АО “УСТЭК”, являясь коммерческой организацией и единственным монополистом на тюменском рынке,  нацелена только на извлечение прибыли

Квитанции за декабрь уже прошедшего 2022 года – за воду, тепло и свет – вызвали возмущение тюменцев: стоимость коммунальных услуг с 1 декабря выросла сразу на 9%. Такое сильное подорожание власти объяснили инфляцией. По словам чиновников, фактически экономические обоснованные тарифы «существенно выше», а сейчас горожане платят по льготным тарифам, даже с учётом повышения цен. Об этом заявил замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин, который на своём посту как раз курирует сферу ЖКХ.

Губернатор Тюменской области Александр Моор со своим заместителем Вячеславом Вахриным, который курирует сферу ЖКХ в регионе

Напомним, предыдущее повышение коммунальных услуг произошло 1 июля того же самого, 2022 года. Тогда вода и тепло подорожали на рекордные 14,9%. Губернатор Тюменской области Александр Моор преподнёс тюменцам эту “добрую весть” необходимостью индексации для модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Тем не менее, жители региона остались недовольны повышением коммуналки.

Цифры в платёжках за декабрь оказались в два раза выше, чем в прошлом месяце. Причём, главным источником затрат стала строка за отопление. Возникли извечные на Руси резонные вопросы: кто виноват и что делать. Корреспондент PARK72.RU попытался разобраться в причинах столь резкого повышения платы за коммуналку.

Начнём издалека. Летом 2016 года в Тюмени с большим скрипом и скандалами была принята единая схема теплоснабжения областной столицы. Тогда в схватке за право поставлять тепло в тюменские дома сошлись две компании: финский «Фортум» и «СУЭНКО». Стоит отметить, что городу реализация этого стратегического документа обошлась в астрономическую сумму – более 11 млрд бюджетных рублей. Тогда же чиновники поспешили всех успокоить и пообещали, что резкого повышения тарифов для населения не будет.

Единая схема теплоснабжения г. Тюмени установила параметры качества тепловой энергии (температуру и давление), поставляемой ресурсоснабжающей организацией. Необходимость установления параметров качества в точке поставки многоквартирных домов в единой схеме теплоснабжения Тюмени явилось следствием требования гражданского законодательства РФ, в частности статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано в части второй приведенной статьи Гражданского кодекса РФ, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

АО «УСТЭК» является единой теплоснабжающей организацией Тюмени с 1 января 2018 года и по настоящее время. Как следует из открытых данных налогового органа – единственным акционером АО «УСТЭК» является УСТЭК ХОЛДИНГ Б.В. (страна происхождения Нидерланды).

До этого единой теплоснабжающей организацией гТюмени в 2017 году было АО «УТСК» (руководитель обоих ресурсоснабжающих организацией – Александр Перекальский). Ранее поставку тепловой энергии потребителям города Тюмени осуществляло АО «СУЭНКО» (руководитель которой – Марат Царгасов – также до ноября 2021 года являлся руководителем АО «УСТЭК»).

Однако каждая из указанных ресурсоснабжающих организаций (АО «СУЭНКО», АО «УТСК», АО «УСТЭК») поставляли потребителям города Тюмени тепловую энергию и теплоноситель ненадлежащего качества.

Поясним читателям… Поставка тепловой энергии осуществляется в соответствии с утвержденным температурным графиком (режимной картой), который определяет температуру тепловой энергии и теплоносителя в точке поставки. Применительно к многоквартирному дому – точкой поставки является либо стена многоквартирного дома, либо общедомовой прибор учета тепловой энергии. В точке поставки заканчивается ответственность теплоснабжающей организации и возникает ответственность управляющей организации перед потребителями за качество теплоснабжения внутри отдельных помещений в МКД.

Очевидно, что в случае передачи в точке поставки теплоносителя ненадлежащего качества (температура ниже предусмотренной температурным графиком), управляющая организация будет не в состоянии предоставить качественную услугу потребителям, поскольку температура в точке поставки напрямую влияет на температуру в батареях квартир.

С целью экономии расходов (читай – увеличение прибыли) теплоснабжающих организаций, поставка тепловой энергии осуществлялась с существенным отступлением от графика (режимных карт) – поставлялся более холодный теплоноситель, тем самым теплоснабжающие организации снижали затраты на производство качественного теплоносителя.

Но ведь тариф за тепловую энергию устанавливается за качественный товар. Жители города Тюмени вправе требовать поставку качественного товара (тепловой энергии и теплоносителя), за которые ими были уплачены заработанные собственным трудом деньги.

Несколько управляющих организаций города Тюмени установили факты поставки некачественного теплоносителя в находящиеся в их управлении многоквартирные дома и через суд доказали (в том числе путем проведения судебных экспертиз) необходимость снижения платы жителям города Тюмени за некачественную поставленную тепловую энергию. Однако теплоснабжающие организации (АО «СУЭНКО», АО «УТСК», АО «УСТЭК») даже мысли не допускают, что они расстанутся с полученными деньгами жителей города Тюмени, деньгами, которые они уже поделили в качестве прибыли.

Любые попытки заставить теплоснабжающие организации вернуть деньги потребителям за некачественный товар (сделать перерасчет платы за отопление) наталкиваются на мощное лобби ресурсников, которые всё блокирует. А ведь в нашем случае АО «УСТЭК» поставляет тепло на весь город… Можно только представить, сколько переплачивают муниципальные объекты: школы, больницы, детские сады, поликлиники, различные административные здания. Для бюджета совсем нелишними были бы те средства, на которые по закону полагается перерасчёт. Тем более в такое трудное для нашей страны время.

Как удалось узнать корреспонденту PARK72.RU, из информации на сайте Администрации города Тюмени обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения города разрабатывались “плечом к плечу” с участием АО “УСТЭК”. Получается, вместо того, чтобы контролировать ресурсоснабжающую организацию, они слушаются её указаний? Ведь согласно этой схеме, утверждённой на 2019-2040 годы, тюменцам будет диктовать свою волю АО “УСТЭК”, переложив сложные взаимоотношения горожан по своим коммунальным платежам на управляющие компании. Зона ответственности теплоснабжающей организации за качество поставляемой энергии заканчивается на границе общего имущества в многоквартирном доме и границе внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Так что, уважаемые тюменцы мы будем “десять шкур” с вас драть за поставляемую энергию, а уж вы разбирайтесь сами с вашими управляющими компаниями. В конце концов, вы сами их выбирали  – куда вы смотрели? Да и в любой момент можете их заменить другими.

Подытоживая, хочется особо отметить, что занимая доминирующее положение на тюменском рынке, АО “УСТЭК” используют весь свой мощнейший ресурс для достижения одной-единственной цели: получить как можно больше прибыли. Куда же смотрят органы, которые должны осуществлять прокурорский надзор?  Согласно даваемой присяге, вступая в должность, они должны стоять на страже защиты населения. Куда смотрит власть? Городская, региональная, окружная… У всех их прекрасные взаимоотношения, заметим, не только рабочие. А там, где начинается сращивание сотрудников прокуратуры с местными элитами,  заканчивается эффективный прокурорский надзор.

PARK72.RU