Людмила Журавлева о том, чем сейчас живет Луганск: «Ни войны, ни мира»

Мама нашего корреспондента PARK72.RU Людмила Журавлева вместе с депутатом Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от КПРФ Еленой Кукушкиной в очередной раз побывала в ЛНР. За несколько дней им удалось пообщаться со своими друзьями, с которыми они познакомились еще во время своих первых визитов республику осенью 2014 года, когда шли боевые действия. О том, как сейчас живут люди в Луганске, какие цены на продуктовых полках в местных магазинах и чего больше всего боятся люди, читайте в нашем материале на PARK72.RU.

В центре Луганска

В конце января – начале февраля я и Елена Кукушкина по приглашению друзей и знакомых посетили Луганск, столицу непризнанной Луганской Народной Республики.

Памятник Труженику Луганщины

Последний раз в Луганске я была год назад, в январе 2016 года. Очень хотелось увидеть своими глазами, что же изменилось за последний год. Уже тогда, год назад, город возрождался к мирной жизни, открывались магазины, кафе, возвращались жители.

Людмила Журавлёва и местный казак Юрий Синенко

Изменения есть, но, пожалуй, не такие глобальные, как ожидалось. Состояние «ни войны, ни мира» по-прежнему характеризует Донбасс как нельзя лучше. И все-таки. В Луганске сокращен комендантский час. Сейчас это промежуток с 23.00 до 04.00 часов. Полностью налажено водоснабжение и электроснабжение. В домах и других помещениях стало заметно теплее. За год открылось еще больше магазинов, и не только продуктовых. Малый бизнес вообще оживился. Торгуют палатки и небольшие магазинчики. Продают одежду, обувь, необходимые в быту мелочи. Где берут товар? Да, по-разному. Кто-то закупает в России. Но большинство распродает старые довоенные запасы. У нашей знакомой Гали сохранился в целости контейнер с товаром на рынке, за ним присматривали. Сейчас они со свекровью распродают потихоньку это добро на рынке. Тем и живут. Отец Гали вышел на пенсию еще до войны, подполковник милиции. В войну с женой никуда не уезжали, даже когда от обстрелов серьезно пострадала квартира. Сейчас служит в полиции ЛНР. Хорошие специалисты всегда нужны. Другая наша знакомая Олеся с мужем уезжали в Россию, вернулись, сейчас энергично возрождают свой бизнес в Краснодоне.

Дорога на Россию

Вообще, возможности для нормальной жизни сейчас в ЛНР есть. Сюда переехал на постоянное место жительства наш ямальский комсомолец Евгений Говоруха. Здесь у него живет бабушка. Евгений уже открыл фотосалон. Строит планы насчет небольшого тепличного хозяйства.

«Сделано в ЛНР»

Мука местного производства. Цена за 2 кг

В продуктовых магазинах полное изобилие. Продукты российского производства, много белорусских, иногда попадаются украинские. Особая гордость – продукция собственного производства. На ценниках выделено крупно «Сделано в ЛНР». Хорошие продукты, вкусные. Цены на основные продукты в магазинах чуть ниже, чем в России. Но люди испытывают безденежье. Зарплаты низкие, пенсии – 1800-2000 рублей. Нуждающиеся получают гуманитарную помощь. Выживают огородами, земля здесь хорошая, все растет. Самые высокооплачиваемые – военные (зарплата 18000-25000 рублей), это хорошая зарплата для ЛНР. Армию здесь уважают. Наш друг казак Юрий Синенко вернулся к мирной жизни, снова взял в руки скорняцкие ножницы (в войну был в ополчении, командовал подразделением). Шьет шубки, меховые жилетки. Без заказов не сидит. Его жена Аня преподает в аграрном институте. К слову сказать, в институты вернулись, чтобы продолжить обучение, студенты из Украины.

Местные колбасы

Другой наш хороший знакомый Олег, напротив, закрыл свое кафе до лучших времен. В его семье пополнение, родилась дочь, назвали Екатериной в память о Екатеринбурге. Кафе занималась жена, а сейчас она сидит с ребенком. А сам Олег служит в полиции. Здесь стабильная зарплата. И вообще, мужское занятие. Но это жизнь в самом Луганске. Город мужественно держал оборону, враг в него не зашел.

Производство водки восстановили первым делом для борьбы с контрафактом. Цена за поллитра – 110 рублей

Там, где еще вчера была война

В отдаленных селах все по-другому. В них еще сохранились разрушения, восстановление продолжается. Здесь топтались украинские военные и наделали много бед. Мы побывали в Георгиевке. С нами была помощник депутата парламента ЛНР Галина. Мы посетили двух пожилых жительниц села. Подъехали к дому. Дом с улицы показался хорошим, добротным, но каким-то нежилым. Вышла пожилая хозяйка, представилась Ивановной, повела во двор. Показала маленькую низкую дверь, куда мы и зашли. Это помещение оказалось маленькой кухонькой. Здесь хозяйка и живет. Зато тепло. В самом доме лишь недавно вставили окна, он пострадал при обстрелах. Если бы только дом… Летом 2014 года на глазах Ивановны прямо на огороде погибли дочь и внук. С тех пор она постоянно плачет. Одна надежда – младший внук. Ему 20 лет, но он пока не может найти себя в новой жизни. Ивановна поблагодарила нас за привезенные продукты. А мы поехали дальше.

В разрушенном селе Георгиевка

Остановились у совсем скромного дома. К нам на встречу вышла Людмила. Она пенсионерка, но моложе Ивановны. Много лет проработала в районах Крайнего Севера. Документы остались на украинской стороне, оформить достойную пенсию она не может. Живет одна. Ее дом тоже крепко пострадал при обстрелах. Крышу подлатали совсем недавно. Так и жила, укрываясь пленкой. Забора вокруг дома нет – пустила на дрова. Людмила, также, как и Ивановна, ждет дальнейшего восстановления дома. Самой ей не справиться. Очень трудно, но держится.

Небольшие продуктовые наборы для нуждающихся

Посетили мы семью в поселке Александровка, это пригород Луганска. Здесь двое совсем маленьких детей и три женщины разных поколений: прабабушка, бабушка и мама малышей. Остро нуждаются в самом необходимом. Привезли им продукты и сладости. Вот так живет Республика.

«По ночам слышны залпы орудий»

Кто-то скажет, что ситуация стабилизировалась. Да, стабильно тяжело. А война, вот она, рядом. Линия соприкосновения совсем близко. По ночам слышны залпы орудий. В эти дни, которые мы провели в Луганске, украинская армия как раз сорвала минские договоренности и обстреляла несколько населенных пунктов Донбасса. Опять погибли люди.

У Ивановны на глазах погибли во дворе собственного дома дочь и старший внук

Наша либеральная тусовка любит порассуждать на тему, что Донбасс – это часть Украины, поэтому все действия украинской армии там оправданы. Пусть поедут и скажут это людям, которые уже третий год живут по законам военного времени. Хорошо, что Ивановна не читает фейсбук. Ей стало бы еще горче.

Эта война – огромная трагедия русского народа, его части, волею правителей, оказавшихся заграницей, в другом государстве. Они не пожелали повторить судьбу миллионов русских, бежавших из бывших республик Советского Союза. Они остались на своей земле. По сути, на наших глазах возникает новое русское государство. И эти люди, русские из русских, этого достойны. Пожелаем же им скорейшего мира.

P.S. Больше всего люди переживают, что Россия может их оставить один на один с людьми, которые захватили власть в Киеве. «Не бросит», – слышал люди от нас и немного успокаиваются.

Людмила ЖУРАВЛЕВА,

фото Елены КУКУШКИНОЙ

С представителями парламента ЛНР при осмотре дома

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: