Тюменку Светлану Софьину, которая путем мошенничества отобрала квартиру у 64-летнего пенсионера Константина Севастьянова, осудили. Суд приговорил ее к 5 годам лишения свободы. Ее дочь – Яна Ананькина – в сговоре с которой было совершено преступление, объявлена в розыск. Впрочем, об окончательной победе пенсионера в этой битве за справедливость говорить рано. Квартира, которая была объектом мошеннических действий, формально, остается собственностью жительницы Туманного Альбиона Яны Ананькиной и ее детей. Судом наложен арест на недвижимость и никаких действий с ней «хозяйка», которая скрывается от следствия, произвести не может. Чтобы вернуть право собственности, пенсионеру придется вновь обращаться в суд.
Об этой истории на страницах PARK72.RU мы сообщали в конце 2018 года, когда к нам обратилась сестра обманутого пенсионера Галина Севастьянова, которая тогда уже почти отчаялась добиться правосудия. Вскоре после выхода этой публикации в свет расследование уголовного дела сдвинулось с “мертвой точки”.
Напомним, пострадавший – инвалид первой группы, Константин Севастьянов. Без жилья и денег его оставила бывшая возлюбленная Светлана Софьина, с которой он познакомился около 10 лет назад. Она уговорила мужчину продать его единственную 2-комнатную квартиру за 4,2 миллиона рублей. Покупательницей выступила ее дочь Яна Ананькина, которая живет в Англии и имеет двоих несовершеннолетних детей. Часть средств она собиралась погасить материнским капиталом, а остальное – по легенде – должен был «потом» выплатить ее богатый супруг – английский банкир. О том, что сумма сделки при регистрации договора купли-продажи уменьшена в 10 раз, а недоплаченные 3 с лишним миллиона рублей переводить ему не собираются, а ранее перечисленные деньги – уже сняты без его ведома с его счета Константин Викторович узнал случайно, после инсульта, спустя два года после заключения сделки. К тому моменту права собственности его уже лишили.
Разоблачила обман сестра пострадавшего Галина Викторовна, которая приехала присмотреть за братом и матерью. Она нашла в квартире брата договоры купли-продажи квартиры с разными суммами: на 4,2 млн рублей и на 429 408 тысяч рублей. Вскоре выяснилось, что в регистрационной палате был зарегистрирован договор на меньшую сумму.
Осложняло ситуацию то обстоятельство, что трехлетний срок исковой давности истек. Софьина пыталась выселить осуществляющих уход за бывшим хозяином – его сестру и маму – из квартиры и суд встал на ее сторону…
Материнский капитал, переведенный в рамках сделки, Софьина перевела с карты Константина Севастьянова без его ведома на свой счет.
После обращения Севастьяновых в полицию и прокуратуру уголовное дело по данному факту было возбуждено, но фигуранткам– Софьиной и Ананькиной – долго не предъявляли обвинений.
Адвокату Севастьянова неоднократно приходилось через суд требовать ареста спорной квартиры. В противном случае «новоиспеченная хозяйка», наверняка, поспешила бы продать ее вместе с проживающими там и жаждущими справедливости жильцами.
Дело наконец-то дошло до суда.
В конце марта 2019 года его рассмотрели в Центральном районном суде города Тюмени.
В судебном заседании гражданка Софьина заявила, что целью ее посягательств был материнский капитал дочери, который она хотела похитить по столь изощренной схеме. В мошенничестве с недвижимостью Севастьянова она так и не созналась. Отрицала и причастность дочери. Но суд, изучив материалы дела, собранные следователями доказательства, пришел к выводу, что Софьина и Ананькина действовали по предварительному сговору и без активного участия каждой из них осуществить аферу они не смогли бы.
Уголовное дело в отношении Яны Ананькиной выделено в отдельное производство. Она объявлена в розыск и обвинение ей будет предъявлено, как только будет установлено ее местонахождение.
Что касается ее матери – Светланы Софьиной, то суд признал женщину виной в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное группой лиц по предварительному сговору, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение) и ч.3 п. «В» ст. 158 УК РФ (кража, тайное хищение чужого имущества, совершенная в крупном размере) и назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Она была взята под стражу в зале суда.
Интересно, что Софьина пыталась и в суде «переиграть» ситуацию – заявила, что вернет деньги («материнский капитал») в Пенсионный фонд, словно забыв о том, что она украла их в карты Севастьянова. Но суд постановил вернуть эти средства потерпевшему. Пытаться вернуть эту сумму в Пенсионный фонд, по-видимому, они будут на следующем этапе этапа спора.
Пенсионер также настаивал на компенсации нанесенного ему морального вреда в размере 500 тысяч рублей, но суд отказал в удовлетворении этого требования, сославшись на то, что «по такой категории дел моральный вред не взыскивается».
«Мы рады, что нам удалось добиться справедливости. И, конечно, не ожидали, что суд вынесет решение, связанное с лишением свободы, – прокомментировала корреспонденту PARK72.RU сестра пострадавшего Галина Викторовна. – Надеемся, что право собственности вскоре удастся вернуть моему брату».
Права Константина Севастьянова помогает защитить адвокат Светлана Ткаченко.
«Дело было очень непростым. Да и сама ситуация нестандартная. В целом, суд счел выводы следствия в части квалификации убедительными, – прокомментировала она. – Думаю, нас ждут еще встречи с фигуранткой дела в апелляционной инстанции. Мы не будем дожидаться, когда следственные органы разыщут вторую участницу мошеннической схемы и предъявят ей обвинение, инициируем гражданское судопроизводство по восстановлению права собственности потерпевшего сразу после вступления приговора суда в законную силу».
Стоит отметить, что в качестве свидетелей во время слушания данного уголовного дела выступали не только знакомые пострадавшего, но и представители Росреестра. Они заявили, что никаких нарушений со стороны сотрудников ведомства допущено не было.
Вот так отражена позиция управления Росреестра Тюменской области в решении суда:
При этом потерпевший Севастьянов заявляет, что приходил в регистрационную палату лишь один раз, в то время как документы, судя по отчетности, подавались два дня под ряд – сначала по стоимости 4,2 млн рублей, затем – по меньшей сумме. Десятикратное снижение стоимости квартиры никого из представителей ведомства не смутило, а сами документы были «переделаны» с таким мастерством, что наталкивает на мысли о том, что без консультации людей, хорошо знакомых с регламентом работы регистраторов, не обошлось.
Сделка по продаже двухкомнатной квартиры по цене материнского капитала была проведена за спиной собственника. Суд признал ее незаконной и мошеннической. Собственник будет восстановлен в правах. После длительной работы следователей, юристов, судов…
Всего этого можно было бы избежать, если бы на этапе регистрации столь удивительной сделки проявили элементарную бдительность сотрудники Росреестра и Пенсионного фонда, согласившиеся направить на эти цели средства материнского капитала. Но те предпочли не вмешиваться, не интересоваться, не задавать лишних вопросов, не вникать в детали, не задумываться – и стали пешками в мошеннической схеме, не нарушив при этом своих служебных регламентов.
Возможно, эта история вдохновит чиновников, разрабатывающих регламенты работы госслужащих в упомянутых структурах, на пересмотр установленных стандартов, – и они хотя бы предусмотрят дополнительный анализ сделок, которые заключаются на нерыночных условиях, а также обязательное нотариальное удостоверение сделок, связанных с продажей единственного жилья одинокими пенсионерами, и запретят вносить в документы купли-продажи недвижимости какие бы то ни было изменения без их предварительного нотариального подтверждения каждой из сторон сделки.
PARK72.RU