Тюменские студенты презентовали сегодня, 16 августа, на площади перед правительством региона гоночный болид собственной сборки. На создание чуда техники, способного развивать скорость до 200 км/ч, по словам капитана команды Альберта Мальшакова, ушло более года и порядка 500-600 тысяч рублей. Во время презентации планировалось проехать на болиде «круг почета» по площади, но от идеи пришлось отказаться – буквально за несколько часов до показа вышел из строя датчик температуры. Отремонтировать его быстро не получилось, поэтому «жестянку» привезли на площадь на эвакуаторе.
Впрочем, пилот команды «Formula Neftegaz» Сергей Луговцев заверил журналистов, что поломку быстро устранят и к поездке на студенческие гонки в Европу болид будет в блестящей технической форме. На вопрос, не страшно ли ему «садиться за руль этого пылесоса», Сергей ответил, что не страшно: мол, с детства мечтал стать гонщиком и наконец-то его мечта сбылась. «Я люблю экстремальные виды спорта, увлекаюсь роупджампингом, – рассказал он, – и уверен в безопасности собранного нами болида, поэтому за руль сажусь без страха. Машина очень надежная – при наличии каких бы то ни было неполадок в системе просто не заводится».
Стоит заметить, что и болид, и Мальшаков с Луговцевым на удивление миниатюрны. Машина кажется игрушечной, а рост капитана и пилота команды – порядка 150-160 см… Кажется, что люди более высокие и тяжелые эту машинку просто раздавят… Забавно смотрелся у автомобильчика Владимир Новоселов, ректор ТюмГНГУ, дававший напутствие ребятам. Они попросили его поставить автограф на капоте болида. Он – расписался и написал: «Удачи!» Надпись ребята обещали залакировать и оставить, что называется, навечно. Машина, как вы уже поняли, компактная с низким клиренсом и кажется, что пилот в ней не сидит, а буквально лежит. Но это, что называется, классика жанра. Покатая форма и низкая посадка пилота позволяют автомобилю развивать высокую скорость и быть более маневренной.
Кстати, на гонки, которые пройдут в Венгрии, тюменская команда «Formula Neftegaz» отправится уже послезавтра – 18 августа. Затем будут старты в Испании и Италии. Впереди примерно двухнедельная поездка по Европе. Для тюменской команды участие в международном студенческом инженерном соревновании «Formula Student», дебютное. На победу они не надеются, говорят, что само участие в проекте такого уровня – успех.
Сердцем болида стал мотор марки Honda. Корпус выполнен из легкосплавного железа, вырезать и подогнать детали помогали тюменские инженеры и мастерская лазерной резки. Последние две недели создатели тюменского болида дневали и ночевали в Субару-центре, который «приютил» энтузиастов. В списке партнеров и спонсоров – более десятка компаний. Представители каждой во время презентации выступили, пожелав тюменским студентам удачи в Европе.
В составе тюменской команды «Formula Neftegaz» 30 человек, это студенты ТюмГНГУ и Тюменской государственной мировой экономики, управления и права.
Ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов гордится своими подопечными и считает, что участие тюменцев в международном проекте «Formula Student» – событие знаковое, которое свидетельствует о высоком потенциале вуза. «Для технического вуза главное, чтобы у сотрудников и студентов были все возможности для технического творчества, и если они находят время на творчество и демонстрируют такой очевидный и яркий результат – значит, вуз обладает очень высоким потенциалом. Могу сказать, что эти ребята уже вписали свои имена в историю, независимо от того, какой результат они покажут на гонках. Но мы все равно надеемся на хороший результат!»
Витиевато и красиво высказывался депутат-куратор проекта Виктор Буртный. «Не каждый риск заканчивается триумфом, но любой триумф невозможен без риска. Это подтвердили амбициозные северные тюменские ребята, – заявил он. – Над проектом много и долго работали. Помнится, во время первой презентации у болида была другая рама. Сейчас – заменили. Видимо потому, что это позволило улучшить технические характеристики болида. В этом и заключается секрет успеха – в желании изменить жизнь к лучшему. Тюменцы едут на международные гонки. Моя мечта сбылась, но не до конца. Еще я мечтаю, что в Тюмени когда-нибудь появится настоящий гоночный трек, где ребята, которые увлекаются экстремальными видами спорта, гонками, смогли бы поупражняться, не создавая аварийных ситуаций. Сейчас им просто кроме как на дорогах негде тренироваться. Появится трек – бесплатный и качественный – и ситуация изменится. Хочу пожелать ребятам успешных стартов. И хочу передать через куратора проекта – директора конструкторского клуба института транспорта ТюмГНГУ Гора Оганесяна презенты для судий соревнований, чтобы они видели в наших ребятах не только гонщиков, но и понимали, что они представляют Тюменскую область».
В подарочных наборах книга о Тюменской области и настенное панно с картой региона.
Стоит заметить, что «Formula Student» — это международное студенческое инженерное соревнование, в котором команды вузов из разных стран мира самостоятельно проектируют и строят гоночный болид. Оно зародилось в 1978 году. Сегодня гонки проходят в Германии, США, Великобритании, Испании, Венгрии, Австрии, Южной Корее, Бразилии, Италии, Австралии, Мексике, Индии, Японии и Южной Африке. Проект «Formula Student» поддерживают такие мировые гиганты, как General Motors, Shell, Continental, Audi, BMW, Mercedes-Benz и другие. По замыслу соревнований судьи играют роль «коммерческой фирмы», которая хочет наладить производство и продажу 600-кубовых «формул» для любительских спринтов. В жюри есть «директор», «конструктор», «технолог» и «коммерческий директор». Сначала студенческий проект должен пройти техническую инспекцию на соответствие техтребованиям, затем команды по очереди ведут «переговоры с заказчиком», представляя развернутый анализ стоимости автомобиля с разбивкой на компоненты, материалы и работы, потом — подробный бизнес-план и отчет об особенностях конструкции и тестовые заезды. Окончательная оценка — комплексная: выигрывает не самый быстрый автомобиль, а самый сбалансированный и грамотный проект, в том числе и с экономической точки зрения. Отметим, что от конкурсантов требуется не только нестандартный подход к решению технических задач, но и способность привлечь средства для создания автомобиля. В проекте главное — не соревновательный момент, не гонки на скорость. Победителем всемирной ролевой игры станут те студенты, которые в течение одного учебного года смогли сконструировать и построить лучшую модель гоночного автомобиля и достойно защитить своё творение перед судейской коллегией. Лучший болид будет участвовать в настоящих гонках на одной из трасс легендарной «Формулы-1».
Никита СМИРНОВ
привезли!
выкатили!
за рулем – пилот команды Formula Neftegaz Сергей Луговцев
это чудо стоит около 600 тысяч рублей!
интересно, а болид – то на ходу?
журналистов было много
ну просто очень много!
На заднем фоне – Альберт Мальшаков, капитан команды
Новоселов – на заднем фоне у микрофонной стройки – дает напутствие
Эхть! Классно, что существуют ещё доморощенные Кулибины! Нефтегаз форева!!!