1 сентября начинается новый учебный год. Годовой школьный марафон стартует не только для детей, но для мам и пап, для бабушек и дедушек. Часть родителей с тревогой ожидает начала занятий, ведь они вновь будут допоздна делать уроки вместе с чадом, помогать в выполнении домашних заданий, в создании проектов и творческих работ… Помогать родители, конечно, должны, но почему эта помощь отнимает так много времени и сил? Кто-то решает проблему иначе – нанимает репетитора уже в начальной школе! Мамы и папы объясняют это тем фактом, что их младшие школьники не могут самостоятельно освоить материал. Есть мнение, что сейчас школа возлагает на ребенка и на его окружение слишком большую ответственность в освоении материала, велик объем самостоятельного поиска знаний. Из-за этого на современные образовательные программы обрушивается немало критики. Между тем, психологи считают, что, не смотря ни на что самостоятельность и ответственность нужно прививать ребенку, начиная уже с первого класса. При правильном подходе участие родителей в подготовке уроков должно быть небольшим и не должно отнимать так много времени. О том, как попытаться избежать ряда проблем нашему изданию рассказала педагог-психолог Наталья Курманова.
Кор.: Как правильно себя вести, чтобы избежать ежедневных мучительных часов учебы уроков с ребенком, о которых так часто говорят родители?
Адаптация первоклассников длится в среднем 1-3 месяца. Мотивация к обучению и готовность ребенка к самостоятельному выполнению заданий формируется уже в этот период. От действий взрослого в этот период зависит многое. Ребенок в период адаптации сам растерян, не собран, снижена концентрация внимания, памяти. Поэтому со стороны взрослого он ожидает максимальной поддержки и понимания. Самое главное слово для первоклашек в этот период «давай сделаем это вместе». Ежедневный контроль и анализ прожитого дня со стороны родителей, постепенно приучает ребенка к самоконтролю и самоанализу. И как только родитель почувствует, что ребенок приобрел те или иные навыки самостоятельности, при выполнении каких-либо задач, родителю стоит постепенно отстраняться и давать возможность ребенку выполнить самостоятельно. Со временем ребенок привыкает, и родитель сможет избежать выполнения мучительных «домашних заданий», так как на первом этапе позиция взрослых является помогающей, а постепенно переходит в статус направляющей. Золотым правилом для мам и пап первоклассников в период адаптации является: терпение, желание помочь, искренний интерес к успехам и трудностям ребенка, отсутствие давления, похвала и поощрение.
Кор.: Каков должен быть уровень контроля со стороны родителей?
Роль родителей заключается в том, чтобы научить своих детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром, а не сделать все за них. Поэтому родителям, необходимо на первом этапе делать все вместе со своим ребенком, показать ему как нужно, но постепенно передавать ему инициативу – приучать ребенка самостоятельно складывать в портфель необходимые принадлежности, вписывать в дневник дату, а потом и название предметов, заполнять поля с домашним заданием, например: в графе физкультура написать «принести форму», в графе технология – «принести конструктор», в графе ИЗО «Принести краски» и т.д. Контроль должен осуществляться ежедневно, например, в период с 16.00- 17.00 родитель вместе с ребенком открывает портфель, просматривает дневник, спрашивает ребенка о проведенных уроках. Задает вопросы «что было интересного на математике?», «чем занимались на других предметах?». Тем самым родитель учит ребенка анализировать прожитый день, закрепляет полученные знания путем наводящих вопросов, далее учит прогнозировать будущие события, т.е. прочитав расписание занятий на следующий день, мама или папа вместе с учеником составляют список необходимых принадлежностей и помогают все аккуратно сложить в портфель.
Контроль со стороны родителей должен осуществляться ежедневно, но в течение первой четверти родитель может помогать ребенку складывать вещи в портфель, объяснять, напоминать. Со второй четверти ребенок может складывать уже самостоятельно, функция родителя немного снижается, уже достаточно просто напомнить и проверить все ли правильно сделал ребенок, ничего ли не забыл. Проверить самому, убедиться в правильности и обязательно похвалить. К окончанию первого полугодия, ребенок может самостоятельно выполнять все необходимые манипуляции, но контроль родителя должен сохраняться, чтобы ребенок не потерял интерес.
Кор.: Каков должен быть объем вмешательства родителей в процесс подготовки домашнего задания?
Уровень помощи родителей при подготовке домашних заданий должен осуществляться на уровне контроля и помощи при разборе определенной темы, которая оказалась ребенку не понятна. Если ребенка с первого класса приучить к анализу того, материала, который он изучил в школе в течение дня, и отвечать на все интересующие его вопросы по данной теме, то между родителем и ребенком в этот период формируются доверительные взаимоотношения. Родитель должен быть уверен в том, что при определенных обстоятельствах, когда ребенку не ясна та или иная тема, он всегда сможет обратиться за помощью к взрослому, к родителю или педагогу. Ученику необходимо быть уверенным, что если он чего-то не знает, или чего-то не понял, то он сможет получить ответ у взрослого. Поэтому объем вмешательства родителей при подготовке домашних заданий зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от его степени доверия взрослым и готовности обратиться за помощью.
Кор.:Нужно ли к школьному периоду психологически готовиться родителям? Если да, то как?
На мой взгляд, родителям необходимо психологически готовиться к поступлению ребенка в школу. Для этого, на первом этапе нужно обратиться к психологу и провести диагностику ребенка. Что дает диагностика? По полученным результатам родитель получает полное представление о «картине мира» своего ребенка, о его психологических индивидуальных особенностях. При диагностике исследуется уровень познавательной, регуляционной, коммуникативной, эмоционально-волевой функций ребенка. Тип мышления, тип мотивации, память, внимание, воображение, самосознание в возрасте 6-7 лет находятся в стадии формирования, но родитель уже сможет получить первое представление об особенностях своего ребенка. Например: каждый человек отличается своим типом восприятия информации, и если родитель знает, что его ребенок, например, аудиал, то ему необходимо предоставлять информацию в устном виде, для визуала родитель сможет подготовить наглядные материалы и т.д. Получая информацию о своем ребенке, есть возможность пересмотреть свои позиции по отношению к нему, учитывая психологические особенности.
Кор.: Как правильно сформировать внешкольную нагрузку? Вот что говорят родители: «Стараешься насытить день ребенка допзанятиями, в итоге – он после уроков только и делает, что на разные секции и в музыкалку бегает. Хорошо это или плохо? Или нужно оставлять свободные дни для отдыха? Как вообще понять, чем лучше занимать ребенка – они ведь все хотят попробовать, в итоге – распыляются и остывают к новым «хотелкам», дохаживая «из-под палки» к концу года… Нужно ли заставлять ходить на те или иные секции или исключительно потакать пожеланиям дитяти?
У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, кто-то склонен петь, кто-то рисовать, кто-то силен в спорте. Но стоит ли насильно заставлять ребенка посещать ту или иную секцию, только ради того, чтобы он был все-время чем-то занят. Я считаю, что это величайшая ошибка заставлять ребенка посещать те секции, которые растрачивают все его ресурсы и тем самым только вредят его эмоциональному состоянию и даже здоровью. Ведь получая отрицательные эмоции, человек испытывает сильнейший стресс, который имеет свойство накапливаться в организме и разрушать те или иные внутренние органы. Таким образом, формируются психосоматические заболевания. Получается, что невинное желание родителей помочь своему чаду развиваться, оказывается даже опасным для здоровья! Я согласна, что посещать секции необходимо, и хочется, чтобы и в том и в другом направлении ребенок себя попробовал, но здесь следует учитывать, что секцию нужно посещать до тех пор, пока она интересна и приносит пользу самому ребенку. А если ребенок уже изможден, и испытывает жуткий стресс при одном только упоминании о данном занятии, то следует срочно менять направления, заменять их на более интересные для него, но не отказываться от всех секций одновременно, и не направлять чадо сразу в несколько мест одновременно. Поставьте сами себя на место ребенка, сможете ли вы долго выдержать в условиях многозадачности? Насколько вас самих хватит? Не думайте, что ресурсы ребенка безграничны. На вопрос «следует ли оставлять свободные дни?», я отвечу вопросом: «А вам самим нужны выходные?».
Кор.: Адаптация у первоклассников к школе длится несколько месяцев, стоит ли сразу начинать посещение кружков? Может пару месяцев достаточно просто походить в школу без дополнительной нагрузки?
Адаптация у первоклассников в норме длится 2-3 месяца, но бывают случаи, когда ребенок не может приспособиться 6 и даже 9 месяцев. Эти случаи являются патологией, и здесь уже необходимо комплексное обследование ребенка в виде нейропсихологического исследования и изучения особенностей его физиологического развития. В период адаптации посещение кружков противопоказано только в тех случаях, когда психоэмоциональное состояние ребенка крайне неустойчиво или когда кружок ребенок начинает посещать впервые. В условиях секции он испытывает дополнительную адаптацию, что может негативно повлиять на его здоровье. Могут появиться боли в голове, в животе, тошнота, сонливость. Поэтому для дезадаптированного ребенка посещение внешкольных занятий следует отложить. Если же ребенок посещал данную секцию ранее, до поступления в школу, то никакой дополнительной нагрузки она давать не будет, и возможно, что даже станет каким-то ресурсом стабильности для ребенка.
Кор.: «Продленка» – вынужденная мера… Есть мнение, что ребенок, особенно первоклассник, очень устает, когда целый день проводит в школе, так ли это?
Во время групповой работы на продленке, у него есть возможность задать вопрос педагогу или одноклассникам и в неформальной обстановке проработать непонятный материал. Что касается первоклассников, то продленка для них будет действительно нагрузкой, но скорее физической. Хотя условия и похожи на те, к которым они привыкли в детском саду, все-таки режим дня достаточно напряжен, и у ребенка нет возможности отдохнуть. В эмоциональном плане первоклассники будут очень остро реагировать на отсутствие значимого взрослого на протяжении длительного времени и могут начать хандрить.
Кор.: С чем приводят мамы и папы детей-школьников к психологу? Какая сейчас самая актуальная проблема?
Число обращений от родителей в основном обусловлено тем, что они не могут понять причины плохого поведения ребенка, не понимают, почему ребенок перестал с ними делиться секретами, замкнулся в себе, или, почему начал грубить и т.д. Очень актуальна тема нарушения детско-родительских взаимоотношений. Родители заняты на работе, много сил тратят на карьеру, на устройство личной жизни, на выплату кредитов, но в это время их дети страдают отсутствием внимания, теплоты. У детей формируются комплексы, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, снижается самооценка. Кредиты когда-нибудь закончатся, а ребенок вырастает психологически лишенным родительского внимания и ласки.
В настоящее время участились случаи, когда на прием приходят родители детей, которых направляют на обследование к психиатрам. С каждым годом увеличивается число детей, посещающих школу с ранним аутистическим синдромом (РАС). Чаще стали возникать конфликтные ситуации между обучающимися, между обучающимися и педагогами, между педагогами и родителями.
Кор.: Как грамотно выстроить отношения с учителем? Есть ли какие-то золотые правила, которые помогут в выстраивании отношений с педагогами?
Взаимоотношения с учителем напрямую зависит от родительских установок, если ребенок в семье часто слышит слова мамы: «Да эта Мария Ивановна сама ничего не знает», то приходя в школу и находясь с учителем в одном помещении на протяжении 4 часов, ребенок непроизвольно испытывает по отношению к учителю неприязнь, и, как правило, старается показать свое пренебрежение плохим поведением. Учитель жалуется родителям на плохое поведение, родители сердятся и при ребенке высказывают в адрес учителя негативные замечания, снова ребенок переживает, и на следующий день он снова приходит в школу и снова вынужден взаимодействовать с учителем и т.д. Замкнутый круг! Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. У первоклассников остро развита потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых, на первом месте всегда мама. При этом, существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье, и позиция родителей по отношению к школе. Можно дать несколько советов:
2.Как бы вы не были недовольны учителем, никогда не высказывайте своего негативного мнения в присутствии ребенка, даже ради него самого. Помните, ведь вашему ребенку придется на следующий день приходить в школу и взаимодействовать с этим человеком. А как он сможет относиться к учителю с уважением, если самый важный для него человек на земле – его мама, этим учителем недовольна? Внутренне ребенок очень сильно переживает подобные моменты.
3. Все вопросы, касающиеся обучения ребенка в школе, между учителями и родителями должны вестись с позиции взрослого, то есть конструктивно и дипломатично, не позволяя перехода на личности.
4. Как бы вам нравился или не нравился какой-либо определенный учитель, необходимо помнить о том, что на какой-то период времени, т.е пока ребенок в школе, именно этот специалист берет на себя ответственность за жизнь и здоровье вашего ребенка. Именно ему вы на какой-то период частично делегируете свои полномочия заботливого родителя, и возможно, именно этот человек сможет оказаться в трудные минуты рядом с вашим ребенком. Проявляйте доверие и уважение к тем людям, которые находятся рядом с вашим ребенком, тогда, когда вы отсутствуете!
Кор.: Может ли современная школа быть счастливой для детей и родителей?
Возможно, я повторюсь, но школа может быть счастливой, на мой взгляд, при одном условии: когда родители нашли в себе силы и в первом классе приучили ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий, к контролю с их стороны и самоконтролю самого ребенка. Ребенок научившись анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности, из начальной школы достаточно легко приспосабливается к условиям обучения в среднем звене, и к 15 годам является всестороннее и гармонично развитой личностью.
Беседовала Елена КУХАЛЬСКАЯ