Светлая пасхальная неделя на Руси

И.Каверзнев «Светлая Пасха»

Пасхальная неделя Пасхальная неделя (Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица) Праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, а заканчивалась на восьмой день, в Фомино воскресенье. Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. В православных храмах каждый день совершалась пасхальная литургия, начинавшаяся пением тропаря праздника со стихирами 68-го псалма. Царские врата алтаря и дьяконские двери все это время оставались открытыми. После литургии под колокольный звон шел крестный ход вокруг церкви с крестом в знак радости и торжества о победе Иисуса Христа над смертью и адом. В Пасхальную субботу после литургии всем присутствовавшим в храме раздавались кусочки освященного в Страстную субботу артоса – большого хлеба с изображением креста и тернового венца или образа Христа.

И.Прянишников «Крестный ход»

В Пасхальную неделю обычно проводились обходы селений церковным причтом. Крестный ход, во главе которого шли богоносцы (оброшники, заветники) с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики, был довольно торжественным. Это был особый обход, которого ждали все крестьяне, так как в этот день, единственный в году, выносили запрестольные образа. Пасхальные молебны, по убеждению русских крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства. Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника – радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были первый (второй) день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу.

495f075fbbbd

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодежь и молодожены. С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни. Источник: источник

Всю неделю после Пасхи все желающие (кроме очень агрессивных и нетрезвых) могут позвонить в колокола.

ля&катя 168_новый размер

Не пускают обычно только на очень ветхие колокольни. А с высокой колокольни Знаменского храма сняли старый набор колоколов и установили его на специальной поставке во дворе храма.
Не пускают также звонить во время церковных служб. В любое другое время каждый желающий может попробовать себя в роли звонаря или колотальницы (это звонарь-женщина, вполне такое официальное название, колотальницы были распространены в царское время в женских монастырях, например – не заводить же там мужчин ради колокольного звона).
Звонари-профессионалы просят не долбить в колокол со всей силы, т.к. он не такой железный, как кажется, а более чугунный, и запросто может треснуть. Главное тут – не сила удара, а красота перебора.

С праздником!

Елена ДЕВЯТКОВА

IMG_2959_новый размер IMG_8480_новый размер

Б. Кустодиев «Канун Пасхи»

Ю. Кузенкова «Пасха»