Берлин – Владивосток на велосипеде. И обратно

Mein erstes Schaschlik

Закончилось путешествие  Уве Майснера – немца, который решился проехать через всю Россию на велосипеде. Больше полугода он крутил педали, ещё в апреле выехав из Берлина, затем пересёк Польшу, Украину и всю Россию до Владивостока. Побывав в нашей стране в 90-х, он загорелся мечтой пересечь её на с запада на восток, и наконец, в этом году задуманное свершилось. Обратно Уве возвращался на поезде.

Мой поезд отмеряет километры по Транссибирской железной дороге. От Владивостока до Москвы 9288 километров. Ещё две тысячи – и я буду в Берлине. За всё своё путешествие я видел эти рельсы так часто… Пересекал их, ехал вдоль, даже спал под размеренное постукивание колёс в своей палатке совсем недалеко от железной дороги.

Это путешествие подарило мне множество необыкновенных встреч с необыкновенными людьми, готовыми помочь мне. Особенно приятны были такие встречи по вечерам, когда я, усталый и грязный, мечтал лишь о тёплом душе и месте, где можно переночевать. Сейчас я еду в поезде и хочу попрощаться со всеми этими людьми по-настоящему, по-человечески. Если бы из Владивостока до Москвы я добирался на самолёте, то вряд ли получилось бы у меня ещё раз прочувствовать весь масштаб, всё случившееся со мной в этой стране. Ну а, кроме того, мне хотелось узнать, что же изменилось в особенной «поездной» культуре за последние двадцать лет. Во время Перестройки путешествие по железной дороге было событием замечательным. Производство рухнуло, поэтому каждый пассажир обязательно продавал что-нибудь своё, местное. Мне кажется, люди тогда были более общительными. Ни одного обеда или завтрака не проходило в одиночестве. Все делились друг с другом своими запасами. Поэтому можно было проехать всю страну, угощаясь за чьим-нибудь столом.

Одно из основных моих занятий по пути домой – это прощальные свидания. Очень многие люди, из тех, с кем мне удалось встретиться во время моего путешествия, захотели увидеться со мной ещё раз. Они ждали меня на платформах вокзалов, хоть поезд иногда и стоял всего пять-десять минут… Особенно часто такие встречи случались между Хабаровском и Читой. Мои друзья приносили мне подарки и продукты в дорогу, махали рукой и улыбались, когда поезд, набирая скорость, отходил от станции. Ученики небольшой школы в Амазаре встретили меня с плакатом, написанным на немецком языке, и поздравили меня с «победой»… А в Красноярске друзья даже вручили мне мой любимый торт «Победа».

В жарком вагоне торт надо было съесть очень быстро. Кроме того, я опасался и за другие свои продукты. Поэтому решил раздать их в плацкартном вагоне. Но люди не поняли меня. Они совсем не голодали. Возможно, кому-то и хотелось взять мои продукты, но они промолчали… Я понял, открытой атмосферы Перестройки больше не существует. Все пассажиры плацкартного вагона показались мне недовольными своими дешёвыми местам, ожидавшими только конечной станции, не особенно интересовавшимися тем, что происходит по пути. В конце концов я нашёл, кому подарить свои продукты – таджикским и узбекским рабочим. От предлагаемой ими платы я, конечно, отказался.

В Улан-Удэ я встретился со своим другом, который за время моего отсутствия успел съездить в Германию. Алексей, сын бывшего офицера, рождённый в Германии, хотел посмотреть, как же всё устроено в этой стране… «Как относились к тебе немцы? Были ли интересные встречи?» – спросил я его, стоя на перроне. «К сожалению, нет, – ответил он мне без упрёков, – у людей было мало времени. Но всё вокруг очень красивое». И мне стало стыдно.

Одной из причин, по которой я и затеял это путешествие, стала моя усталость от нашей цивилизации, душевно-холодноватая атмосфера, пронизывающая все слои человеческого общения. Будучи здесь, в России, я частенько спрашивал у людей, побывавших в Германии, о том, как им понравилась моя родная страна. «Скучно у вас!» – такой был самый распространённый ответ…

В поезде, конечно, не обошлось без интересных встреч. Хотя большинство людей ехали на более короткие дистанции. Но даже несмотря на то, что многие проводили в поезде всего-то сутки или двое (а я почти десять), им хотелось пообщаться, ведь картинка за окном, степь или лес, часто мелькающие вокзалы и станции порядочно всем надоели.

В нашем купе атмосфера была почти перестроечная. Очень часто мы ужинали или обедали все вместе. А по вечерам мне нередко предлагали рюмочку водки. Да, так быстро капитализм не изменит привычки людей в такой громадной стране. Я даже уверен, что это невозможно. Я надеюсь, что это невозможно. Да, немцы изобрели немало технических усовершенствований… Но нам есть чему научиться у «широкой русской души». Человечность, сердечность, теплота – вот чего не хватает немцам.

Всё, что у меня получилось в России, получилось только потому, что вокруг были люди, готовые помочь. Я бесконечно благодарен всем за то, что они наполнили моё путешествие смыслом и придали ему именно то содержание, которое я и искал.
Спасибо вам всем за это!

В Москве мне надо было пересаживаться. До отъезда поезда оставалось всего два часа, а я всё ходил по Тверской улице и искал книжный магазин. Многие смотрели на меня, как на инопланетянина, когда я спрашивал у них, как до него дойти. Добро пожаловать в цивилизацию!
Купе в поезде Москва – Берлин было куда комфортабельнее, чем предыдущее. К тому же мне не надо было его ни с кем делить… Но я почувствовал себя одиноко. В стену был встроен зеркальный шкафчик со стаканами и стеклянным графином. Для водки. Жалкая замена весёлой компании, которая была у меня до этого, подумал я и закрыл дверцу шкафчика.

В половине первого ночи 26 октября прибыл я на Главный вокзал Берлина. Меня встречали друзья. Так и закончился мой полугодовой рейс через весь континент к Тихому океану. Более 8000 тысяч фотографий и видео ждут часа, когда я смогу всё это посмотреть и оценить. Дорожный дневник наполнен впечатлениями и воспоминаниями. Я выполнил то, о чём мечтал более двадцати лет. Теперь настало время подумать о том, что же случилось со мной за эти шесть месяцев.

Подготовила Аглая ЕПАНЧИНА

2 комментария

  • Фото аватара МАЛЬВИНА:

    Очень понравилась статья. Добрая, объективная. Тонко подмечена “широта русской души”. Усталось от цивилизации, как точно сказано, и ведь многие, именно немецкие, туристы едут сейчас к нам, в Россию. При этом хотят как можно дальше, в глубинку. Ещё и стыдится за красоту и аккуратность Германии.

Добавить комментарий

Войти с помощью: