Ломбард – как много в этом звуке!..

Путеводитель по городу…

M4034S-4211

550 лет назад в итальянском местечке Ломбардия открыли первую ссудную контору. Сделали это исключительно для того, чтобы хоть немного приструнить вконец обнаглевших ростовщиков, сдиравших с людей сумасшедшие проценты. Не случайно же в художественной литературе нет более отталкивающего и омерзительного персонажа, чем бальзаковский Гобсек.

Сегодня в Тюмени несколько ломбардов. У каждого свой профиль: где-то принимают в залог золото и другие драгоценные металлы, где-то – бытовую технику, электронную аппаратуру, а еще можно сдать ценные бумаги и даже личный автомобиль.

Процедура сдачи имущества под залог чрезвычайно проста. Если вы принесли модную одежду, обувь или другие  предметы обихода, то на языке специалистов это называется «текстиль». Приемщик-товаровед, придирчиво изучив его, предложит вам свою цену. Она будет несколько ниже оценочной – делается это умышленно, для того, чтобы даже очень предприимчивые клиенты не пользовались ломбардом как обычной скупкой, действуя по принципу: лишь бы сбагрить. Таких умудренных опытом общения прохиндеев ветераны-приемщики распознают сразу и наверняка.

С золотом и драгоценными металлами проблем значительно меньше: их скупают, как лом. Закладывают имущество на срок от пары-тройки дней (что бывает редко) до трех месяцев (что тоже нечасто, ибо слишком накладно). Оптимальный вариант – месяц. Если денег за 30 дней скопить не удалось, вещь можно перезаложить, заплатив дополнительный процент за услуги. В случае, когда истекли уже три месяца, а вы по-прежнему «на мели», ваше имущество согласятся подержать в ломбарде еще один месяц, но за него придется выложить дополнительную сумму.

Сотрудница одного из тюменских ломбардов Вера Николаевна рассказывает:

– Ломбард и по сей день считается одним из самых устойчивых кредитно-финансовых учреждений среди всех существующих. Это давно поняли банкиры, и они охотно выдают ломбардам кредиты. Надежен ломбард и в смысле сохранности вещей. «Утром – деньги, вечером – стулья» – этот принцип в нашем деле не работает. Денежки выдают сразу после оценки залога, именно это людей и привлекает.

– Вера Николаевна, говорят, что ношеные вещи долгое время сохраняют энергетику, дух своих владельцев. Ничего такого вы в своем хранилище не ощущаете?

– Там только один дух – нафталина, – смеется моя собеседница. – Здесь очень даже легко заработать аллергию. А вообще работа в ломбарде, особенно в прежние годы, не была в большом почете у определенной части населения – ведь многие обыватели считают, что мы сами пользуемся вещами, которые нам сдают. Хотя это далеко не так.

– А пользуются ли услугами ломбарда его штатные работники?

– Конечно, время от времени. Потому что это очень удобно. Кто-то походы в ломбард ставит ниже своего достоинства. А если неожиданно приспичит, то по знакомым бегают, по дальним родственникам, мелочь у коллег и соседей «стреляют»  до зарплаты.  Однако жить в долг в наше время приходится очень многим, так почему не сделать это цивилизованно?

…И все-таки странное это место – ломбард. Есть в нем что-то привлекательное и пугающее одновременно. Гигантский сундук с чужими тайнами, крепко сдобренными запахом пыли и антимоли. Хранилище знаков былой роскоши и внезапно свалившейся беспросветной нужды. Как говорится, с кем не бывает.

Кто последний в ломбард? Я за вами.

Гиви ЦЕНТУРИЯ,

фото автора