Лётчик-испытатель Михаил Иванович Поздняков родом из деревни Еловка Викуловского района Тюменской области, родился здесь 7 октября 1947 года, а в 1965 году окончил школу. И вот минуло 50 лет выпуску класса, и по доброй традиции в конце июня бывшие одноклассники собрались вместе. На встречу прибыл и Михаил Поздняков – полковник, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации.
Конечно, стать героем деревенский мальчишка и не мечтал. Но о полётах грезил с детства. Наверное, с того самого момента, когда второклассник Миша Поздняков вместе со всеми ребятишками бежал посмотреть на прилетевший в Еловку самолёт – приземлившийся на поле АН-2. И всё, пропал: заинтересовался авиацией, начал читать книги о лётчиках. А уж когда Юрий Гагарин совершил свой полёт в космос, решил поступить в то же училище, где учился Гагарин. В итоге четыре года учился в Оренбургском высшем военно-авиационном училище лётчиков, окончил его в 1969 году. И затем пять с половиной лет (1969–1974) был лётчиком-инструктором Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
– Как получилось, что вы стали лётчиком-испытателем?
– Я был переведён в центр подготовки лётчиков-испытателей в город Ахтубинск. А случилось это так: однажды на территорию прилетел лётчик, модно одетый, в кожаных штанах и кожаной куртке, и говорит нам: «Вам перенесут полёты на один час, потому что я буду летать». Оказалось, что это подполковник, лётчик-испытатель 8 государственного научно-испытательного института военно-воздушных сил им. В. Чкалова. Меня это заинтересовало. В итоге мы с товарищем написали рапорты и приехали в город Ахтубинск. Изучали инструкцию к новым типам самолётов, на которых придётся летать, сдали зачёты. Вообще я мечтал стать космонавтом, но… Лётно-испытательная деятельность так увлекла меня, что всю жизнь я посвятил ей.
– За долгие годы работы с вами наверняка приключались разные истории, расскажите о каком-нибудь случае.
– В 1980 году экипажем из четырёх человек испытывали новый самолёт. Неожиданно самолёт вошёл в штопор, все наши попытки вывести из него машину не удались. Пришлось катапультироваться. Люди не пострадали. Видимо, при подготовке к полёту или при его выполнении была допущена ошибка.
Скромничает Михаил Иванович. Скуп на геройские рассказы. Когда 1 декабря 1980 года при испытаниях Ту-22М3 самолёт свалился в штопор, то именно командир экипажа М. И. Поздняков принял решение катапультироваться. С высоты 800 метров. А земля после дождя и сильного мороза превратилась в ледяной каток. Мягким такое приземление не назовёшь, но тогда члены экипажа отделались ушибами, а вот радист получил тяжёлую травму.
Был и ещё экстремальный случай, когда в 1984 году при испытаниях А-50 в непосредственной близости машины от земли отказала система управления, и только благодаря профессионализму, мужеству и хладнокровию Михаила Позднякова катастрофу удалось предотвратить.
– Казалась ли вам сложной ваша деятельность?
– Конечно, испытательные полёты не бывают одинаковыми. В любой профессии есть доля риска, и трудности, с которыми справляешься. Всегда готовился к полётам совместно с инженерами-испытателями. Когда ситуация могла быть сложной, отрабатывали полёты на специальном пилотажном стенде в городе Москве в конструкторском бюро. Как говорили у нас: «Ежели лётчик идёт в полёт, как на подвиг, значит, он к полёту не готов». Поэтому всегда принимал решение: усложнить полётные задачи или, наоборот, упростить, чтобы не допустить аварийных ситуаций.
Бороздил небо наш земляк на различных типах самолётов 31 год. Испытал более 40 видов боевых самолётов: от лёгких истребителей до тяжёлых бомбардировщиков. За вклад в развитие отечественной авиации в марте 1998 года из рук Президента Михаил Поздняков получил Золотую Звезду Героя России.
Мария ВЕСНОВА, А. НАУМОВА
Справка
М.И. Поздняков в 1975 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1979 году окончил Московский авиационный институт.
В 1975-1998 годах – лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ БА).
В 1988–1989 годах работал старшим инспектором ГК НИИ ВВС.
В 1989–1992 годах был начальником Центра подготовки лётчиков-испытателей. В 1994-1998 годах — начальник СЛИ БА.
Участвовал в испытаниях самолётов Ту-160, Су-24, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-142, А-50.
Установил 31 авиационный мировой рекорд (вторым пилотом) на самолётах Ту-95МС и Ту-160. Налетал более 6 000 часов, в том числе испытательный налёт – около 3 000 часов.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1997 года за мужество и героизм при испытании новой авиационной техники полковнику Позднякову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 1998 году был уволен в запас. До 2001 года работал ведущим инженером в ГЛИЦ имени В. П. Чкалова. Затем переехал в Волгоград. Работает в отделе по чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с воинскими частями аппарата главы областной администрации.
Во какие герои рождаются в сельских глубинках! Гордимся таким скромным и героическим земляком! Его пример доказывает, что нужно очень чего-то захотеть и стремиться к этому – и тогда оно сбудется, и неважно, где ты родился – в столице или сельской глубинке, главное – не предавать мечту. Ну и не просто мечтать, а ещё и что-то делать для исполнения своей мечты.