всех родителей есть возможность и желание, да и стоят такие уроки на порядок дороже…

P.S. Мы продолжаем следить за развитием событий и искренне надеемся, что конфликт будет исчерпан.

PARK72.RU

0