О том, почему у некоторых тюменцев заметно выросли суммы за тепло, и как будут ремонтироваться тепловые сети этим летом, рассказал директор «Тепло Тюмени» – филиал ПАО «СУЭНКО» Марат Царгасов.
По его словам, для эффективного распоряжения средствами ремонтного фонда, финансирование из областного бюджета заложено в тариф на отопление, с последующим субсидированием под контролем органов власти. Субсидирование распространяется только на физических лиц, организации оплачивают услугу отопления полностью.
На сегодняшний день состояние теплосетей неудовлетворительное, и для его кардинального улучшения потребуется несколько лет. Около 90 процентов сетей построено с нарушением технологии: трубы проложены не на нормативной глубине, не в канале, без изоляции. «Зимой случается до 30 инцидентов за сутки, в год происходит более 4 тысяч технологических нарушений – это неприлично много, – отметил Марат Царгасов. – Граждане недовольны, что мы все время копаем. За несколько лет мы переложили почти сотню километров труб, а всего в городе 600 км теплосетей. Необходимы несколько лет усиленного ремонта для снижения текущей аварийности». Этим летом в планах «Тепло Тюмени» отремонтировать около 21 км теплосетей.
Проблема в том, что с одной стороны, живем в условиях рыночной экономики — но при этом сфера ЖКХ осталась в социалистическом прошлом. Здесь нет ни рынка, который вытолкнул бы неэффективные УК – ни СССР, когда за подобные махинации сажали. Получился вакуум. Пока законодательно не будет утвержден четкий механизм ответственности исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями, то значимых изменений в данном направлении и не стоит ожидать.
Большой проблемой городского теплоснабжения остается сектор частной застройки. На эти районы Тюмени приходится всего лишь 1 процент потребления тепла — но 20 — 30 процентов всех городских порывов, которые случаются десятками раз в одном и том же месте. По словам директора «Тепло Тюмени», сети в данных районах прокладывались силами собственников и не всегда в соответствии с проектными решениями, кроме того здесь расположена большая часть бесхозяйных сетей, проходящих по частным территориям и на сегодняшний день там наблюдается высокий износ сетей.
Обеспечивать централизованное отопление в индивидуальных домах невыгодно: затраты на обслуживание и устранение аварий точно такие же, как в многоквартирных домах. Но здесь еще и своя специфика. «Сложно работать, потому что сети располагаются на частной территории, а жильцы нас не пускают, – говорит Марат Царгасов. – При этом приборы учета ставить они не обязаны, платят по тарифу, а по факту отапливают дом, баню, гараж и прочие постройки. Считаю, что частный сектор необходимо переводить на индивидуальное отопление. В этом существует выгода и для самих потребителей, они смогут реализовать мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, появится возможность регулировки оборудования и потребители смогут экономить».
Аварии в частном секторе и старом жилом фонде, наверное, никого не удивляют. Но почему порывы случаются в новостройках на свежепроложенных сетях? «В связи с тем, что при строительстве многоквартирных домов и зданий тепловые сети для строительных фирм – это по сути побочный продукт, дальнейшая эксплуатация которого ляжет на плечи ресурсоснабжающей организации, много внимания им не уделяется – говорит Царгасов. – Практика показывает, коммуникации должны прокладываться только профильными компаниями, которым предстоит дальнейшее обслуживание сетей, это стимулирует их к качественному выполнению работ».
В росте тарифов виноваты управляющие компании
Несмотря на то, что сверхнормативный рост тарифов субсидируется из областного бюджета, у некоторых тюменцев счета за тепло существенно выросли. Марат Царгасов пояснил, что причина — в халатности управляющих компаний, которые не направляют в «Тепло Тюмени» реестр субсидий для уменьшения счета за тепло на размер бюджетной компенсации. «Есть десятки компаний, которые не подают реестр, – добавил Царгасов. – Они копят долг, в том числе, на субсидии – но по какой-то причине их не сдают».
Большинство управляющих компаний работает со старым проблемным жилым фондом. Но даже за такие дома бьются: от одного дома недобросовестных управляющих оттащат — они в другой вгрызаются. Для меня непонятно, какая там может быть выгода при честной работе.
По словам директора «Тепло Тюмени», часть управляющих компаний вообще не собираются подавать реестр на субсидию и начисляют жильцам полный тариф. В домах, где резко выросла оплата за тепло, применяется именно такая противозаконная схема. А жители молчат и не пытаются защищать свои права.
В арсенале управляющих компаний есть еще эффективные способы мошенничества. Например, часть из них работают по договору с ТРИЦ, в который жители перечисляют коммунальные и жилищные платежи. А некоторые управляющие компании категорически не желают делегировать ТРИЦ функцию сбора денег, и делают это сами. После получения денег они платят только за свет и газ, чтобы жильцам их не отключили — а неуплата за тепло ничем не грозит, потому что его отключить невозможно. «Делаю сверку: УК нам должна за тепло три миллиона – а жильцы ей должны один миллион, – приводит пример Царгасов. – Получается, два миллиона управляющая компания присвоила – и таких УК десятки».
Нет возможности отключить тепло не только злостным неплательщикам — с исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими неэффективную работу по сбору денежных средств с потребителей, тоже ничего не поделать. Даже крупные УК с репутацией «надежных» должны за теплоснабжение десятки миллионов рублей, и эти долги продолжают накапливаться. «У меня на миллионы рублей неоплаченных судебных актов, – говорит Марат Царгасов. – Даже если компанию признают банкротом — те же самые руководящие лица создают новую компанию и берут тот же самый дом, а долги при этом уже достаточно проблематично взыскать с потребителей. На банкротстве мы теряем миллионы рублей. Мы сталкивались с множеством примеров, когда у одного и того же владельца, после процедуры банкротства одной, открываются и вторые и третьи управляющие компании».
Директор компании «Тепло Тюмени» сообщил, что, возможно, к концу года будут приняты поправки в Жилищный кодекс, устанавливающие прямые отношения поставщиков услуг с потребителем.
Оксана ИСАЕВА,
фото автора