В Тюмени мошенницу осудили, но право собственности пенсионеру на украденную у него квартиру так и не вернули

Мало осудить преступника. Права пострадавшей стороны должны быть восстановлены, а ущерб – возмещен. Только в этом случае можно говорить о том, что правосудие свершилось. С этим не все гладко. В Тюмени, например, до сих пор не восстановлено право собственности на квартиру 65-летнего пенсионера-инвалида Константина Севастьянова. Хотя мошенницу, которая в тандеме со своей дочерью обманом отобрала его квартиру, осудили еще в апреле 2019 года к 5 годам лишения свободы по ст. 159 (мошенничество) и 158 (кража) УК РФ… Как вы помните, до того, как к расследованию обстоятельств этой истории подключилась полиция, стороны пытались решить спор в гражданском порядке. И тогда, в 2018 году, суд поддержал мошенниц, которые требовали выселить из квартиры мать и сестру инвалида, осуществляющих за ним уход. В 2019-м – ситуация изменилась: следователями факт мошенничества был доказан, а суд – вынес в отношении Светланы Софьиной соответствующий приговор, а ее дочь Яна Ананькина как соучастница была объявлена в розыск. Тем не менее, до сих пор право собственности на квартиру Севастьянову не вернули. А из службы судебных приставов пострадавшей стороне продолжают приходить «весточки» с напоминанием о том, что мать и сестра пенсионера должны выселиться из квартиры в рамках исполнения решения суда, вынесенного годом ранее в интересах тогда еще не осужденной за мошенничество гражданки Софьиной и ее дочери…

Константин Севастьянов со Светланой Софьиной, которая вместе с дочерью обманным путем присвоили его квартиру

Обещали в августе, подали – в ноябре

Сразу после того, как Софьину осудили за мошенничество, адвокат Севастьянова и его сестра направили обращение в прокуратуру.

Они попросили, чтобы прокуратура выступила в защиту интересов пенсионера, инициировав судебный процесс по признанию сделки купли-продажи квартиры Севастьянова незаконной.

В августе 2019 года из прокуратуры пришло письмо, в котором сообщалось, что прокурор Центрального административного округа Тюмени направил в суд исковое заявление в интересах Севастьянова о признании упомянутой сделки купли-продажи незаконной.

Севастьяновы начали ждать, когда назначат заседание и их вызовут для участия в процессе.

В сентябре Галина Викторовна заподозрила неладное. Направилась в Калининский районный суд выяснить, когда будет рассматриваться дело…

Но в суде ей сказали, что исковое заявление в интересах Севастьянова прокуратурой не подавалось…

Галина Севастьянова с братом Константином

«Зачем было сообщать о том, что иск уже подан, в августе, если и в сентябре – октябре это сделано не было? – Негодует Галина Викторовна Севастьянова, сестра пострадавшего пенсионера. – Знаете, мы все – пенсионеры. И здоровье уже не то. Брат у меня – инвалид, мама – тоже. Я бьюсь из последних сил. Здесь каждый день можно сказать не счету. Зачем затягивают процесс, я не знаю. Опасаюсь, что у Светланы Софьиной, которая сейчас осуждена за мошеннические действия с квартирой моего брата, есть какие-то покровители, которые делают все возможное, чтобы затянуть процесс рассмотрения вопроса лишения ее права собственности».

Прокуратура иск в интересах Севастьянова все-таки подала, но после неоднократных напоминаний и жалоб. Это произошло в ноябре 2019 года.

На личный прием к прокурору области не записали

Пытаясь прояснить ситуацию, Галина Викторовна решила записаться на личный прием к назначенному в октябре новому прокурору Тюменской области Владиславу Московских. Но не тут-то было: на обращение с просьбой о личном приеме ей из прокуратуры пришлось письмо, в котором советник прокурора объяснила ей, что «оснований для личного приема прокурором области нет».

Дескать, прокурор принимает «простых смертных» только в том случае, если к нему идут с жалобами на действия его подчиненных. Причем мало быть просто недовольным действиями кого-то из сотрудников прокуратуры, нужно еще потратить время на решение вопроса посредством «нижестоящего начальства». И уж если «нижестоящее начальство» не справится, тогда уже можно будет проситься на личный прием к прокурору области.

«Сколько порогов-то нужно обить, чтобы попасть на прием к прокурору области. Мне кажется, что он должен быть более доступным для простых граждан», – резюмирует Галина Севастьянова.

Под угрозой выселения

Задержка с защитой прав Севастьянова, недостоверная информация о якобы поданном еще в сентябре иске, проблемы с записью на прием к прокурору области – это не полный перечень обстоятельств, которые вызвали недовольство у Севастьяновых.

Очередным поводом для обращения в прокуратуру стало полученное осенью письмо из службы судебных приставов с напоминанием о том, что Севастьяновы должны исполнить решение суда годовой давности, которое было вынесено в интересах тогда еще не осужденной за мошенничество Софьиной, и выселиться из квартиры.

Константин Севастьянов с матерью

Представляете всю гамму эмоций, которую испытали потерпевшие после получения такой депеши? Мошенница – сидит, а квартиру, за махинации с которой она была осуждена, служба судебных приставов пытается «зачистить» от родственников законного владельца…

«Письмо из службы судебных приставов по поводу того, что мать и сестра Константина Севастьянова должны выселиться из квартиры в рамках исполнения решения суда, вынесенного в прошлом году, мы нашли в нашем почтовом ящике этой осенью, – рассказала Галина Севастьянова. – Стали разбираться. В службе судебных приставов сказали, что письмо – «старое», кто и почему нам его подбросил, не знают. Естественно, я обратилась в прокуратуру, но оттуда мне пришел весьма странный ответ. По сути, нам официально заявили, что поскольку прошлогоднее решение суда не отменено, у службы судебных приставов есть все основания для нашего выселения, несмотря на то, что впоследствии факт мошеннического завладения этой квартирой был доказан, на действия с квартирой судом был наложен запрет, а Софьина – направлена в колонию для отбывания наказания».

По сути, прокуратура заявила, что выселение матери и сестры инвалида по требованию мошенницы на сегодняшний день законно.

По словам Галины Севастьяновой, ей посоветовали каждые две недели направлять в службу судебных приставов письмо с просьбой отсрочить исполнение данного решения суда в связи с тем, что судебная тяжба по данной квартире продолжается.

Получается, что даже после того, как мошенницу посадили, пострадавшего пенсионера система правосудия продолжает держать в стрессе. Ведь если прошлогоднее решение суда будет исполнено, его жизнь будет под угрозой: он не может обходиться в быту без посторонней помощи.

Без мошенницы дело не рассматривают

Первое заседание суда по иску, поданному прокуратурой в интересах пенсионера Константина Севастьянова о признании сделки с его квартирой незаконной, было назначено на 9 декабря.

Гражданка Софьина, осужденная за мошеннические действия с данной квартирой, отбывает наказание в Тобольской женской колонии. В ноябре она направила обращение в суд, заявив, что желает принять участие в процессе посредством видеоконференцсвязи. Ее ходатайство было удовлетворено.

Но 9 декабря, когда из зала суда наладили видеосвязь с тобольской колонией, выяснилось, что Софьиной нет. Оказалось, что она в ноябре она легла в больницу и сейчас находится в больнице УФСИН в Тюмени. А поскольку адвокат Софьиной в суд тоже не явился, судья приняла решение перенести заседание на 18 декабря.

«Мы направили запрос в УФСИН. С просьбой сообщить о состоянии здоровья осужденной: хотим понять, что стало причиной для ее госпитализации. И не является ли вся эта ситуация с болезнью симуляцией, – рассказывает Галина Викторовна. – Дело в том, что у нее установлен кардиостимулятор и, насколько нам известно, она умеет воздействовать на него, вызывая при этом определенные симптомы. «Как бы случайно» она ложилась в больницу и в ходе следствия, затягивая тем самым ход расследования. Кроме того, в тюменской больнице системы исполнения наказания есть возможность осуществления видеоконференцсвязи. Мы хотим выяснить, почему не было обеспечено участие осужденной в этом судебном процессе, если технически такая возможность была».

Фактически, суд отказался без участия мошенницы рассматривать дело о восстановлении прав пенсионера, у которого украли квартиру… Хотя он признан потерпевшим.

Адвокат Светлана Ткаченко, защищающая интересы Константина Севастьянова, отмечает, что сегодня объективная ситуация такова: осуждения преступника добиться проще, чем реституции, то есть восстановление прав сторон после отмены сделки в судебном порядке. И ситуация с тюменским пенсионером, квартирой которого владеет дочь отбывающей наказание мошенницы, – скорее правило, чем исключение. Сколько времени потребуется на то, чтобы суд признал мошенническую сделку незаконной и отменил ее, пока сказать сложно.

Галина Севастьянова опасается, что слушание дела может затянуться надолго.

Мы продолжаем следить за развитием событий.

PARK72.RU

Развитие событий

1 год назад Выгодная сделка оказалась ловушкой: тюменского пенсионера старая знакомая оставила без квартиры и денег
8 месяцев назад За обман тюменского пенсионера «мамаше» дали 5 лет, а ее дочь, проживающую в Англии, объявили в розыск
17.12.2019 Этот материал
1 неделя спустя Тюменскому пенсионеру вернули квартиру, отобранную мошенницами. Осталось дождаться, когда решение суда вступит в силу