Нет худа без добра, но и нет добра без худа. Без сомнения, коммунальные власти преследовали цели исключительно благие, начав поливать жидкими реагентами дороги, а за ними тротуары, аллеи в парках, дорожки.
Борьба с обледенением это вам, знаете ли, не хухры-мухры, это дело серьёзное. Сколько жизней спасли, сколько косточек сохранили. Поэтому граждане могут гулять сегодня спокойно, ничего не опасаясь. Только вот почему-то гулять не хочется.
Улицы – бог с ними! – их перешёл на светофоре под чавкающий хруст, пошире расставляя ноги, чтобы не замарать штаны, а там дело машинное – таскать по городу мешанину из снега на днищах и подкрылках. Но тротуары! По ним идти, с опаской обходя лужицы непонятной жидкости, обреченно топча снежную няшу, – одно мучение. И не столько тяжело, сколь неприятно – для души нерадостно. А ходьба, тем более, гуляние – события эмоциональные, наполняющие жизнь светлыми чувствами.
Беда ещё в том, что вся эта химия не замерзает в самые лютые морозы. Выйдешь на улицу, день чудесный, как говаривал А.С. Пушкин, но зрелище серых тротуаров угнетает. И желание прогуляться пешочком пропадает, особенно после того, как пройдешь первые сто метров, вымажешь ботинки и штаны непонятно в чём.

ул. Фабричная – как видите, авто припаркованы прямо на тротуаре, оставшаяся часть для пешеходов – сплошь под толстой коркой льда
Но куда печальней дела у автомобилистов. Не считая того, что автомобиль гибнет под воздействием реагентов, что его нужно постоянно мыть, а если не мыть, то ездить по уши в грязи, сам владелец транспортного средства выглядит порой нисколько не лучше своей машины: выбираясь из салона, практически невозможно не испачкаться в грязи о пороги и дверки. Особенно, если владелец грузноват и неповоротлив. То же самое происходит, когда садишь в кресло или вытаскиваешь из него ребёнка, когда достаёшь сумки и пакеты из багажника.
Кроме того что обувь наша облеплена мешаниной из снега и реагентов, она разрушается, соприкасаясь с этой смесью. Если подсчитать общий ущерб, нанесённый жителям хотя бы нашего города, цифра будет весьма впечатляющей.
А если сюда присовокупить усилия технических работников, вынужденных в поликлиниках, магазинах и прочих присутственных местах без передышки собирать жидкую грязь, которую заносят в помещения на своей обуви посетители, то цифра эта увеличится значительно.
В добрые старые времена этого не было. В Тюмени, славящейся своими грязями, зима была тем временем года, когда житель города чувствовал себя в относительной чистой среде. По крайней мере, не было необходимости каждый день мыть обувь и чистить от грязи штаны. Детей возили в детские сады на санках. В общем, зима была настоящей зимой.

А здесь, у Драмтеатра (ул. Республики), слава богу, не насыпаны реагенты – вот каким должен быть тротуар зимой!
Всё лучшее приходит к нам, как обычно с Запада. Обработка противогололёдными составами улиц перед сильными снегопадами используется как основной метод в Европе и Северной Америке. Это позволяет предотвратить прилипание снега и льда к дорожному покрытию. В результате накат и ледяная корка не образуются, и все осадки можно убрать снегоуборочной техникой.
Но для этого важен один момент: надо вовремя успеть разлить реагенты – перед снегопадом, а не после, как часто делается у нас. У нас коммунальщики вынуждены не просто разрыхлять накат, а буквально «плавить» его с помощью химии. Отсюда и её избыток на дорогах.
Но дороги в Тюмени не так и плохи. По крайней мере, главные магистрали. И разговор-то наш начат не о дорогах: аварии там бывают страшные, и применение противогололёдных реагентов вполне оправдано.
Но зачем так усердно поливать химией тротуары, дорожки и даже аллеи в парках? Коммунальщики наши, как всегда, впереди планеты всей. Лозунг «Догнать и перегнать», оказывается, ещё не забыт. А то, что на дворе – кризис и неплохо бы реагенты экономить, они об этом и не вспоминают. Есть возможность заработать – почему не заработать?
И потому, не знаю, как весь город, но микрорайоны Восточного округа выглядят так, что, оглядевшись вокруг, язык не поворачивается сказать: «Красавица-зима…» Снег вымазан грязью не только на тротуарах, но и там, где реагент не разливали – везде, где ступала нога человека.
Но реагенты воздействуют не только на металл и резину машин, обувь горожан, но и на растения, которые появятся весной. К тому же «химия», обильно разлитая зимой, как только наступит тепло, начнёт своё путешествие вместе с водой по окрестностям города и там будет отравлять среду.
«Всё это плата за жизнь в мегаполисе, – написано в статье «Правда о реагенте». – Если не хотите, чтоб у вас от солей ржавела машина и портилась обувь, поезжайте в деревню…»
И ещё там есть слова: «А в городе проезжая часть должна быть чистая, иначе нас захлестнёт волна страшных аварий». Выходит, речь вообще не идёт о дорожках, тротуарах и аллеях?
Хотелось бы, чтоб и в Тюмени речь о них не шла. И дело даже не в эстетике: на аллее в сквере Депутатов лёд так и не растворился весь, и ступать на него также опасно. А лужи стоят и пугают прохожих своей сюрреальностью.
Было бы куда проще, если бы лёд просто присыпало снежком, и его притоптали прохожие – тогда бы точно не было скользко. В любом случае, зима должна быть похожа на зиму.
Было бы проще, если бы тротуары убирались – дворниками ли, техникой ли, тогда бы и не было необходимости заливать их реагентами и устраивать из города одну сплошную лужу из снежного месива, а сэкономленные препараты использовать по назначению – для дорог, тем более что на покупку их идёт миллионы рублей.
Виктор ЗАХАРЧЕНКО,
фото: PARK72.ru (все фото сделаны вчера, 11 февраля)
комментарии из соцсетей:

Какой там гулять!


Читала-читала и до конца пыталась угадать автора. И – опа, Виктор Захаченко! Неожиданно. Пишите чаще! Интересно, доходчиво, наглядно.
он у нас и про воздух хорошо написал: http://park72.ru/?p=54896
распил на закупке реагентов -более централизован! чем на массе уборщиков улиц.
инновация о которой недавно упомянул губернатор в чтениях имени себя -свершилась!
правда есть другие, но местным чинушам зачем?
Даже не знаю, что выбрать из двух зол: химию или голодёд…
хотела написать – гололёд ;-))