Классы для «богатых» и «бедных». Есть ли они в школах Тюмени?

Недавно в соцсети Facebook тюменка опубликовала «прайс» на дополнительные услуги средней общеобразовательной школы №70. В коммерческом предложении были обозначены «полный пакет платных услуг» за 100 тысяч рублей в год, «неполный пакет» за 50 тысяч рублей в год и «минимальный» — с платой от 1 до 10 тысяч рублей в год. Также родителям первоклассников предлагалось за 10 тысяч рублей в год обеспечить своего ребенка «полным пакетом оздоровительных услуг». Документ вызвал бурное обсуждение по поводу доступности образования, качества «бесплатного образования» в Тюмени и социального расслоения, которое вызывает подобный «пакетный» подход. Корреспондент PARK72.RU обратился за комментарием к директору упомянутого образовательного учреждения, а также поинтересовался в департаменте образования ситуацией по городу в целом. Выяснилось, что тюменские школы в 2017 году заработали на дополнительных платных образовательных услугах более 216,2 млн рублей. «Платными опциями» школ в прошлом году воспользовались примерно 25 процентов учащихся. Заработная плата педагогов, как выяснилось, благодаря оказанию платных услуг увеличивается на 3 — 20 тысяч рублей в месяц. Что касается школы №70, именуемой как «Школа сотворчества», то, как заверила директор учреждения Лидия Русакова, среди учащихся нет ни одного, чьи родители оплачивали бы «полный пакет» платных допуслуг.

Вот тот самый пост, который вызвал дискуссию. Вопрос, заданный тюменкой, звучал так: «Как вы относитесь к такому образованию? 100 000 рублей в год за первоклассника, это нормально? Детей делят на бедных и богатых. Вас это устраивает?»

Комментировали горожане ситуацию неоднозначно. Кто-то напомнил, что плата указана за полный учебный год, а значит в месяц расходы на получение «полного платного пакета» — около 10 тысяч рублей, что для многих оказалось примерно сопоставимо с теми расходами, которые несут родители, оплачивая посещение дополнительных занятий во внеурочное время в других специализированных центрах дополнительного образования. Так что возможность получать «все услуги» в одном месте, без необходимости тратить время на то, чтобы возить ребенка на дополнительные занятия после школьных уроков в другие точки города, многим показалась привлекательной. Нашлись и те, кто счел подобный подход недопустимым, поскольку он с детства «сеет» привычку делить людей на богатых и бедных и порождает социальную рознь, ведь кто-то вообще не имеет финансовой возможности посещать платные секции. Кое-кто сообщил о том, что в некоторых школах даже переводят учеников, получающих много «дополнительных платных услуг», в отдельные классы и корпуса.

Мы попросили директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №70 города Тюмени имени Великой Победы (так звучит полное название школы) Лидию Русакову пояснить ситуацию.

Лидия Русакова, директор МАОУ СОШ №70

Биографическая справка. Родилась 24.05.1957 г. в с. Ощепково Абатского района Тюменской области; в 1979 году окончила историко-филологический факультет ТюмГУ, имеет специальность «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Свою педагогическую деятельность начала в 1979 году в средней школе № 4 г. Тюмени; работала в качестве учителя русского языка и литературы, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя; в течение 7 лет исполняла обязанности организатора внеклассной и внешкольной работы. В 1992 году стала победителем первого городского и первого областного конкурсов «Учитель года». В 1993 году за авторские программы, инновационную деятельность было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». С 1995 года работала в педагогическом колледже № 2 г. Тюмени в качестве преподавателя гуманитарных курсов и заместителя директора колледжа по гимназическим классам; разработала концепцию гимназии (в основе — идея Сотворчества), приступила к ее реализации; после выделения гимназии из состава колледжа в качестве юридического лица назначена директором гимназии, которая получила номер 86. В 2001 году стала победителем конкурса «Женщина — директор года», награждена Дипломом 1 степени и Золотой медалью губернатора Тюменской области (конкурс проводила региональная общественная организация «Женская инициатива»). В 2002 году после реорганизации МОУ СШ № 70 путем присоединения гимназии № 86 возглавила реорганизованную школу № 70, где приступила к реализации проекта «Школа Сотворчества как технология здоровья». Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005».

«Понятия «пакет платных услуг» в школе нет: набор услуг формируют родители (законные представители) ребенка, выбирая из предложенного перечня услуг. Перечень и расписание платных услуг размещены в открытом доступе на официальном сайте школы, — прокомментировала Лидия Николаевна. — Понятия «полный пакет» услуг – тоже нет. Есть заявления родителей, в которых указаны выбираемые услуги. Основная масса семей выбирают 1-2-3 платных услуги, предпочитая бесплатный набор кружков и студий. Наибольшей популярностью пользуются физкультурно-спортивные услуги, хореография, студия «Сувенир» (лепка). На данный момент в школе обучается 3 151 ученик. Школа работает с 08.00 до 21.00, включая субботу и воскресенье. В воскресенье проходят Клубы выходного дня (по параллелям), на которые приходят дети и родители, они вместе занимаются в кружках, студиях и клубах (бесплатно). Обучение проходит в две смены. Возможность получать бесплатные и платные услуги есть в обоих корпусах нашей школы. Площадей для оказания услуг — и бесплатных, и платных — хватает. В этом учебном году согласно регистрации договоров платные услуги посещают 1 505 учеников, 1 646 детей — не посещают их. Стоимость платных услуг остается стабильной – цены не увеличивались уже несколько лет, тарифы рассчитываются и утверждаются официально в городской администрации».

Неделя искусств — 2018. Два снимка ниже сделаны во время общешкольной «Недели науки — 2018». Фото из архива школы №70

Как выяснилось, бесплатных развивающих услуг в Школе сотворчества более чем достаточно. По словам директора, есть три варианта их оказания:

а) кружки и студии по муниципальному заданию (физкультурно-оздоровительное направление – 50 человек, техническое направление – 25 человек, художественно-эстетическое направление – 50 человек, гражданско-патриотическое направление – 27 человек, физкультура по интересам – 650 человек), итого – 802 человека;

б) бесплатные развивающие услуги, которые оказывают на базе школы следующие учреждения дополнительного образования: МАУ ДО «Детская школа искусств «Этюд» (творческий коллектив «Аленушка»); МАУ ДО Детско-юношеская школа «Тура» (секция тхэквондо); МАУ ДО Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №3 (футбол, баскетбол); МАУ ДО детско-юношеская спортивная школа «СТАРТ ХХI век» (баскетбол); МАУ ДО Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1 (волейбол); МАУ ДО Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «НЕГЕ» (футбол); МАУ ДО Детско-юношеский центр «Авангард» (айкидо); МАУ ДО Детский морской центр «Алый парус» (военная служба – кадетский класс); МАУ ДО Детско-юношеская спортивная школа Центр спортивного танца» (бальные танцы); МАУ ДО Центр развития творчества детей и юношества «Контакт» («Юный краевед», «Оригами», «Выжигание»); МАУ ДО Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №4 (шахматы) – все вместе – более 300 детей;

в) кружки и студии, которые ведут педагоги по различным направлениям развития;

г) внеурочная деятельность согласно Программе внеурочной деятельности школы (прилагается к Учебному плану школы, размещенному на сайте школы в открытом доступе), — все мероприятия Программы бесплатны, она охватывает 100% классов и обучающихся.

Обвинение в создании дискриминирующих условий и делении детей на «богатых» и «бедных», озвученное в соцсетях, Лидия Русакова считает несправедливым.

Школьный мультконцерт с выступлениями учащихся

 

Этот снимок и фото ниже — кадры, сделанные во время школьного конкурса изобретателей. Фото из архива школы №70

«Запросы у родителей сегодня разные. Кому-то — нужен полный день с сочетанием платных и бесплатных услуг, кому-то — минимум тех и других услуг в школе. Кроме того, мы постоянно развиваем возможность выбора бесплатных услуг: в прошлом и текущем учебном году в школе было открыто 16 новых бесплатных студий, кружков и секций, — поясняет директор. — Школьную жизнь всех детей мы стремимся сделать комфортной: постоянно работаем над улучшением интерьеров, развитием внеурочной деятельности, в которой могут принимать участие все классы обоих корпусов независимо от выбора ими тех или иных услуг. Обеспечено равенство всех детей школы по отношению к внеурочной деятельности: все события проходят одновременно в обоих корпусах для всех классов и параллелей классов. Платные услуги, как и бесплатные, оказываются в обоих корпусах. В обоих корпусах есть классы полного дня, сочетающие в себе бесплатное образование согласно учебному плану, бесплатную внеурочную деятельность согласно Программе внеурочной деятельности, платные услуги и бесплатные услуги. Например, в 1в классе (корпус 1) и в 1м классе (корпус 2) – сочетаются бесплатные занятия спортивными бальными танцами и набор платных услуг. Эти классы формируются исходя из запросов родителей и наличия помещений. Классы без полного дня (у них бесплатное образование согласно Учебному плану, бесплатная внеурочная деятельность согласно Программе внеурочной деятельности), также имеют возможность получать как бесплатные развивающие услуги, так и платные (независимо от корпуса). В классах полного дня оплата платных услуг за месяц варьируется от 3-4 тысяч рублей до 8-9 тысяч рублей в зависимости от выбора количества платных услуг. Кроме того, это классы со специализацией: индивидуальные занятия музыкой, спортивные бальные танцы. Дети находятся в школьных условиях от 8 до 10 часов (с прогулками, трехразовым питанием, платными и бесплатными занятиями) – многие семьи такой вариант дня школьников не устраивает. К тому же большинство детей живут в шаговой доступности, они могут уйти домой, отдохнуть и вернуться на какое-либо занятие. Это не включает оплату внеурочного присмотра за детьми, но позволяет использовать в минимально-платном или бесплатном варианте возможности школы. Конфликтных ситуаций по этому поводу никогда не было. Возможно, автор поста считает «богатыми» классы полного дня, а «бедными» — классы без полного дня. Поясняю: среди классов полного дня есть такие, в которых большая часть услуг — бесплатная, платные могут стоить в месяц от 500 рублей до 1000 рублей, количество услуг выбирают семьи. В классах без полного дня (их большинство) более 70% родителей имеют возможность (в том числе и финансовую) брать платные услуги для своих детей, но не делают этого, потому что: а) не хотят лишней нагрузки для ребенка; б) дети занимаются в кружках, секциях и студиях других учреждений города; в) не видят смысла платить — есть много бесплатных студий, кружков, клубов, секций в школе, дети с удовольствием их посещают».

Директор говорит, что всегда готова ответить на все вопросы родителей. Но в этом году, к примеру, еще ни с одним из родителей будущих первоклассников разговора у Лидии Николаевны не было. Возможно, если бы автор поста обратился к ней с вопросами, то повода для обвинений в дискриминации не было бы. Встречи руководства школы с родителями детей, уже зачисленных в школу (проживающих на закрепленной за школой территории), состоится в конце мая и начале июня.

День истории-2017. Фото из архива МАОУ СОШ №70

Стоит отметить, что бесплатные и платные кружки и секции в школах Тюмени неоднократно становились поводом для дискуссий. В упомянутом выше случае нервозность вызвал огромный перечень платных и бесплатных услуг… Но это ситуация далеко не типичная. В некоторых школах города бесплатные занятия проводятся нерегулярно и без особого энтузиазма, где-то – вообще нет платных секций. И в том, и в другом случае, как ни странно, тоже есть недовольные родители, желающие изменить ситуацию к лучшему.

В департаменте образования администрации города, отметили, что стоимость платных услуг в школах рассчитывается на основании установленных в городе тарифов. Кроме того, посещение платных направлений – дело сугубо добровольное.

Интересно, что в некоторых школах города совершенно официально оказывают даже медицинские и оздоровительные платные услуги. Таких школ всего две — №70 и №89. Они самостоятельно оформили лицензии на оказание медицинских услуг и в стенах этих школ на базе медицинских кабинетов действуют медицинские учреждения.

«В 2017-2018 году в 54 общеобразовательных учреждениях в кружках и спортивных секциях на безвозмездной основе занимаются 96% от общей численности обучающихся. Муниципальные задания в части дополнительного образования сформированы для всех образовательных учреждений, — пояснил директор департамента образования администрации города Тюмени Вячеслав Воронцов. — Внеурочная занятость школьников осуществляется по нескольким направлениям: художественно-эстетическое, техническое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, естественнонаучное и общекультурное. Дополнительные платные образовательные услуги в 2017 году оказывали 46 школ города. Данную услугу получили 25% школьников. Общий доход школ от оказания платных образовательных услуг в 2017 году составил 216 256 000 рублей. Минимальный показатель – 116 тысяч рублей за год, максимальный, продемонстрированный одной из школ города, — 27 139 000 рублей. Дифференцированные доходы объясняются количеством обучающихся в учреждении, а, следовательно, и количеством потребителей дополнительных платных образовательных услуг. Также на объем доходов влияет материально-техническая база и кадровый потенциал учреждения. Заработная плата учителей за счет доходов от оказания платных услуг может варьироваться в среднем от 3 до 20 тысяч рублей в месяц. При этом не следует забывать, что заработная плата от платных услуг зависит от нагрузки педагога и количества обучающихся в группе. Например, в одной из школ при проведении занятий по риторике в группе из 12 человек при нагрузке 8 часов в месяц заработная плата педагога составила 3 367 рублей. В другой школе за оказание услуги «Детская академия развития» в группе из 22 человек при нагрузке 28 часов в месяц заработная плата педагога составила 17 106 рублей. Среди платных дополнительных услуг спросом пользуются занятия по художественно-эстетическому направлению. При этом каждый родитель (законный представитель) вправе самостоятельно выбирать дополнительные занятия, которые будет посещать его ребенок, каких-либо принуждений со стороны администрации не допускается».

Вячеслав Воронцов также подчеркнул, что формирование классов «для бедных» и «богатых» недопустимо. При возникновении подобных ситуаций родителям (законным представителям) учащихся следует обратиться в департамент образования для проведения служебной проверки.

PARK72.RU

1+

15 комментариев

  • а что по этому поводу сказал -товарисЧ Путин?
    выписав «Билет в Будущее» каждому ученику…
    «При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости» (с)
    как видим нет даже намека на платные образовательные услуги!!! а открытым текстом, подчеркнув -требует обеспечения социальной справедливости, хотя бы для детворы…

    0
  • Иван Иванов:

    Что тут сказать,в советское время была поговорка,если ты лечишься бесплатно,то ты лечишься
    бесплатно.В настоящее время в «бесплатных» школах зачастую не учат,а имитируют обучение.
    Поэтому востребованы платные учебные заведения,где оказываются качественные образовательные услуги.Особенно критично это для начальных классов,ведь в это время закладывается фундамент будущего ребёнка.Поэтому 100 000 в год на качественное образование,это выгодные инвестиции в будущее.Пожадничаешь-будешь мучиться всю жизнь.

    0
  • vanya:

    а какая разница платить школе за кружки или оплачивать их в других местах? Сейчас нормальное явление, когда ребенок помимо школы каждый день ездит в какой-нибудь кружок: спортивный, рисование, вышивание, танцы и т.д. и т.п. И за каждый родители готовы платить немалые деньги, при этом еще возить свое чадо туда-обратно…. Как говорится «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота….» Ну очень хотят современные родители сделать из своих детей вундеркиндов, причем абсолютно все!

    0
    • YARKOVO:

      При чем тут желание родителей, когда в образовательном стандарте прописано обязательное посещение кружков разных?! И отчитываешься перед школой об этих занятиях. И платить приходиться, когда условно бесплатный фуфлыжный и времени зря потерянного жаль. Если есть возможность потратить то же время, но с пользой — кто откажется?

      0
      • vanya:

        там же написано черным по белому — хочешь бери этот пакет «все включено», не хочешь — не бери! Никто никого не заставляет. Не нужно раздувать из мухи слона!

        0
        • YARKOVO:

          При чем тут пакет? Я ему про фому, он мне про ерему. Обязанность посещать не менее 3 кружков закреплена в образовательном стандарте? Да! То есть именно, что заставляют, единственное, что выбираешь сам — направления: танцевальные, музыкальные, театральные, спортивные и пр. Шахматы долго не включали в перечень, теперь можно и ими отчитываться. Я опровергал Ваше высказывание относительно желания родителей сделать из детей вундеркиндов — еще раз, школа заставляет пихать детей в кружки, родители — вторичны. Хотя кто-то может и хочет в самом деле — не о том же речь.

          0
  • Андрей:

    Когда то государство не только бесплатно тренировало меня в спортивной секции, но и выдавало лыжные костюмы, инвентарь (лыжи, ботинки, перчатки, шапки и т.д.), поездки на соревнования по стране за счет спортивного общества, без какого либо софинансирования, причем каждый год. Вожди того времени тоже говорили про светлое будущее, но ждать его было как то веселее, дождемся ли сейчас — вопрос.

    2+

Добавить комментарий

Войти с помощью: