Всероссийский урок безопасного Интернета объединил свыше 30 тысяч школ по всей стране

Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям совместно с Лигой безопасного Интернета, МЧС России, Министерством просвещения России и МВД России провели 24 января для школьников 5-9 классов Всероссийский урок безопасного Интернета. К онлайн-трансляции подключились свыше 30 тысяч российских школ.

В ходе Всероссийского урока безопасного Интернета специалисты научили детей распознавать интернет-угрозы, рассказали о действиях при кибермошенничестве, дали практические советы, как распознать деструктивный контент в сети, а также поговорили об анонимности в сети и последствиях виртуальной жизни на реальную.

«Технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. При использовании смартфонов и Интернета многие сталкиваются с различными рисками и угрозами. Это мошенничество, опасные незнакомцы, распространение бесконечного количества дезинформации», — отметила Директор Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина, открывая Урок.

Экспертами в области борьбы с мошенничеством в сети выступили директор по развитию СМИ2 Юрий Синодов, директор по консалтингу ГК InfoWatch Ирина Зиновкина и эксперт Лиги безопасного Интернета Никита Павлухин.

«Для мошенников молодежь представляет большой интерес несмотря на то, что денег у них, как правило, нет, злоумышленники могут по-разному шантажировать свою жертву и вынудить из совершить преступление в своих интересах. Например, поджечь военкомат. Советую общаться с родными, с друзьями, ведь именно доверительные отношения способны натолкнуть на верный вывод в сложившейся ситуациb», — рассказал Юрий Синодов.

В свою очередь Ирина Зиновкина подтвердила, что в последнее время мошенники переключились с экономической в политическую плоскость, а также уточнила, что в современном мире злоумышленники уже не продают украденные личные данные, а пытаются использовать чувствительную информацию, в первую очередь адрес проживания, против жертвы.

«Эта информация даст им возможность шантажировать вас безопасностью ваших родных. Страх. Именно этого хотят добиться от вас современные мошенники. Чтобы обезопасить себя всегда помните о принципе «нулевого доверия». В сети никому доверять нельзя. Всегда есть вероятность того, что вам пишет не ваш знакомый, близкий человек, а злоумышленник. И помните, что все, что однажды попало в Интернет, там и остается навсегда», — подчеркнула она.

Вторым важным вопросом обсуждения стали фейки и проблема их распространения в информационном пространстве.

«Мы находимся под постоянным воздействием громадной лавины информации, в которой очень сложно разобраться. Мы видим разные публикации и не знаем, можем ли им доверять. С началом СВО количество недостоверной информации выросло в разы. Поэтому Лига безопасного Интернета ежедневно борется с теми, кто сознательно вводит в заблуждение граждан, намерено распространяет фейки. Важно проверять первоисточник информации, а также формат подачи материала. Важно не реагировать на ту или иную новость быстро, нужно дождаться официального подтверждения. Именно на эмоциональную реакцию и направлен поток фейков», — уточнила Екатерина Мизулина.

Приглашенные эксперты, автор телеграм-канала «Ыыху Москвы», генеральный директор «Абзац медиа» Михаил Шахназаров и глава АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» (ЦКИКТ) Илья Массух, уделили вопросу борьбы с распространением недостоверной информации пристальное внимание и дали практические рекомендации.

«Новости превратились в грязевой поток. Выделить важные и правдивые сообщения очень сложно. Как с этим бороться?  Проводить меньше времени в соцсетях. При этом всегда нужно развивать в себе критическое, аналитическое мышление, чтобы противостоять влиянию фейков. Повышайте уровень образования, так как зачастую недостоверная информация содержит нестыковки, например, исторические. Это поможет сделать верный вывод», — посоветовал участникам Урока Михаил Шахназаров.

История фейков уходит своими корнями в далекое прошлое и за столетия они приобрели известные человечеству формы, заявил Илья Массух.

«Критическое мышление – основной регулятор. Фейковая новость легко принимается. Жертве кажется, что это настолько очевидно, что аргументы против не имеют эффекта. При этом эффект от любого фейка теряется, если человек будет думать, а не принимать преподносимую информацию с точки зрения эмоций», — отметил Илья Массух.

Также эксперты поговорили о реальных последствиях виртуальной жизни, анонимности в сети, опасных течениях и сообществах. О растущей популярности опасных увлечений школьникам рассказал директор Департамента информационной политики МЧС РФ Роман Охотенко.

«Почему виртуальное пространство создает тренды? Это связано с тем, что оно имеет в разы большую аудиторию, чем телевидение и радио. Когда вы смотрите тот контент, который вам нравится, который популярен, вы становитесь не только его потребителем, но и тем, кто себя ассоциирует с этим контентом. Именно поэтому возникает желание повторить увиденное. Повторить то, что популярно, менее рискованно и проще, чем создавать новое. Именно отсюда возникает мода на риск. Людям нравится то, что может повторить малое количество людей. При этом многие хотят быть в числе этих немногих», — объяснил Роман Охотенко.

При этом он уточнил, что за кадром работает много людей, которые проделывают огромную работу, чтобы трагедии в ходе съемок не произошло. Однако эта информация остается для зрителя недоступной. Конечный продукт убеждает, что увиденное, якобы, легко повторить.

Контент в сети, порой, таит в себе опасность не только для здоровья, но и для психики. С этой проблемой сталкиваются люди во всем мире. При этом главная иллюзия заключается в том, что, выйдя из онлайн-мира в реальность, мы, якобы, оставляем за спиной виртуальное пространство, объяснила педагог-психолог, ведущий аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Ольга Мелентьева.

«Реальное и виртуальное неразрывно связаны. Все негативные проявления реальной жизни отражаются и в Интернете. При этом этот негатив усиливается, благодаря тем возможностям, которые дает всемирная паутина. Мы ведь учимся жить в реальности, но также мы должны учиться жить в Интернете. Виртуальная жизнь – это почва для втягивания подростков в деструктивные сообщества, поэтому ищите общения с реальными людьми, которых вы знаете, которые вас поддержат и поймут», — обратилась к ребятам Ольга Мелентьева.

В завершение Всероссийского урока Екатерина Мизулина объявила о старте традиционного конкурса на лучшее школьное сочинение на тему безопасности в Интернете. Подросткам предложили в своих работах поразмышлять о борьбе с фейками, мошенниками, а также способах предотвращения утечки персональных данных.

«Итоги конкурса мы подведем на Форуме безопасного Интернета, который состоится весной этого года в Москве», — сказала Екатерина Мизулина.

Проведение Урока обусловлено необходимостью повышения уровня медиаграмотности и информационной безопасности детей. Единый урок стал уже традиционным и направлен на формирование у школьников навыков самостоятельной критической оценки, безопасного отбора и использования информации.

Напомним, Лига безопасного Интернета осенью 2022 года провела масштабное анкетирование школьников, их родителей и педагогов. По данным исследования выяснилось, что 85% детей в возрасте от 10 до 14 лет имеют аккаунты в социальных сетях, среди подростков 15-17 лет эта цифра выше 96%. 50,4% родителей признали, что их ребенок проводит слишком много времени в Интернете. 84% родителей считают, что необходимо вести просветительскую работу по Интернет-безопасности среди детей. При этом 46% педагогов указали, что у детей есть интерес к опасному контенту.  Также эксперты Лиги выяснили, что почти у 13% детей есть друзья, активно интересующиеся деструктивным контентом. Всего, по данным организации, под воздействием таких материалов находятся более 13,5 млн несовершеннолетних россиян.

Полную запись урока можно посмотреть на сайте Лиги безопасного Интернета.

PARK72.RU

0