Антисанитария, плохое качество вторсырья, много ручного труда: тюменские депутаты раскритиковали мусоросортировочный завод

Мусорная реформа продолжает оставаться животрепещущей темой. И тюменским парламентариям, которые считают, что задача властей – добиться снижения «мусорного тарифа», есть, что предложить. Они уверены, что региону уже сегодня необходимо думать о том, как автоматизировать мусоросортировку и повысить качество получаемого вторсырья на мусоросортировочном заводе в Тюмени, в противном случае, по их мнению, от строящихся в Ишиме и Тобольске аналогичных предприятий «толку не будет». Предложений у депутатов много – в числе таковых: автоматизация производства, перевод транспорта на газомоторное топливо, повышение качества производимого вторсырья. В числе пожеланий – отмена взимания платы за вывоз мусора с несовершеннолетних детей. Свои рекомендации в адрес регионального мусорного оператора и властей они озвучили на последнем заседании Тюменской областной думы.

Фото tobolka.ru

Как рассказала председатель комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной Думы Инна Лосева, в 2020 году в регионе планируется ввести мусоросортировочный завод в Тобольске мощностью 45 тысяч тонн отходов в год, мусоросортировочный завод в Ишимском районе мощностью 25 тысяч тонн отходов в год и мусороперегрузочную станцию в Ялуторовске мощностью 25 тысяч тонн отходов в год.

Она также напомнила, что 10 октября тюменские депутаты провели выездное заседания комитета областной думы по экономической политике и природопользованию «О создании объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых бытовых отходов в Тюменской области» непосредственно на тюменском мусоросортировочном заводе, где ознакомились с работой предприятия и дали свои рекомендации представителям регионального оператора – ООО «ТЭО».

Не все парламентарии сочли разговор, который состоялся в рамках этого выездного заседания комитета, исчерпанным. И на заседании думы очень нелестную оценку увиденному на заводе дала депутат от партии КПРФ Тамара Казанцева. Она также усомнилась в том, что предприятие предоставляет властям верные сведения об объемах реализации вторсырья.

«Я уже третий раз побывала на мусоросортировочном заводе в Тюмени. Картина там очень неприглядная. На сегодняшний день только 17% по весу отходов повторно перерабатывается. И то – сколько раз я там была – ни разу не видела машины под погрузку, которые бы вторичное сырье загружали, увозили бы куда-то на переработку – в тот же «Стеклотех», на какой-то картонный завод. Все лежит под навесом и вызывает сомнения, что вторсырье реализовано на миллионы рублей, – высказалась она. – Кроме того, основная масса отходов находится на полигоне, а полигон уже настолько поднят, что скоро будет походить на Воронинские горки, а может быть даже и на Уральские горы. Причем полигон облеплен тысячами птиц, которые, наверняка, являются разносчиками разных заболеваний. В приемном отделении мусоросортировочного завода – такая же картина: все стены – в помете птиц. Антисанитария. Толку от этого завода нет никакого. Поэтому нужно смотреть руководителям предприятия, как совершенствовать технологию, каким образом сделать так, чтобы не 17%, а по крайней мере 25-30% отходов было повторно использовано. На сегодняшний день еще большой вопрос, принимает ли «Стеклотех» стекло, которое приходит с этого завода, потому что оно грязное, толком не мытое, не сортированное. Так что если такие же заводы будут у нас в Тобольске и Ишиме, то хорошего ничего не будет. Надо анализировать и принимать меры».

Поднимался вопрос и о том, сколько заработал тюменский мусоросортировочный завод за год и позволит ли факт получения прибыли от реализации вторичного сырья, говорить о возможном снижении тарифа на вывоз мусора для населения.

Заместитель губернатора Тюменской области Лариса Теплоухова сообщила, что за минувший год компания-оператор – ООО «ТЭО» – реализовала вторсырья на 150 миллионов рублей. По ее словам, эти данные будут предоставлены регулятору, который учтет эту сумму при формировании тарифа для населения на 2020 год.

Скажем прямо, сумма выручки с учетом размеров региона и количества жителей не слишком велика, поэтому мечтать о перспективах существенного снижения тарифной ставки пока не приходится.

Так что сегодня главный вопрос – как повысить маржинальность деятельности мусоросортировочного завода, то есть снизить издержки и увеличить выручку? Мнением на этот счет поделился депутат от партии ЛДПР Глеб Трубин.

«Главное о чем говорят люди на личных встречах и приемах, касательно мусорной реформы, – это высокие тарифы на вывоз мусора. Тариф нужно снижать. Я об этом говорил на выездном заседании, задавал вопросы, но полученные ответы меня не удовлетворили. Создается впечатление, что руководство компании об этом не думает. Работает завод – и работает, деньги с населения – собираются, из бюджета поддержка получена: вроде как и думать о том, как улучшить работу, не нужно. Между тем, есть масса моментов, которые можно было бы подкорректировать, чтобы увеличить прибыль, – отметил он. – Во-первых, сейчас на заводе много ручного труда, между тем, уже во всем мире такого рода предприятия автоматизированы: роботы сортируют мусор, разделяют на фракции. Это повышает доходность. Кроме того, сырье, которое поступает на завод, сейчас недостаточно высокого качества – соответственно, и вторсырье из него получается низкого качества, которое продать по высокой цене невозможно. Здесь, мне кажется, можно учесть американский опыт разделения мусора населением на органический и неорганический. Всего два вида. Элементарное решение, но при этом качество мусора, поступающего на сортировку, резко возрастет. Третье – основные расходы предприятия идут на перевозку мусора, ГСМ. А цены на бензин – растут. Думаю, что переход возчиков на электродвигатели, газомоторное топливо помогло бы существенно снизить затраты предприятия и увеличить прибыльность. К сожалению, на сегодняшний день ни одно из этих предложений не стоит в повестке данной организации. Организация не видит, где и за счет чего можно снизить издержки. И в итоге – снизить тариф для населения».

Поддержал коллегу, отметив, что необходимо популяризировать идею раздельного сбора мусора, единорос Евгений Макаренко.

Представитель партии ЛДПР Михаил Селюков считает, что нужно тщательнее прорабатывать все нюансы еще до заключения концессионных соглашений, поскольку на сегодняшний день, по его словам, у властей, фактически, нет рычагов влияния на концессионера и стимулировать его бурную деятельность в области внедрения инноваций и повышения эффективности производства административным ресурсом, фактически, невозможно.

«Опять обсуждаем концессию и мусор. Сначала нам рассказывают, как будет хорошо и здорово, что концессионер все на себя возьмет, что все проблемы за нас, работников бюджетной сферы, решит, на деле выясняется, что все не так. Поводов для недовольства много. Сначала нам говорили, что в Тюменской области будут мусороперерабатывающие заводы, потом они оказались мусоросортировчными. В тарифе когда смотрели, учли 3 мусоросортировочных завода, сейчас работает всего один. В Тобольске и Ишиме обещали в этом году их ввести, но сейчас стало известно, что их в лучшем случае запустят в следующем году. Ровно было на бумаге, да забыли про овраги. А люди как платили по тарифу – так и платят. Самое большое недовольство вызывает не сама мусорная реформа, а промашки в формировании тарифа».

Дискуссии о том, что «хотели, как лучше, а получилось – как всегда» прекратил вице-губернатор Сергей Сарычев. Он попросил парламентариев «не передергивать факты», «не драматизировать» и постараться с доверием отнестись к работе концессионера. Дескать, предприятие предоставляет проверенную информацию, поскольку фальсификация отчетов и предоставление недостоверной информации – это подсудное дело… Сарычев напомнил, что мусорная реформа обсуждалась на десятках площадок во всех нюансах и когда сегодня депутаты начинают придираться и озвучивать неудовлетворенность, они напоминают ему «тещу из анекдота», которая «не знает, как надо, но не так». Предложил учесть опыт Европы и Японии, где процесс внедрения в практику цивилизованного сбора отходов занял по 7-10 лет.

«Нужно пройти этот путь. Постепенно. Даже вопрос раздельного сбора отходов быстро решить невозможно, на это требуется время. Может быть, и мы придем к раздельному сбору. Но нам нужно, в первую очередь, спросить у населения, как им будет удобнее собирать отходы и найдут ли они у себя на кухне место для 5-6 разных пакетов для сбора разных видов мусора. Мы должны думать в первую очередь о земляках – им это будет удобно или это будет удобно мусоросортировочному заводу? Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Может быть и мы придем к раздельному сбору мусора, хотя бы 2-3 вида будем отсортировывать на этапе сбора. Но это кропотливая работа. Она не решается в течение даже одного года. Не надо придумывать и сочинять. Да, где-то есть проблемы, но мы в них уже досконально разобрались и можем их конструктивно решать. И в Тобольске – завод будет, и в Ишиме – будет, давайте не будем утрировать и придумывать то, чего нет на самом деле».

Он также напомнил, что с появлением регионального оператора улучшилась ситуация с несанкционированными свалками. По его словам, объемы мусора, поступающего на полигон возросли примерно в 1,8 раза. Раньше часть его вывозилась недобросовестными возчиками и сбрасывалась на обочинах, в лесополосе и на пустырях. В результате в регионе сформировалось более 1000 несанкционированных свалок, на ликвидацию которых требуется порядка миллиарда рублей. Сергей Сарычев уверен, что появление регионального оператора по вывозу мусора позволит прекратить образование несанкционированных свалок.
Кроме того, вице-губернатор считает, что вопросы, связанные с «мусорной реформой» уже потеряли свою остроту для населения. Если в январе-феврале текущего года эти вопросы входили в ТОП-3 самых популярных из числа поступающих в органы государственной власти, то сегодня жалоб на эту тему от населения поступает мало и «мусорная реформа» по внутреннему рейтингу тюменских органов государственной власти уже не входит даже в ТОП-25 самых актуальных для населения тем…

Не вполне понятно, почему Сергей Сарычев не поддержал конструктивные предложения депутатов – в части перехода транспорта “ТЭО” на более экономичное газомоторное топливо или активное внедрение технологий, позволяющих повысить качество производимого вторсырья. В конце концов, даже предоставляя «время на раскачку», нужно обозначать внятные цели и задачи. При отсутствии конкретных ориентиров вряд ли следует рассчитывать на прогнозируемые результаты.

PARK72.RU

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: