По одной из версий, считается, что первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он подарил своему другу, был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Другу это понравилось, и на следующий год Добсон изготовил несколько десятков подобных карточек и разослал их всем своим знакомым. А еще спустя несколько лет нашелся предприниматель, пустивший рисованные поздравительные карточки в продажу.
По другой версии, впервые рождественские открытки появились в 1841 году в витрине книжного магазина в Шотландии.
Какая из этих версий является наиболее правдоподобной, в общем-то, не так уж важно, несомненно только, что первая почтовая открытка появилась по случаю Рождества, а не какого-либо иного праздника. И сегодня рождественские и новогодние открытки, пожалуй, пользуются наибольшей популярностью среди всех почтовых карточек.
Настоящая же серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник сэр Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление – рождественскую открытку с рисунками художника Джона Хорсли, своего друга. Джон Хорсли придумал украсить открытку (12×7 см) настоящим рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: “Веселого Рождества и счастливого Нового года!”.
Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Завистникам же работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающими тост за Рождество. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход.
С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам – не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались.
С 1860-х производство открыток было поставлено на поток.
Рождественские открытки, по мнению историков, существовали и раньше. Их прототипом можно считать гравюры и литографии на темы Рождества, очень популярные в период Средневековья. Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям. Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Как всегда, Париж стал законодателем мод – визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.
Но изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы, точнее – пруссаки. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко-прусской войне. Тогдашний обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, “чтобы не писали, что ни попадя”. Вскоре по почте стали пересылать уже не просто письма, а иллюстрированные карточки.
Первые рождественские открытки с изображением младенца Христа в яслях или летящего ангела со звездой в Россию в 90-х годах XIX века стали привозить из Англии. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке: в России на них допечатывали “Съ Рождествомъ Христовымъ!”. Дело было хлопотное, поэтому стоили они очень дорого – до полутора рублей. При полкопеечной цене буханки хлеба – недешевый подарок.
А пересылать по почте открытки стали в России с 1894 года, когда министр внутренних дел, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал соответствующее распоряжение.
Дело в том, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России в 1872 году, но право их выпуска было предоставлено только почтовому ведомству. Это карточка или открытка представляла собой серый бланк для письма с пометкой “Почтовое управленіе за содержаніе письма не отвѣчаетъ”. На лицевой стороне вместо привычной для нас картинки была инструкция по заполнению письма.
В соответствии же с распоряжением 1894 года через почтовый департамент стало возможным пересылать бланки с иллюстрациями, выпущенные частными издателями. При этом адресная сторона открытки должна была иметь такое же оформление, как у стандартных карточек почтового департамента. Это разрешение было дано в ответ на многочисленные просьбы русских предпринимателей, которые обращали внимание правительства на то, что в западноевропейских странах иллюстрированные открытки уже прочно вошли в почтовое обращение, а в России их выпуск искусственно сдерживался.
Таким образом, в 1894 году появились первые иллюстрированные открытки, изданные в России. Они были видовыми и представляли собой монтажи из нескольких видов того или иного города, украшенные виньетками. Рисунок сопровождался надписью: “Привѣтъ изъ (такого-то города)” или “Поклонъ изъ (такого-то города)”.
На рубеже XIX и XX столетий выпуск иллюстрированных открыток приобрел широкий размах. Все более разнообразной становилась их тематика. Кроме открыток с видами городов и местностей появляются открытки с изображением типов населения России, поздравительные, рекламные, юмористические и другие.
Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи “Съ Рождествомъ Христовымъ!”, они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.
Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (по старому стилю), был близок по времени к Новому году, и поэтому рождественские открытки часто использовались и для новогодних поздравлений.
Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. Невозможно было описать разнообразие существующих в то время “почтовых карточек”. В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как: “рельефные изящной работы”, “блестящая эмаль”, “глянцевые”, “эмаль с золотом”, “аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн”, “бромосеребряные”, “плюшевые”, “настоящие гравюрные с золотым обрезом”.
И особенно отрадно было то, что, как писало одно издательство: “Мы, наконец, можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого, и полно воспоминаний о заветах русской старины”.
Для России открытки стали практически особым способом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). Для нее было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.
Тематика Рождественских открыток была самой разнообразной, всего и не перечислить. На открытках находили свое отражение все события, происходившие в то время, и первая мировая война тоже не стала исключением.
В начале XX века в моду вошел русский стиль – изображение народных гуляний и нарядных крестьянских детей. Цены почтовой карточки колебались от 3-5 копеек за черно-белые до 5-10 копеек за цветные.
В 1907 году на “бланке для открытого письма” появляется надпись “почтовая карточка” которая сохранилась и до сих пор.
После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова “Съ Рождествомъ”, но и поздравления с Новым годом.
Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, близкие по сюжету к данному празднику.
В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1941 году, традиция теперь уже новогодних (о Рождестве, конечно, не могло быть и речи) поздравлений возрождается. Правда, тематика этих открыток была целиком связана с войной, да и качеством они не блистали. Чтобы можно было быстрее их напечатать, художники стремились к сравнительно простым приемам исполнения. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток – солдаты и офицеры посылали их из освобожденных стран Европы.
Чтобы противопоставить потоку “буржуазной продукции” что-то свое, стремительно начинает развиваться производство новогодних открыток.
Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. Увеличилось количество сюжетов, появились такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. И только несколько позже вернулись на свои привычные места Дед Мороз и Снегурочка.
А чуть более десяти лет назад в нашу жизнь вернулась, заняв подобающее ей место, и рождественская открытка. Теперь мы вновь можем увидеть все многообразие открыток, украшенных надписями, вполне соответствующими Великому Празднику: “С Рождеством Христовым!”
А самую лучшую песню про Рождество спел Джордж Майкл.
На тебе.
А вот эта картинка вам как?
Симпатишна, а что это?
Пейзаж, не видишь что-ли?
Пейзаж вижу, таблички с названием населённого пункта не вижу.
“Я не узнаю Вас в гримме!”
Будет ответ, ожидайте.
прям – интрига какая-то))
Раньше Новый год и не отмечали, только Рождество. А НГ лишь очередная дата.
Мои родители в НГ – 31 декабря работали. Тогда не было выходных. Вечером нарежут тазик оливье, тазик винегрета, пельмешек налепят и всей дружной компанией за стол. Отец начальником был. А на следующий день нужно было идти на работу, если не выпадало днём календаря воскресение. Ещё момент запомнился: отец нас с братом вывозил на окраину и палил в небо из ракетницы. А мы были счастливы, как в небо взметались гусеницы и змеи хвостатые:))
Пфрррр, ну как можно работать в Новый Год? По моему всегда в Новый Год отдыхали.
Миф ))
Я тоже на работу 31 всегда ходила, даже если это было воскресенье, последние только лет 5 перестала.
Трудоголик? Что, позвольте поинтересоваться, мадам, Вас выгоняет в такой день плестись в ,надеюсь, офис?
Офис, офис :)
Придти, чтоб, образно говоря, поставить крест на прошлом годе, а это возможно только в последний его день
Трудоголизм ни при чем :)
Финансовая сфера деятельности – всё ясно.
По моему в НГ работают только из сферы услуг и развлечений.
Как ты? ))) Бедняжка, ни выходных, ни проходных.
Пфр, нет, ну вы видели элементы декора на фонарях одной из улиц Тюмени?
С фантазией украсили)))
Мадемуазель, у Вас богатая фантазия! )) Впрочем, Вам что там видится? Мне – горящие свечи.
Ага)))
Ну, фотожоп же ж. Уже даже не смешно
Я точно такого мнения. Не иначе очередная инсинуация.
Я из Тюмени. И это не фотошоп.
Фотошоп. По правой стороне эти… висят не на столбах, а в воздухе.
ага, фотошоп. Там просто елочные веточки светятся, сама видела. Ничего лишнего нет. У кого-то, видимо, проблемы с фантазией или с творчеством, вот и пытаются их в подобных картинках воплотить…