История России — в уникальных автомобилях тюменского музея

В Тюмени на основе уникальной частной коллекции открылся музей советской ретро-техники.

«Музей ретро-техники им. В.В. Михайлова» насчитывает 120 экземпляров редкой авто- и мототехники довоенного времени, сталинской эпохи и военных лет, а также более поздние образцы. В выставочном зале можно увидеть около половины экспонатов. Таким внушительным собранием старинной техники может похвастаться не каждый город. И, как выяснилось, основатель холдинга «Дина», учредитель рынков «Северный» и «Михайловский», депутат Тюменской областной думы Владимир Михайлов, собиравший коллекцию двадцать лет, хотел безвозмездно подарить её Тюмени — с условием поставить машины под крышу, чтобы они не «вросли в землю». Город не принял такой дорогой подарок — дорогой и по стоимости, и по восстановлению и дальнейшему содержанию.

«Сегодня нет практики частно-государственного партнёрства, мы её только формируем, — прокомментировала директор Тюменского музейно-просветительского объединения Светлана Сидорова. — То, что у нас появился новый частный музей — это великое дело! Это дополнительная возможность воспитывать население, давать людям получать удовольствие от созданного и привлечь к нашей стране и региону дополнительное внимание».

Экспозиция представляет авто- и мототехнику только советского производства, за исключением реплики легендарного «Форда» и «Виллиса», поставлявшегося по лендлизу. Автомобили выстроены в хронологическом порядке, отражающем эволюцию инженерной мысли.

Самый возрастной оригинальный экспонат коллекции выпущен в 1936 году, а самый свежий — в 1987. Ярким украшением зала стали три реплики самодельных автомобилей, воссозданных тюменскими умельцами по историческим документам. Нашлось место и одинокому ретро-велосипеду — но добрая часть коллекции пока осталась за пределами выставочного зала.

Как пояснил генеральный директор холдинговой компании «Дина» Иван Михайлов, сын Владимира Михайлова, в честь которого назван музей, в собрании очень много автобусов — а они слишком громоздкие для размещения под крышей даже такого огромного ангара.

Иван Михайлов рассказал, что технику, которая была не в очень хорошем состоянии, восстанавливали и готовили к выставке около трёх месяцев. «Если бы мы не занялись реставрацией сейчас, то в дальнейшем это было бы очень сложно сделать, — отметил он. — Запчастей на эти автомобили уже почти не найти, поиски могут занимать до нескольких месяцев».

Музейный автомобиль, по сути, может представлять собой лишь кузов и интерьер — как часто поступают с экспонируемой водной и воздушной техникой. Но здесь, как заверил корреспондента PARK72.RU Иван Михайлов, все, что здесь есть — всё на ходу.

Представитель тюменского клуба ретромобилей «Олдмоторс» Максим Найденко показал журналистам суровую мощь военной техники, функциональность «рабочих лошадок» и ослепительную красоту элегантных советских представительских авто, рассказав об истории каждой модели. Он отметил, что автомобили десятых годов XX века сохранились лишь в столичных музеях, а в двадцатые годы юный советский автопром ещё не встал на ноги.

«Только в тридцатые годы Сталин объявил курс на развитие промышленности, в том числе, автомобильной, — напомнил рассказчик. — В это время появляются новые заводы и гамма грузовых и легковых машин».

Экскурсия началась с экземпляра системы реактивного залпового огня на базе грузовика ЗИС-6, широко известная под ласковым названием «Катюша». И база, и снаряды являлись государственной тайной и, если комплекс предстояло оставить на территории противника, его было приказано уничтожить. В зале тюменского музея стоит реплика грозной машины, которую горожане видят на выставках в День Победы.

Репликами являются и старинные автомобили, похожие на вычурные кареты. «Реплика — это благозвучная замена слова «самоделка», — поясняет Максим. — По фотографиям и историческим чертежам была воссоздана эти машины зари автомобилестроения». У одной из них образца 1898 года даже нет руля: оси управляются с помощью поворотного рычага, а рессорная подвеска расположена поперёк для гашения колебаний. От оригинала эта модель отличается сварными металлическими колёсами, потому что исторические деревянные колеса летом необходимо смачивать водой, чтобы они не рассохлись. А один автомобиль из этой группы и вовсе является чистой фантазией на тему старинных машин.

Концепция музея ещё будет дорабатываться, и огромный производственный ангар станет более уютным: здесь разместится зона отдыха и кафе.

Как отметила директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова, открытие «Музея ретро-техники им. В.В. Михайлова» — значимое событие в культурной и туристической жизни Тюмени и региона. Она напомнила, что ещё лет пять назад наш город не являлся популярным туробъектом, но ситуация меняется, и с каждым годом к нам приезжает всё больше гостей. «Думаю, что этот объект, безусловно, сделанный с душой, займёт достойное место во всех наших туристических программах», — отметила Трофимова.

Журналистам показали первый в регионе музей ретро-техники накануне его официального открытия, которое состоится 17 августа — в день рождения Владимира Михайлова. А в субботу, 18 августа, «Музей ретро-техники им. В.В. Михайлова» приглашает всех горожан на праздник с развлекательной программой с шоу профессиональных барабанщиков, концертом, викториной, экскурсией и бесплатной сахарной ватой для детей. В случае непогоды мероприятие будет перенесено под крышу здания.

PARK72.RU

0