Вернуть доброе имя

10 марта – День работников архивов.

загруженное_новый размер

В спецфондах информационного центра при УМВД России по Тюменской области находятся на хранении десятки тысяч карточек и архивных дел, заведенных на бывших кулаков и лиц, репрессированных по национальным, классовым, религиозным и другим признакам, находившихся в ссылке, высылке, на спецпоселении в нашей области.

Отдел спецфондов и реабилитации жертв политических репрессий в ИЦ УМВД по Тюменской области возглавляет майор внутренней службы Надежда Григорьевна ВЕЛИЖАНИНА:

– Массовая ссылка крестьян обрушилась на наш регион в самом начале 1930 года. В период коллективизации и ликвидации кулачества в северные районы области было переселено около 20 тысяч зажиточных семей из Свердловской, Челябинской, Пермской и Курганской областей.

Предписывалось использовать этих людей на тяжелых физических работах, независимо от образования, специальности и квалификации. Около 25 тысяч бывших кулаков трудились в совхозах и колхозах, 12 тысяч – на предприятиях лесной промышленности, свыше 9 тысяч – в системе министерства рыбной промышленности.

Выдворенные за пределы родной земли, трудпереселенцы обживали суровый северный край, преодолевая невероятные лишения. За несколько лет ссылки от бед и болезней только в поселке Луговском Ханты-Мансийского района умер каждый пятый, а в Черемховском районе из 800 человек нашли свою смерть 140.

Из воспоминаний Василия Семеновича Путилова, 1927 года рождения: «Мы жили на юге Тюменской области большой семьей. Имели каменный дом, коров, лошадей. Отец служил в коннице Буденного и только что вернулся со службы. Но в 1930 году отцу предложили отречься от своих родителей, а он этого делать не стал, и тогда нас всех, кто в чем был, отправили в ссылку. Привезли в глухое место, в тайгу, мы долго жили под открытым небом, возле костров, до тех пор, пока не построили бараки…»

Несмотря на холод, голод, унижения и произвол со стороны работников спецкомендатур, изгнанники трудились в большинстве случаев очень добросовестно, выполняя нормы выработки на 200-300 процентов. Так, рабочий Самаровского консервного комбината Ботов за 4 года послевоенной пятилетки выполнил 10 годовых норм.

Однако не стоит представлять крестьянство той поры смирившимся, согнувшимся в низком поклоне. К 1935 году из поселка Луговского сбежали 53 человека, из Черемховского – 61. Бежали, в основном, зимой, и нередко целыми семьями. До какой же степени отчаяния были доведены эти люди, если в лютые сибирские морозы пускались в пеший путь за 600-700 километров!

По словам Надежды Велижаниной, сотрудникам возглавляемого ею отдела приходится иметь дело с документами, датированными 1921, 1930-1936, 1953 годами. Речь идет о десятках тысяч человек. В работе находятся около трёх тысяч заявлений, поступивших от родственников репрессированных.

– Кропотливый и очень ответственный труд, – говорит Надежда Григорьевна. – Но мы занимаемся этим не только по долгу службы. Людям нашего поколения, и особенно молодежи, крайне важно знать драматические моменты истории великой страны, своего героического народа. Учиться быть благодарными и уметь исправлять ошибки.

Григорий ЗАПРУДИН,  

фото автора

4 комментария

  • Фото аватара Имя репрессированному вернуть можно, а вот совесть нынешним социалам кто вернет?:

    Столкнулся с их извращенной психикой, когда хоронил отца. Он своего не видел, расстреляли комсуки деда, за неделю до рождения… Реабилитировали понятно, только батя ихними льготами не пользовался из принципа. Ну а когда пришел его черед, что то похоронники сбили нас с пути истинного, типа квитки за услуги агентств не выбрасывайте -вернут затраты по полной. Ну думаю ладно, с паршивого государства -хоть шерсти клок, на памятник?
    Потом закрутились и уж через месяца два решили проповедовать социальную службу… Лучше бы не ходили! Оказывается у них для реабилитированных расценки услуг -как для захоронения бомжей!!! Да к тому же, вернут эту в разы уменьшенную сумму, только одному заявителю… Б**!!! Кто хоть раз хоронил знает, что занимаются организацией несколько родственников!!! Одни в морге суетятся, вторые на кладбище, третьи причиндалы необходимые закупают, четвертые там -поминки в кафе оплачивают. Ну и эти госслужащие на полном отморозе -предлагают, объехать всех получателей оплаты, что бы переделать первичные платежки… Короче я плюнул, а жены моя и брата, еще долго ездили -троллили эту перхоть! Уже ради памяти Бати…

  • Вот это и есть настоящие репрессии. Пусси и болотники со своими жалобами даже рядом не валялись.

Добавить комментарий

Войти с помощью: