Воспоминания и размышления
Исполнилось 95 лет со дня введения вневойсковой подготовки и учреждения «Дня допризывника». Идет весенний призыв молодого пополнения в Вооруженные Силы Российской Федерации. В связи с этим мне, посвятившему более 50 лет физической подготовке учащейся молодежи к военной службе, хочется поделиться своими воспоминаниями и опытом работы в этой сфере.
Начнем с небольшого исторического экскурса. Декретом ЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству» в стране было введено всеобщее обязательное военное обучение граждан от 16 до 40 лет (всевобуч). В апреле 1919 года Первый Всероссийский съезд работников по физической культуре, спорту и допризывной подготовке принял Положение «О допризывной военной подготовке молодежи».
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года вводится обязательная вневойсковая подготовка. Приказом Реввоенсовета Республики от 23 августа 1923 года в целях популяризации идей допризывной подготовки был учрежден День допризывника.
Допризывная подготовка как система создавалась и совершенствовалась в неразрывной связи со становлением и развитием Вооруженных Сил нашей страны. С 1918 года по настоящее время принято более 60 законодательных актов, постановлений и программ по подпризывной подготовке.
Значительный вклад в теорию и практику допризывной подготовки внес Всероссийский слет молодых воинов-интернационалистов (г.Ашхабад, ноябрь 1987 г.), организованный по инициативе ЦК ВЛКСМ и Министерством обороны СССР. Воины-интернационалисты положили начало организации военно-патриотических клубов и центров.
Обращаюсь к воспоминаниям. В 1965 году работаю учителем физической культуры в школе № 26 г. Тюмени. Вместе со своим бывшим тренером по боксу Львом Феоктистовичем Бурдуковым проводим занятия с юношами на спортивной базе ТВВИКУ по программе действующего в то время Наставления по физической подготовке в ВС СССР. Так начиналась моя работа по военно-прикладной физической подготовке.
С 1972 по 1980 г. призывался Калининским райвоенкоматом на военно-полевые сборы в качестве начальника физической подготовки военно-спортивного лагеря (ВСЛ) «Калининец», в создании которого в районе турбазы «Верхний бор» я принимал непосредственное участие.
ВСЛ «Калининец» вскоре приобрел статус областного. Лагерные сборы призывников продолжительностью 10 дней оказались малоэффективными в плане повышения уровня военно-прикладной подготовки. По инициативе облвоенкома их продолжительность была увеличена до 20 дней.
Нами была разработана методика интенсивной 4-хчасовой физической подготовки. Выполнение нормативов на знак «Готов к защите Родины» увеличилось с 25 до 75%. С большой теплотой и уважением вспоминаю начальников лагерных сборов подполковника С. Кордюкова, майора И. Степанова, капитана Н. Сабирова, капитана 1 ранга Ю. Росщупкина и др.
В 1980 году областным комитетом ВЛКСМ было издано мое первое учебно-методическое пособие «Физическая подготовка в оборонно-спортивном лагере». С 1976 по 1991 год работаю преподавателем физического воспитания, а затем заведующим кафедрой тюменского госуниверситета. В это время студентов призывали на действительную военную службу после второго года обучения.
С 1982 года начали призывать в одну из горячих точек – Афганистан. Необходимо было готовить юношей к специфическим климато-географическим условиям этого региона. Повысили военно-прикладную направленность физической подготовки, ввели упражнения с элементами риска и опасности для воспитания смелости и решительности, метание гранат из различных исходных положений, применяли «закал-бег» – бег босиком по снегу с обнаженным туловищем.
Об уровне психофизической подготовленности студентов-юношей говорят следующие действия: 40-километровые военизированные марш-броски (Тюмень – ст. «Войновка», Тюмень – спортлагерь «Лукашино»), купание в ледяной воде реки Туры и ныряние со льдин в районе деревни Каменка.
Мои воспитанники, проходившие военную службу в Афганистане и различных регионах Советского Союза, писали мне письма, в которых делились своими впечатлениями о службе, благодарили за хорошую подготовку к перенесению всех трудностей военной службы. Несколько человек прошли службу в Афганистане, участвовали в боевых операциях, попадали в засады душманов, уходили от преследования. Благодаря удаче и в первую очередь хорошей физической подготовке и заблаговременной адаптации к экстремальным ситуациям все вернулись на родину.
Особое место в допризывной подготовке учащейся молодежи в Тюменской области занимает специализированный учебный центр (СУЦ) «Аванпост», в котором в разное время вместе со мной работали моя жена, кандидат педагогических наук Шевцова Вера Владимировна, и мой сын Андрей, кандидат в мастера спорта по летнему полиатлону и гиревому спорту.
Прежде всего, хочу отметить серьезное и ответственное отношение к организации допризывной подготовки руководства областного комитета по делам молодежи и туризму Сарычева Сергея Михайловича, Западновой Натальи Леонидовны, а также директора СУЦ «Аванпост» Александра Николаевича Перова и его заместителя Максима Воробьева. Они оказывали поддержку во всех моих инициативах, но непосредственными исполнителями всех инновационных начинаний были педагоги дополнительного образования Алексей Вевчеренков, Олег Герасимов, Игорь Поляков, Михаил Теряев, Олег Чудинов.
В результате мониторинга физического и психического состояния учащихся специализированных классов и курсантов СУЦ «Аванпост» был сделан вывод о том, что значительная часть допризывной молодежи имеет низкий уровень физической подготовленности и напряженность психической сферы.
В целях повышения физического и психологического статуса учащихся, психофизической и специальной готовности их к военной службе нами была разработана комплексная личностно-ориентированная технология профильной оборонно-спортивной подготовки. Эта технология включала следующие направления и инновационные педагогические технологии: технологию дифференцированного подхода к обучению, воспитанию и развитию, технологию спортивно-ориентированной физической подготовки, технологию модельно-целевого проектирования и реализации профильной и военно-прикладной физической подготовки, модульно-рейтинговую технологию физической подготовки, технологию специальной физической подготовки к действиям в необычных условиях внешней среды, технологию управления качеством профильной оборонно-спортивной подготовки на основе педагогического, медико-биологического, психологического и социально-психологического мониторинга.
Физическая подготовка осуществлялась на основе видов летнего и зимнего полиатлона, рукопашного боя, атлетического двоеборья, гиревого спорта и других военно-прикладных видов спорта. Была разработана обобщенная модель военно-профессиональной деятельности, модель интегральной индивидуальности личности выпускника специализированного класса, модели подготовки по всем разделам учебной программы. Физическая подготовка осуществлялась на основе образовательного стандарта и комплексной учебной программы модульного типа. Учебные достижения каждого учащегося оценивались в соответствии с его рейтингом. В содержание физической подготовки были включены упражнения на повышение вестибулярной устойчивости и устойчивости к гипоксии, специальные мероприятия по закаливанию.
Вариативная часть комплексной программы профильной оборонно-спортивной подготовки включала подготовку по следующим военно-учетным специальностям: парашютист-десантник, войсковой разведчик, снайпер, инструктор по физической подготовке, командир подразделения. К сожалению, не удалось в полном объеме реализовать подготовку по этим специальностям.
Решение задач тактической подготовки осуществлялось в ходе проведения военно-тактических игр «Ишим-99», «Пышма-2001», «Тура-2004», моделирующих действия личного состава в обороне и наступлении. Особую эмоциональность эти игры приобретали тогда, когда в них были задействованы бронетранспортеры и легкая авиация.
Особую роль в интегральной военно-прикладной подготовке играли летние военно-полевые сборы в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях (ОСОЛ). В период пребывания учащихся в ОСОЛ проводились занятия по всем разделам начальной военной подготовки, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, военизированные игры и эстафеты, смотры строя и строевой песни.
Из негативных сторон следует отметить, во-первых, выделение мест для курения (в оздоровительном лагере!), во-вторых, полное отсутствие работы медицинского персонала по пропаганде здорового образа жизни и валеологическому просвещению подростков. Это приводило к заметному увеличению курящих юношей к концу лагерной смены.
В целях повышения профессионального мастерства педагогов систематически проводились показные инструкторско-методические занятия по всем разделам физической подготовки, теоретические и практические семинары. В центре было организовано методическое обеспечение (издано 8 учебно-методических пособий) и научное сопровождение (педагогический, медико-биологический и психологический мониторинг) образовательного процесса. Были проведены две Всероссийские научно-практические конференции: «Прикладная физическая подготовка как средство обеспечения физической готовности молодежи к военной службе и профессиональной деятельности» (1998 г.) и «Теоретические и организационно-методические проблемы военно-прикладной физической подготовки» (2000 г.), изданы материалы этих конференций.
Эффективность всех выполненных мероприятий подтверждается следующими показателями: более 80% выпускников выполняли все нормы ВФСК ГТО, качественная успеваемость по упражнениям НФП-2009 составляла более 35%. В период 2000 – 2005 гг. до 15% выпускников награждались знаком «Отличник подготовки к военной службе», более 20% из них выполняли требования и нормы спортивных разрядов.
Признание пришло вместе с успехами в нашей работе.
На проект Федерального образовательного стандарта по направлению «Добровольная подготовка граждан к военной службе» получены положительные отзывы Управления военного образования Министерства обороны Российской Федерации (16.01.2001 г.), Главного организационно- мобилизационного управления Генерального штаба (22.01.2001 г.), войсковой части 52715 (09.02.2001 г.).
Разработанная нами Программа по военно-патриотическому воспитанию была представлена в 2002 году на конкурс среди военно-патриотических объединений, организаций и учреждений Российской Федерации. По итогам конкурса Министерства образования РФ (департамент по молодежной политике) государственному образовательному учреждению СУЦ «Аванпост» присвоен статус «Экспериментального центра по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи».
Авторская программа «Добровольная подготовка учащейся молодежи к военной службе» в 2006 году удостоена диплома первой степени Департамента образования и науки Тюменской области.
Представленная на II Всероссийскую олимпиаду научных и студенческих работ (2007 г.) монография «Профилактика наркомании подростков в условиях профильной оборонно-спортивной подготовки» (в соавторстве с Шевцовым А.В.) удостоена диплома II степени.
Представленная на Всероссийский конкурс монография «Формирование пригодности учащейся молодежи к военной службе» (2010) удостоена диплома лауреата.
Заканчиваю воспоминания о былом. Передо мной – результаты проверки физической подготовленности молодого пополнения воинских частей и подразделений, прибывшего из 32 регионов России. Результаты призывников из Тюменской области довольно скромные: качественная успеваемость – 23,8% (16 место), количество призывников, получивших неудовлетворительные оценки, – 59,5% (9 место), не умеющих плавать, – 17,2% (14 место). В целом уровень физической подготовленности оценивается неудовлетворительно.
Обратимся к результатам экзаменов по физической подготовке абитуриентов ТВВИКУ. За период с 2004 по 2017 гг. количество абитуриентов, не выполняющих нормативы НФП-2009 в беге на 100 м., колеблется в пределах от 9,6% (2013) до 47,4% (2006), в беге на 3 км. – от 1,4% (2013) до 35,4% (2017), в подтягивании на перекладине – от 1,9% (2013) до 36,8% (2006). В целом уровень подготовленности оценивается удовлетворительно.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовленность значительной части призывного контингента Тюменской области не соответствует требованиям, предъявляемым военной службой к личности военнослужащего. Низкий уровень физической подготовленности молодого пополнения существенно снижает боеспособность воинских частей и подразделений.
Три часа занятий по физической культуре в школе, шесть часов в военно-патриотических клубах и классах добровольной подготовки к военной службе – и такой результат! Невольно хочется обратиться к словам из песни В. Высоцкого: «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!».
Незначительное снижение уровня физической подготовленности может объясняться продолжительностью времени от окончания учебного заведения до призыва. Но все-таки у автора этой статьи возникают вопросы: почему нет контроля за качеством допризывной подготовки? Почему программа курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования не соответствует специфике их деятельности? Почему в региональном методическом центре «Аванпост» отсутствует квалифицированный специалист по методическому обеспечению и научному сопровождению начального военно-профессионального образования?
В связи с существующими проблемами в системе допризывной подготовки молодежи к военной службе назрела необходимость в проведении Всероссийской научно-практической конференции по обобщению опыта работы по военно-патриотическому воспитанию и специальной физической подготовке, накопленного в различных регионах страны.
ШЕВЦОВ Владислав Вячеславович,
кандидат педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Академии военных наук России
(фото предоставлено автором)